Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Педагогическая профилактика буллинга в начальной школе | Анастасия Александровна Козлова. Работа №354130. Номер работы: №354130

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье раскрываются проблемы травли в начальной школе. Целью исследования было выявление подверженности буллингу детей младшего школьного возраста. 

Начальная школа — первая ступень, чтобы получить образование. Это новый виток в социализации ребенка, новая социальная роль — ученик. Родители, когда выбирают школу, часто ориентируются не на образовательную организацию, а на учителя. И если раньше доминирующими выступали профессиональные навыки педагога, то сейчас в первую очередь родителей интересует, как учитель коммуницирует с детьми, как устраняет детские конфликты, не провоцирует ли их, не ведет ли себя агрессивно и нетактично. Одна из причин такого интереса — участившиеся случаи буллинга в начальной школе.

Педагогическая профилактика буллинга в начальной школе

Аннотация. В статье раскрываются проблемы травли в начальной школе. Целью исследования было выявление подверженности буллингу детей младшего школьного возраста. Ключевые слова: насилие, травля, буллинг, , младшие школьники.

Начальная школа — первая ступень, чтобы получить образование. Это новый виток в социализации ребенка, новая социальная роль — ученик. Родители, когда выбирают школу, часто ориентируются не на образовательную организацию, а на учителя. И если раньше доминирующими выступали профессиональные навыки педагога, то сейчас в первую очередь родителей интересует, как учитель коммуницирует с детьми, как устраняет детские конфликты, не провоцирует ли их, не ведет ли себя агрессивно и нетактично. Одна из причин такого интереса — участившиеся случаи буллинга в начальной школе.

Первое упоминание о травле в школе появилось еще в начале 20 века в трудах К. Дьюкса, однако проблема буллинга вызвала интерес в научных кругах только в конце 20 – начале 21 века в трудах зарубежных (П.П. Хайнеман, A. Пикас, E. Роланд) и отечественных (А.А. Бочавер, С.Н. О.Л. Глазман, Ениколопов, и др.) исследователей. Буллинг в большинстве исследований рассматривается как травля одного из членов детского сообщества, его агрессивное преследование путем физических (побои, пинки, щипки, удары), психологических (изоляция, игнорирование), экономических (нападение на собственность, вымогательство, шантаж) или виртуальных (распространение слухов, видео, фотографий) воздействий и характеризующееся неравенством сил, осознанностью и повторяемостью, что является маркером отличия буллинга от случайного конфликта или ссоры, которые иногда происходят во взаимоотношениях между людьми.

Среди педагогов школ бытует мнение о том, что проблема школьного насилия существовала всегда и сегодня ей уделяется неоправданно много внимания. Безусловно, в любом детском коллективе всегда были дети, которые подвергались насмешкам и издевательствам, со стороны отдельных учеников или большого количества учащихся класса, однако школьная травля приобретает все более травматичный характер, связанный с возможностью распространения сцен насилия, снятых школьниками в сети Интернет.

Сегодня школьный буллинг является серьезной проблемой, которая влечет за собой соматические (головные боли, нарушения пищеварения, нарушения деятельности сердечно-сосудистой и иммунной систем, блокады мыслительной деятельности), психологические (тревожность, раздражительность, агрессивность) и социальные (нарушения общения, аддиктивное поведение, школьная дезадаптация) последствия, в связи с чем требует особого внимания педагогической общественности.

Буллинг в школе нарушает атмосферу безопасности. Он не только провоцирует заболевания, но и понижает результаты обучения. Возникшие вследствие буллинга страхи, фобии, школьные неврозы не мотивируют к обучению, ребенок не может раскрыть свои таланты и не желает ходить в школу.

Причин буллинга в начальной школе много. Некоторые из них вольно или невольно может провоцировать сам педагог:

1. Учитель некорректно и неровно относится к детям в классе. Оценивает одних учеников перед другими, вызывает этим зависть и затаенную обиду. Дети в силу возрастных особенностей и отсутствия у них опыта эффективной коммуникации могут компенсировать свои неприятные чувства жестоким обращением с «любимчиками».
2. Учитель поощряет ябед. Например, он выходит из класса во время урока и просит кого-то из детей записать фамилии тех, кто плохо себя вел во время его отсутствия. Такие ученики — потенциальные жертвы буллинга. Педагог делегирует свои полномочия
ученику, который начинает шантажировать одноклассников, демонстрирует превосходство и значимость для учителя. Остальные дети затаивают обиду и могут негативно относиться к ябеде всю школьную жизнь.
3. Учитель не знает о проблеме буллинга или не разбирает детские ссоры и «невинные» конфликты. Ученые давно заметили, что учитель начальных классов влияет на учащихся иногда больше, чем родители. Родители слышат такую же, как у педагога, интонацию голоса, манеру говорить, ребенок копирует жесты учителя.
Педагог сближает детей, учит сотрудничать, понимать друг друга. Они бессознательно присваивают стиль учителя. Поэтому от того, каким был первый учитель, насколько заинтересованно он относился к тому, что происходило в детском коллективе, во много зависит успешность учащегося в будущем.
4. Учитель не знает о семейных проблемах учащихся. То есть нарушен  социально-психологическая система «учитель — ученик — родитель».  Дети, которые отвергнуты родителями, могут оставаться в роли жертвы и среди одноклассников. И наоборот — они могут выступать в роли агрессора, чтобы компенсировать проблемы и неприятности
в семье.

Профилактика буллинга В профилактике школьного буллинга роль играет культурный уровень учителя, его манера общаться с детьми и взрослыми. Быть увлеченным профессией и вежливым в общении, гуманно относиться к детям, дружески располагать к себе — вот залог успеха педагога. Важно уметь выразительно, логично изложить мысль, убедить. Основные качества, которые необходимы учителю: тактичность, выдержка, отзывчивость, наблюдательность, искренность и внешняя опрятность. Если педагог принимает каждого ученика, доброжелательно к нему относится, замечает то, как он продвинулся на пути к успеху, то беспокойство, страхи, защита учащегося уходят. Он открыто говорит о своих чувствах, мыслях и остается самим собой. Учитель начальных классов, который ориентирован на такие профессионально-личностные критерии, не допускает буллинга в своем классе.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×