ПЕДАГОГ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС | Алейникова Елена Ивановна. Работа №298506
Автор: Алейникова Елена Ивановна
В данной статье рассмотрены личностные качества преподавателя, как фактор влияющий на воспитательный процесс, требования к этим качествам. Отмечены главные характеристики преподавателя. Выявлена профессиональная ориентация педагога, в чём она состоит и что в себя включает.
В учебно-воспитательном процессе нельзя не выделить такой мощный педагогический фактор, как характер педагога, свойства и качества его личности. Преподаватели отличаются по характеру, силой воли, темпераментом, стилю общения. Непосредственное выражение вспыльчивости, жестокости, бесхарактерности говорит о плохом знании педагогом психологии и педагогики, уклонении формировать свой характер и одолеть себя. Педагогический авторитет личности определяет приемлемую форму выражения и развития дисциплины и демократии в воспитании.
ПЕДАГОГ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Алейникова Елена Ивановна
Преподаватель профессионального модуля
специальности 33.02.01 Фармация
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
В данной статье рассмотрены личностные качества преподавателя, как фактор влияющий на воспитательный процесс, требования к этим качествам. Отмечены главные характеристики преподавателя. Выявлена профессиональная ориентация педагога, в чём она состоит и что в себя включает.
Введение
В учебно-воспитательном процессе нельзя не выделить такой мощный педагогический фактор, как характер педагога, свойства и качества его личности. Преподаватели отличаются по характеру, силой воли, темпераментом, стилю общения. Непосредственное выражение вспыльчивости, жестокости, бесхарактерности говорит о плохом знании педагогом психологии и педагогики, уклонении формировать свой характер и одолеть себя. Педагогический авторитет личности определяет приемлемую форму выражения и развития дисциплины и демократии в воспитании.
Педагогическая деятельность - это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания детей в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры. Актуальность выбора темы статьи обусловлена тем, что личность педагога как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса всегда вызывала огромный интерес и проявление заботы у представителей психологической и педагогической науки. Разносторонним исследованиям личность педагога подвергалась в работах таких известных российских ученых, как Б.Г.Ананьев, Б.М.Теплов, В.С.Мерлинг, В.Д.Небылицын, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, А.Я.Никонова, Н.А.Аминова, С.К.Кондратьев, Л.М.Митина, И.А.Зимняя и многих других.
От нравственной позиции, профессионального мастерства, культуры, личности учителя зависит благополучное решение сложных и решающих задач обучения и воспитания детей. Коррекция преподавателем личных и профессиональных качеств, могут значительно улучшить уровень воспитанности, а значит, и привести к улучшению учебной деятельности школьников.
В данной статье:
- раскрыт термин «воспитательный процесс» на основе теоретического анализа литературы;
- определены актуальные качества личности педагога, влияющие на воспитательный процесс;
- выявлена роль диагностики в образовательном процессе и установить её влияние на успешность педагогической деятельности.
Материалами исследования является анализ литературных источников по исследуемой проблеме методами анализа, синтеза, обобщения.
Сила воспитательного воздействия определяется тем, кто его проводит. Роль личности педагога является важнейшим фактором, влияющим на эффективность воспитательного процесса. Особые требования к личности педагога предъявляет социальная значимость педагогической деятельности. К.Д. Ушинский отмечал, что личность учителя-это плодотворный луч солнца незаменимый ничем, действительно, с этими словами трудно не согласиться.
На сегодняшний день резко стал возрастать интерес к личности педагога, а именно к его мастерству, профессионализму, индивидуально-психологическим особенностям. Эти требования, сложно сказать, что это всего лишь интерес, связаны они с тем, что воспитательный процесс напрямую связан с личностью педагога. Должность педагога-это не просто профессия, а работа по сотворению личности человека.
Основу педагогического долга составляет любовь к обучающимся. Это и является основополагающим качеством, предпосылкой самосовершенствования. Дополнительным, но относительно стабильным требованием является общительность, доброжелательность, интеллигентность, эмоционально-волевые качества и другие.
«Любая воспитательная работа должна начинаться с того, что педагог усваивает, осознаёт воспитательные функции…», так утверждал Н.М.Таланчук . В воспитательной работе следует выделить три группы функций:
- связана с воздействием педагога на ученика
- связана с созданием воспитывающей атмосферы
- направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ученика.
Прежде чем определить связь между воспитательным процессом и ролью личности преподавателя в этом процессе, раскроем понятие воспитательный процесс.
Мы можем рассматривать воспитательный процесс как целостную динамическую систему, фактором системообразования которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Воспитательный процесс – неотъемлемое ядро педагогической деятельности образовательного учреждения, где педагогическая деятельность – это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения.
В 1980-х гг. А.В.Петровский и В.А.Петровский сформулировали подход, который предполагал рассматривать личность как способность индивида «обуславливать изменения значимых аспектов индивидуальности других людей через свою представленность в них». Действительно так, мы отражаем поведение того человека в окружении которого мы находимся. А ученики тем более, они являются подрастающим поколением, и пока у них ещё не выработался свой чёткий характер, они будут формировать его, посредством копирования. Большую часть своего времени ученики проводят в школе в окружении педагогического коллектива, и роль личности учителя имеет здесь важное место. Именно личность учителя влияет на успешность педагогической деятельности, и те или иные его свойства будут повышать или понижать воспитательное влияние.
Для непрерывного повышения уровня воспитательно-образовательного процесса и для удовлетворения профессиональных запросов в ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж» регулярно проводится диагностика педагогической деятельности. (Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя (самооценка)). Так же позволяет распознать основные профессиональные и личностные особенности педагога тестирование, проводимое среди учащихся (Классный руководитель глазами воспитанников), что позволяет определить насколько классные руководители много времени уделяют своим группам, как глубоко они вникают в проблемы обучающихся, каким авторитетом пользуются среди них.
Заключение
Таким образом, одним из важнейших факторов влияющих на процесс воспитания является личность преподавателя. Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является человек.
Каждый педагог должен стремиться к яркости, эмоциональности, общительности, интеллегентности, разнообразию видов работ, содержательности занятий. Каждый преподаватель должен понимать важность роли своей личности в воспитательном процессе каждого обучающегося.
Проблема диагностики педагогической деятельности педагогов чрезвычайно актуальна, и имеет большое значение как для совершенствования воспитательно-образовательного процесса, так и для повышения уровня квалификации педагогов. Главная ценность проведения диагностики состоит в том, что она способствует выявлению недостатков и определяет конкретные пути к их решению.
Список используемой литературы:
1. Таланчук М.Н. Системно-социальная концепция воспитания. -Казань, 2011. -110 с.
2. Логвинов И.Н.,Сарычев С.В. 10 избранных лекций по педагогической психологии. -М.: Академия, 2005 -260 с.
3. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: Просвещение, 2005. - 310 с.
4. Психология развивающей личности / Под ред. А.В.Петровского. -М.: Просвещение, 1987 -310 с.
5. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. - Л.: ЛГУ, 2017. - 183 с.