Педагогическая практика "Поиграем в театр" | Михалева Наталья Александровна Родина Елена Юрьевна Тимошечкина Лариса Ивановна. Работа №309371
В данном материале представлена авторская, современная, педагогическая практика, которая является частью адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития (далее АООП ДО детей с ЗПР) и реализуется в организованной и в самостоятельной деятельности детей старшего возраста.
Педагогическая практика представляет собой систему, которая реализуется поэтапно, от простого к сложному. «Поиграем в театр» - это продукт совместного творчества воспитателей, специалистов, детей и их родителей.
Педагогическая практика «Поиграем в театр»
В данном материале представлена авторская, современная, педагогическая практика, которая является частью адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития (далее АООП ДО детей с ЗПР) и реализуется в организованной и в самостоятельной деятельности детей старшего возраста. Применение данной практики позволяет получить положительную динамику в развитии познавательной активности детей с ЗПР и творческих способностей, улучшить уровень театрально-игровой и художественно-продуктивной деятельности, повысить уровень общей осведомлённости, преодолевать недостатки связной речи и коммуникативных навыков. Педагогическая практика представляет собой систему, которая реализуется поэтапно, от простого к сложному (7 этапов). «Поиграем в театр» - это продукт совместного творчества воспитателей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, педагога-психолога, детей и их родителей.
Проблема
У детей нашей группы наблюдается сниженный познавательный интерес, низкий уровень освоения АООП ДО детей с ЗПР, а конкретнее, низкий уровень игровой деятельности, чрезвычайно низкий уровень общей осведомленности, недостатки связной речи и недоразвитие коммуникативных навыков, низкий уровень овладения художественно-продуктивой деятельностью, недостатки преодолеваются тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания дошкольников, чем полнее и разнообразнее игры.
Перед нами встал вопрос о том, как помочь детям с ЗПР преодолеть их недостатки? Какие использовать современные игровые методы, которые помогли бы в освоении адаптированной программы и развитии творческих способностей?
Цель
создание благоприятных условий театрализованной деятельности дошкольников с ЗПР для стимуляции их познавательной активности, для развития театрально-игровой и художественно-продуктивной деятельности, преодоления недостатков связной речи и коммуникативных навыков, развития их творческих способностей, что способствует эффективному освоению АООП ДО детей с ЗПР. Реализация практики предполагает позитивную коммуникацию детей, родителей, специалистов и воспитателей ДОУ.
Задачи:
- формировать и развивать театрально-игровую деятельность детей с ЗПР;
- преодолевать недостатки в развитии связной речи и коммуникативных навыков детей с ЗПР;
- развивать познавательную активность;
- развивать творческую самостоятельность дошкольников в организации театрализованных игр (выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки, распределять между собой обязанности и роли);
- формировать умение свободно чувствовать себя в роли, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в театрализованные представления;
- использовать разные виды театра (бибабо, пальчиковый, ложковый, кукольный, перчаточный, настольный, теневой, костюмированный, фетровый, рисованный);
- готовить необходимые атрибуты, детали костюмов и декорации для будущего спектакля своими руками;
- улучшать уровень общей осведомленности связанной с театральной деятельностью, приобщать к театральному искусству через просмотр театральных постановок, видеоматериалов, рассказывать детям о театре, театральных профессиях;
- взаимодействовать в сотрудничестве специалистов, воспитателей ДОУ и родителей для обеспечения позитивной коммуникации детей в театрализованной деятельности.
Основная идея практики
(базовый принцип)
Мы считаем, что идея практики – это найденное решение выявленных проблем.
Реализация содержания педагогической практики «Поиграем в театр» (театрализованные игры, драматизация, исполнение стихотворений и песен, создание атрибутов и декораций), направлено на преодоление недостатков
в развитии познавательной активности детей с ЗПР, на улучшение уровня театрально-игровой и художественно-продуктивной деятельности, на расширение общей осведомлённости, на преодоление недостатков связной речи и коммуникативных навыков, и позволяет получить положительную динамику.
Применение педагогической практики основано на принципе организации личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, с учётом индивидуальных возможностей – принятии и поддержки индивидуальности каждого ребёнка, интересов и потребностей, развитии творческих способностей.
Принципы:
- принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими видами деятельности детей;
- принцип возрастной адресности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учётом возраста детей;
- принцип позитивной социализации ребенка предполагает освоение им в процессе сотрудничества с обучающим взрослым и сверстником культурных норм и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими детьми;
- принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада (специалисты и воспитатели) и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
Практика «Поиграем в театр» опирается
на современные технологии и методики:
Методика комплексного психолого-педагогического обследования ребёнка с проблемами в развитии автора А. П. Зарин, которая позволяет с достаточной полнотой осуществлять мониторинг развития каждого ребёнка, как по его отдельным направлениям, так и в целом, и даёт представление об уровне актуального развития, о «зоне ближайшего развития» (Л. С. Выготский) каждого ребёнка в ДОУ. Обследование дошкольников с ЗПР выполняется воспитателями и специалистами (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель). Учебно-методическое пособие. – СПб
.:
ЦДК проф. Л. Б.
Баряевой
, 2015.
Психолого-педагогический консилиум ДОУ (далее
ППк
) организует и координирует деятельность всех педагогов ДОУ. Для реализации педагогической практики очень важно знать потенциальные возможности каждого ребёнка с ЗПР, особенности владения ребёнком доступными ему видами деятельности (игра, рисование, музыкальная деятельность…) и осведомлённости ребёнка. Все участники педагогической практики знакомятся с результатами мониторинга, обсуждают единство педагогических взаимодействий с ребёнком.
И
гровая технология (создаёт полноценную мотивационную основу для применения навыков и умений на практике, воспитывает самостоятельность, сотрудничество, коммуникативность);
Касаткина Е.И, Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.// Управление ДОУ.-2012.-№5.
Наталья Федоровна Губанова. Игровая деятельность в детскомсаду. Программа и методическиерекомендации. Для детей 3-7 лет. Серия «Библиотека программывоспитания и обучения в детском саду».
Махнёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.:ТЦ Сфера, 2004.
Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ/Ю. В. 1.Атемаскина. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112 с.
- информационно-коммуникационная технология (применение компьютерных игр, аудио (видео) фильмы);
Апатова Н. В. Информационные технологии в дошкольном образовании. – М., 1999.
Понавательные интерактивные занятия в видеосюжетах (компакт – диск) – издательство Учитель.
Личностно-
ориентированная
технология в
нашем
ДОУ осуществляется, как действующая, воспитательная система обеспечения комфортных, безопасных условий, на основе уважения личности ребёнка, учёта особенностей его развития, где каждый ребёнок является участником
образовательного процесса со своим индивидуальным темпом деятельности, со своими склонностями, интересами, и способностью усвоения материала.
5. Взаимодействие с родителями детей с ЗПР.
- технология «Установление доверительно – деловых контактов с семьями воспитанников».
Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей / авт.-сост. Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014.
Организуем просветительско-консультативную работу с семьей, привлечение родителей к активному сотрудничеству.
При реализации задач педагогической практики требуется тщательное планирование действий педагогов и крайняя корректность при общении с семьей, формирование у родителей оптимистической позиции в отношении своего ребёнка (например, в беседе: «Ваш ребёнок запомнил слова героя сказки, нужно дома повторять и чуть-чуть подсказывать. Ваш ребёнок умеет говорить выразительно перед зрителями, если дома расскажет стихотворение, обязательно похлопайте в ладоши, потому что Вы и мама, и зритель.)
Формы взаимодействия с родителями
Коллективные
Индивидуальные
Наглядной информации
Новые проекты
Родительские собрания
«Знакомство с проектом педагогической практики «Поиграем в театр»,
«Театр в жизни семьи и ребёнка»
Анкетирование
«Любите ли вы театр?»,
«Активность родителей, как участников проекта «Поиграем в театр»
Информационный стенд:
Афиша с приглашением на сказку,
Благодарности,
Грамоты детей за участие в конкурсах сказок,
Информационные плакаты: «Мы готовим сказку “Гуси-лебеди”»,
«Мы смотрим мультик “Львёнок и черепаха“»
Освоение современных педагогических технологий в формате онлайн (оффлайн):
Создали группу для общения педагогов ДОУ и родителей «Любознайки» в социальных сетях
ОК, рубрика «Спрашивайте – отвечаем».
«12 группа Аистёнок» на базе Viber
День открытых дверей «Мы умеем рассказывать стихотворения», драматизация сказки «Гуси-лебеди», «Детский концерт»
Беседы:
«Помощь родителей в подготовке к спектаклю»,
«Учим слова (интонацию) для роли в сказке»,
«Готовим костюм героя сказки»
«Читаем дома сказку»
Выставки детских работ:
Рисунки «Мой любимый герой из сказки»,
«Сказочный домик».
Лепка «Репка»,
«Три медведя»,
«Яблонька»
Организация общения с родителями на платформе ZOOM, разыгрывание сказки «Репка». по ролям.
Семейный клуб
«На беседу к логопеду» 2019-2020 уч. г. (организаторы уч.-логопед, уч-дефектолог),
«Творим вместе» 2021-2023 уч. г.г. (организаторы воспитатели)
Мастер-классы:
организатор – родитель: «Домашний театр»,
«Дидактические игры по сказкам»
(организатор педагог-психолог)
Буклеты:
«Театр и дети»,
«Театр в жизни семьи».
Поездка в театр
«Золотой ключик» на спектакль «Красная шапочка»
Индивидуальные поручения:
чтение произведений,
просмотр мультфильма всей семьёй,
изготовление поделок, костюма к сказке.
Конкурс «Калейдоскоп сказок» с участием родителей.
Здоровьесберегающая технология (комплекс мероприятий, создающий условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, личностного и физического здоровья);
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход, 2000.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
Сивцова А.М. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.
Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.
Методы взаимодействия
Современным и эффективным является метод работы в команде специалистов, воспитателей ДОУ и родителей.
Совершенствование коммуникативной деятел
ьности осуществляют все специалисты. Обеспечивают
полноценные эмоциональные контакты и сотрудничество
со
взрослыми
и сверстниками,
выполняя общую задачу для всех специалистов
- формирование ведущих видов деятельности ребенка
.
На примере подготовки р. н. сказки «Репка»
Воспитате-ли
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед
Педагог-психолог
Музыкальный рук/ль
Родители
1 этап - знакомство с содержанием сказки
«Круглый стол» - составление плана совместной работы
Бабушка Загадушка приносит детям новую сказку.
Чтение книги, рассматри
вание иллюстра
ций.
Сказка на фланеле
графе
Игра «Весёлый-грустный».
Знаком
ство с эмоциями героев сказки.
«Поиграем в сказку» - настоль
ный театр.
Песенка:
«В огороде», игровые движения «Будем овощи собирать»
Мульт
фильм «Репка», чтение книги, рассматри
вание иллюстра
ций.
2 этап - вопросы поискового и аналитического характера
Беседа по содержанию сказки:
«зачем?»,
«почему?».
Вторичное
чтение сказки.
Составле
ние «Опросни
ка»,
вопросы для понимания смысла сказки:
Зачем дед посадил репку? Почему репка выросла большая?
Работа с «незнако
мыми» словами
(овощи, домашние животные,репка - овощ, Жучка и кошка – домашние животные)
Дид.-игры:
«Кто пришёл?»
«Кто не пришёл?»,
«Почему?»
Муз. игра
«Кто так ходит?»
Опросники
для
вечерней сказки.
Беседа по содержанию сказки.
3 этап – составление плана для реализации сказки;
Составление «Паутинки» - кто из детей, что любит делать, распределение ролей, обсуждение костюмов, атрибутов…
«Круглый стол» - распределение ответственности, помощи в создании сказки
4 этап – изготовление поделок, рисунков по содержанию сказки;
Разучивают слова роли.
Изготавливают поделки и рисунки, оформляют выставку.
Игры для запоминания сказки «Назови героев»,
«Кто за кем?»,
«Посчитаем»
Четкое проговаривание предложений, трудных слов.
Дидактические игры:
«Кто лишний?»,
«Что неправильно?»
Муз. игра
«Овощи», «Мы поедем за урожаем»
Разучивают слова роли.
5 этап – создание костюмов, оформление декораций, подготовка к драммат.
Игра «Мастерская»,
«Поиграем в сказку»,
репетиция
Театрал. игра
«Внучка приехала к дедушке и бабушке»
Игра
«Скок, скок, - это чей голосок?»
«Праздник для Жучки»,
«Покружились – подружились»
«Хоровод вокруг репки»
Помощь в изготовлении костюмов, декораций.
6 этап – драматизация сказки
Выступление перед детьми другой группы д/сада, перед родителями
7 этап – рождение собственной (авторской) сказки.
Атрибуты сказки, костюмы размещаются в группе в сказочном сундучке, что бы у детей был свободный доступ для собственной импровизации, в свободное время. Предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать из бросового материала собственную, авторскую сказку.
Основные методы и приёмы:
Все педагогические методы и приёмы работы с детьми с ЗПР используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяют развивать творческое воображение, умение драматизировать сказки, развивать выразительную речь.
Методы
Приемы
Наглядные
наблюдение, демонстрация картин, иллюстраций к сказкам, афиши,
рассматривание рисунков, поделок на выставке по сказке
показ способов действий, показ образца
Словесные
рассказ педагога, рассказ ребёнка, беседа, чтение художественной литературы, чтение потешек, прибауток, стихов,
драматизация, инсценировка,
вопросы, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка, беседа (после экскурсии, просмотра мультфильма)
Специальные приёмы:
- дробление заданий на короткие отрезки и предъявление поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.
- исправление;
- многократное повторение;
- подчёркивание голосом нужной части слова;
- образец правильной речи;
- употребление сопряженной речи;
- употребление отраженной речи.
Практические
упражнения,
моделирование
показа способа действий (танец, движения под музыкальное сопровождение)
- Многократное повторение проб, для освоения способа деятельности, предоставление возможности действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях;
- формирование приемов в определенной логической последовательности путем поэтапного перехода от репродуктивной умственной деятельности к продуктивной, самостоятельной;
- учет индивидуальных особенностей дошкольников в овладении приемами. Одно и то же задание может выполняться ребёнком на разном уровне самостоятельности, с использованием различных видов помощи;
- показ способов действий (многократный, «пошаговый», «рука в руку»);
- модельное конструирование;
Игровые
метод игровой импровизации
дидактическая игра,
воображаемая ситуация в развёрнутом виде,
игровые действия
пальчиковые игры,
хороводные игры,
музыкальные игры
Внезапное появление объектов,
- выполнение педагогом (ребёнком) игровых действий,
- загадывание и отгадывание загадок,
- создание игровой мотивации, игровой ситуации
Методы формирования сознания
объяснение, беседа,
метод поэтапного формирования умственных действий
Речевое проговаривание действий на каждом этапе формирования приема умственной деятельности, с целью повышения осознанности усваиваемого материала;
- действия с комментированием;
- побуждение ребёнка к проговариванию собственных
действий.
Психотехнические приёмы коррекции:
- мнемотехнические приёмы;
- логические приёмы запоминания
Методы стимулирования чувств и отношений
поощрение, наказание,
педагогическая оценка,
создание ситуации успеха
Обязательные церемонии «приветствия», «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы,
приём самооценки.
Формы
Для решения поставленных задач использовали следующие формы организации театральной деятельности:
О
рганизованная образовательная деятельность
с детьми
(
чтение и обсуждение
сказок
(стихотворений, песен)
, просмотр и обсуждение мул
ьтфильмов (видеофильмов),
инсценирование
и драматизация,
дидактические игры, изготовление атрибутов к сказкам,
рисование, лепка,
оформление выставок, продуктивная
деятельность, поездка в театр
);
С
амостоятельная деятельность детей
(самостоятельные игры
в
театральном центре,
предполагающие общение со сверстниками; настольно-печатные игры, игры по мотивам художественных произв
едений,
предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать
из бросового материала театральную атрибутику
, рассматривать р
епродукции картин, иллюстрации к сказкам).
Индивидуальные формы работы с детьми (индивидуальные занятия со специалистами ДОУ для заучивания выбранной роли – запоминания слов героя сказки, движений, эмоций; заучивание стихотворения,
потешки
, отгадывание загадок, инсценировки, дидактические игры).
Этапы реализации нашей практики
Последовательность работы с драматизацией сказки включает в себя несколько этапов:
1 этап – знакомство с содержанием сказки;
2 этап – вопросы поискового и аналитического характера;
3 этап – составление плана для реализации сказки;
4 этап – изготовление поделок, рисунков по содержанию сказки;
5 этап –оформление декораций, подготовка к показу сказки;
6 этап – драматизация сказки;
7 этап – рождение собственной (авторской) сказки.
На 1 этапе при знакомстве с содержанием сказки используются следующие формы работы:
просмотр мультфильмов, чтение сказки, рассказывание с использованием настольного театра или фланелеграфа, рассматривание репродукций картин, иллюстраций. С содержанием сказки детей знакомят воспитатель, учитель-дефектолог. Роль родителей всегда велика, поэтому привлекаем их к чтению сказок, поиску и просмотру мультфильмов в домашних условиях.
На 2 этапе проводится беседа по содержанию сказки, формулируются вопросы поискового и аналитического характера - «зачем?» ,«почему?» для развития мыслительной деятельности, процессов анализа, синтеза. В опросниках содержится примерный перечень вопросов, который можно менять (сокращать, дополнять) в зависимости от индивидуальных особенностей детей и от уровня их подготовленности.
Для этого составлены опросники, помогающие детям вспомнить содержание сказки.
Вторичное чтение сказки, в которой все понятно, в том числе и скрытый смысл. Беседа по сказке и составление опросников проводятся воспитателем и учителем-дефектологом.
На 3 этапе составляется план-схема действий для реализации сказки, распределяются обязанности и роли. Воспитатели, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед обсуждают за «круглым-столом» уровень речевого развития, индивидуальные особенности детей, которые необходимо учитывать при распределении ролей в драматизации сказки.
На 4 этапе изготавливаются: афиша сказки, поделки из бросового материала, рисунки сказочных героев, сюжета….
Данные умения формируются самостоятельно или при помощи воспитателя, либо вместе с родителями.
Оформляется выставкадетских рисунков и поделок.
Мотивация общения в условиях помощи взрослому:
В этом случае побуждающими для детей мотивами являются общение с педагогом, возможность получить одобрение, а также интерес к тем новым делам, которые ребёнок может совершить вместе с вами, оказывая вам помощь.
Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться таким-то делом, коротко излагаете его суть, говорите, что в одиночку вам будет сложно или неинтересно, и предлагаете всем желающим принять участие.
Таким образом, создаются условия для самостоятельной продуктивной деятельности детей.
На 5 этапе работы со сказкой разучиваются выбранные роли, дети самостоятельно выбирают для себя роль, заучивают диалоги, учатся выразительности и эмоциональности в исполнении. Используется основной приём - показ взрослым образца выразительной речи и движений и приём подражания образцу. Это необычный вид деятельности, он называется эмоциональное проживание сказки. На этом этапе решается ряд образовательных, коррекционных и воспитательных задач:
- учить понимать эмоциональное состояние героев сказки, сопереживать героям сказки и откликаться на эмоциональное состояние окружающих;
- развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов;
- корректировать эмоционально-волевую сферу детей. Например, ребёнок очень часто приходил в детский сад раздражительный, возбуждённый, с криками и плачем. В группе предпочитал играть один, не вступал в контакт с другими детьми и взрослыми (не разговаривал, прятался под стол). Имели место быть аффективные вспышки агрессии. Постепенно, привлекая мальчика к работе по сказке, происходили заметные изменения в поведении. Сначала появилось чувство доверия к окружающим, он перестал прятаться. Возникло желание игры с детьми, которое переросло в желание рассказывать сказку. Он выбрал для себя роль собачки. Произошло открытие в ребёнке положительных качеств: доброта, искренность, отзывчивость на просьбы детей и взрослых. Мальчику так полюбилась роль собачки в сказке, что он сочинял новые слова и действия, украшая сказку своей фантазией.
На этапе эмоционального проживания сказки детям предлагаются задания на развитие мимики, пантомимики, общей моторики. Например, изобразите на лице настроение бабы-Яги из сказки «Гуси – лебеди » - сердитое, удивлённое, радостное. Изобразите настроение братца Иванушки - испуганное, весёлое.
На 6 этапе были организованы драматизации сказок «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди», «Стрекоза и муравей». (См. гиперссылку - видео)
На 7 этапе – итогом работы мы считаем самостоятельную деятельность детей – это рождение собственной (авторской) сказки, «Красная шапочка на новый лад», «Веселые медвежата», «Сказка про дружбу». (См. гиперссылку – видео)
В осуществлении театрализованных видов деятельности, на всех этапах работы, помогают родители. Прежде всего, в знакомстве со сказкой, изготовлении поделок, костюмов, атрибутов, в заучивании ролей. Поэтому роль заинтересованных родителей всегда велика. Мы объясняли родителям ценность диалогического общения с детьми, обмена информацией и эмоциями.