Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Педагогическая этика как показатель культуры общения в образовательной организации | Ковалёв Евгений Николаевич. Работа №235506

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ковалёв Евгений Николаевич
Качество современного образования определяется не только его содержанием и новейшими образовательными технологиями, но и гуманистической направленностью учебно-воспитательного процесса, компетентностью педагогических работников.

Одним из основных показателей компетентности педагогов и воспитателей, показателей культуры общения в училище является педагогическая этика её сотрудников.

       В.А. Сухомлинский подчеркивал, что воспитатель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом, этикой. Этика – это «практическая философия воспитания».

Ковалёв Е.Н.

Педагогическая этика как показатель культуры общения

в образовательной организации

Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики.

Культура общения – является индикатором профессионализма и профессиональной компетентности работников училища, педагогов, воспитателей и является «лакмусовой бумажкой» достигнутого уровня образовательной культуры организации в целом, индикатором качества предоставляемых училищем образовательных услуг.

Качество современного образования определяется не только его содержанием и новейшими образовательными технологиями, но и гуманистической направленностью учебно-воспитательного процесса, компетентностью педагогических работников.

Одним из основных показателей компетентности педагогов и воспитателей, показателей культуры общения в училище является педагогическая этика её сотрудников.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что воспитатель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом, этикой. Этика – это «практическая философия воспитания».

Педагогическая этика – это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью; наука, изучающая происхождение и природу, структуру, функции и особенности проявления морали в педагогической деятельности; профессиональная нравственность педагога.

Развитие педагогической этики оказывает положительное влияние на характер взаимодействия воспитателя с обучащимися, родителями, коллегами, способствует улучшению нравственно-психологического климата, усилению положительной роли семьи в воспитании детей. К основным её категориям относятся педагогический долг, свобода и ответственность, справедливость.

Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности воспитателя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков обучающихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество воспитателя и оценка мер его воздействия на воспитанников, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и обучающихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться обучающимися. Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности. В. А. Сухомлинский писал: "Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка."

Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности воспитателя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, правильно строить взаимоотношения с обучающимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать своё отношение к профессии, педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты.

Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание воспитателем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высокоразвитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если воспитателем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь воспитателя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Педагогический (моральный) авторитет – это моральный статус педагога в коллективе обучающихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый воспитатель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д. Педагогический авторитет основывается на принципе единства требования и доверия к личности воспитуемого. Авторитет педагога зависит от всего комплекса его личных и профессиональных качеств, нравственного достоинства; это духовная власть над сознанием учащихся. «Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, - указывал А.С. Макаренко, - на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание». Доброжелательность и искренность  - неотъемлемые черты авторитетного педагога.

Не желая работать над собой, некоторые педагоги стремятся завоевать авторитет ложным путем и приобретают тот или иной вид ложного авторитета.

Авторитет подавления. Завоевывается путем систематической демонстрации превосходства воспитателя в своих правах и возможности держать воспитанников в страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ. Грубый окрик, неуважение личности ребенка свойственны такому педагогу. Общение с обучающимися приобретает формально-бюрократический характер.

Авторитет педантизма. У такого воспитателя существует система мелочных, никому не нужных условностей. Систематические придирки педагога к воспитанникам не согласуются со здравым смыслом. Воспитанники теряют уверенность в своих силах, могут грубо нарушать дисциплину.

Авторитет резонёрства. Педагог, пытаясь завоевать авторитет у воспитанников, выбирает путь назиданий, бесконечных нотаций, полагая, что это единственная возможность воспитать обучающихся. На красноречие такого педагога воспитанники быстро перестают обращать внимание.

Авторитет мнимой доброты. Проявляется в силу отсутствия педагогического опыта. Попустительство, всепрощение приводят к игнорированию всех указаний учителя, над его просьбами воспитанники чаще всего посмеиваются.

Говоря о педагогической этике, нельзя не упомянуть о таком понятии, как педагогический такт.

Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности воспитателя, в которой совпадают мысль и действие.

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях воспитателя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ребёнка, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами.

Такт – это нравственное поведение. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики. Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности воспитателя.

Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах воспитателя.

В числе основных составляющих элементов педагогического такта воспитателя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Профессиональный такт проявляется:

– во внешнем облике педагога;
– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к детям;
– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
– в критичной оценке своего труда.

Каждый педагог стремится стать профессионалом. Современный педагог, несомненно, должен быть профессионалом, мастером, интеллектуалом, психологом, социологом, технологом, организатором, куратором, новатором, нравственным наставником, вдохновителем, другом.

 

Аксиомы педагогического профессионализма

Аксиома 1. Воспитатель должен уметь любить детей. 

Любить детей - это, прежде всего, понимать их и принимать их такими, какие они есть, со своими достоинствами и недостатками.

Педагог, который искусственно делит детей на «шалопаев», «перспективных», «трудных» и «обычных», может легко не разглядеть личность, не увидеть чью-то судьбу. Любовь к ребенку не есть позволение ему делать все, что он захочет. Уже педагогами прошлого было подмечено, что дисциплина не является воспитательной дубинкой. Постоянные запреты типа «нельзя» либо делают воспитанника нечувствительным к слову педагога, либо вызывают дух противоречия. Разумные и постоянные требования приучают воспитуеммого к определенному стилю жизни. Стимулируемое любовью педагога волевое действие становится через какое-то время привычным. Поэтому в процессе воспитания необходимо дать ребёнку почувствовать, что его любят независимо от его проступков и внешних качеств. Любить ребенка - это значит уметь вникать в тревоги каждого воспитанника, уметь прийти вовремя на помощь, уметь вслушиваться в настроения обучающихся, уметь своевременно разрешать противоречия детской жизни. Данное понятие проявляется на уровне сложившихся нравственных отношений с воспитанниками. Эти отношения должны характеризоваться такими качествами, как: доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливость, великодушие, доброта, взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение, взаимная требовательность и ответственность.

Аксиома 2. Воспитатель должен относиться к детям с уважением.

Воспитательский стол возвышает взрослого над детьми. Он не только диктует стиль, формы общения, но и обязывает уважать и оберегать личность ребенка. Я. Корчак остроумно заметил: «Высокий рост человека не есть свидетельство его превосходства над окружающими».

Аксиома 3.  Ребёнок - имеет право на незнание. Отсутствие высокомерия

Часто неуважительная, авторитарная позиция воспитателя по отношению к обучающемуся объясняется тем, что воспитанник еще слишком мало знает и умеет по сравнению с самим воспитателем. Однако выдающиеся педагоги прошлого неоднократно констатировали тот факт, что воспитатель должен уважать детское незнание, поскольку как отметил еще Я. Корчак: «Дураков среди детей не более, чем среди взрослых». Воспитанник согласен воспринимать знания и нормы поведения в обществе, если воспитатель уважает его «незнание» и, прежде чем приказывать и требовать, объясняет необходимость данных действий и советует, как лучше поступить. Ребёнок имеет право не знать, но он будет стремиться к познанию при правильно организованном воспитательно-образовательном процессе.

Аксиома 4. Злой воспитатель - непрофессионал.

Гнев, ярость, недовольство, несдержанность, ненависть, если они полностью овладевают сознанием педагога, отравляют ум ребёнка, вызывают психозы, неврозы и другие сопутствующие им состояния и болезни. Педагог профессионально ответствен за душевное здоровье ребёнка.

Воспитателю необходимо научиться сдерживать свои отрицательные эмоции, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражиться в самых критических ситуациях. Но при этом педагог не перестает нетерпимо относиться к нарушению норм общественной морали.

О сдерживании эмоци в человеческом общении писали многие выдающиеся люди. В.Г. Короленко заметил остроумно: «За собой следи, чтобы не раздражаться: и людьми и лошадьми надо управлять, владея прежде всего собой».

Репрессивная и агрессивная педагогика  недопустима.  

• не предъявляйте чрезмерных требований к ребенку,

• не впадайте в гнев, постарайтесь осмыслить ситуацию,

• не оскорбляйте и не кричите на детей.

Требовательность воспитателя должна быть доброжелательной, требовательностью друга, заинтересованного в судьбе воспитанника. Требовательность должна быть реалистичной, выполнимой, понятной детям. Манера выражений требований учителем должна быть также достойной, уважительной, тактичной.

Необходимо избегать крика, исключать назидательный тон. Уважение воспитанника педагогом обнаруживается в его способности доверять внутренним духовным силам обучающихся.

Разумеется, даже самый лучший воспитатель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.

Ведущая роль воспитателя в этой среде обусловливает повышенные моральные требования к нему, потому что объектом его воздействия являются дети с особым комплексом морально-психологической незащищенности.

Воспитатель общается с обучающимися в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Мир взрослых дети постигают через призму взглядов воспитателя, который нередко становится их идеалом на всю жизнь. Воспитатель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав.

Педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, любит детей, защищает их права и интересы, заботится об их здоровье, проявляет доброту и уважение к ребёнку независимо от успехов в учении, понимает психологию школьника, владеет глубокими и разносторонними знаниями по предмету, творчески подходит к обучению и воспитанию, во всех ситуациях проявляет высокую культуру поведения

«Эффект человеческой притягательности воспитателя возникает не только благодаря его эрудиции и интеллектуальной развитости. Он образуется как следствие таланта человеческого интереса, любви воспитателя к подростку. Это талант уважения личности ребенка, сочувствие его проблемам и переживаниям, требовательной помощью ему в развитии духовности, интеллигентности, достоинства и самоуважения». (Б.Т. Лихачев).

 

Воспитатель и педагогический коллектив

Педагогическое влияние на детей оказывает не только отдельный воспитатель, но и весь воспитательский коллектив. Морально-педагогический облик воспитательского коллектива является одним из важных педагогических факторов, воздействующих на обучающихся как непосредственно, так и опосредованно, через того или иного педагога.

Воспитательский коллектив обладает своей спецификой, влияющей и на взаимоотношения между его членами, а в конечном итоге — на морально-педагогический климат организации в целом.

В зависимости от характера отношений, сложившихся в коллективе, каждый из воспитателей может усиливать или ослаблять воспитательные возможности другого. Заслуживает внимания опыт организации педагогического коллектива на основе идеи коллективной ответственности за каждого воспитанника, за профессиональный рост каждого воспитателя, за повышение качества учебно-воспитательного процесса. Если в коллективе отношения между людьми создают обстановку сплоченности и доброжелательности, то они благоприятны для педагогического процесса. Отношения же недоброжелательности, создающие постоянную напряженность, конфликты и столкновения, вынуждают воспитателя отвлекаться от учебно-воспитательной работы на регулирование своих отношений с коллегами. Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Дети фиксируют все оттенки взаимоотношений учителей с ними, с другими педагогами, с родителями и т. д.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×