Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Педагогическая система Я. А. Каменского | Мой кабинет. Работа №353262

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил для реализации этих требований:

1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждыйгод, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи,которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.

2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей,

точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до

конца не будет усвоен учащимися.

4. «Все занятия должны бать распределены таким образом, чтобы новыйматериал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим».

5. Обучение «должно идти от более общего к более частному», «от болеелегкого - к более трудному», «от известного - к неизвестному», «от более

близкого к более отдаленному» и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Педагогическая система Я. А. Каменского"

 

Учитель математики и информатики

Язвенко Н.С.

 

 



Введение

Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист Ян Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь. В своём реферате я постарался обосновать педагогическую систему крупнейшего педагога, выдающегося общественного деятеля XVII века Яна Амоса Коменского. Ведь многие из них вошли в практику современной школы. Коменского называют отцом педагогики, учителем народов. Он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма, демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, пламенную любовь к родине оптимистическую веру в будущее, равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех народов. Он был борцом за прекращение и уничтожение всех войн и восстановлением всеобщего мира на земле.

Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то, ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость. В отличие от педагогов-гуманистов эпохи Возрождения Коменский создал систему воспитания не для избранных, не для аристократической верхушки общества, а для демократических слоев населения, для народных масс.

 


Педагогическая система Я. А. Коменского

 

Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его

теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнскаяшкола», «Великая дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа»и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. В дидактическомучении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципахобучения, которые обычно называют дидактическими принципами. Принципыобучения подразумевает те положения общеметодического характера, на которыеопирается обучение и учение вообще. В педагогической литературе различаютдидактические (общие) принципы обучения и методические (частные) принципыобучения.

Коменский впервые в истории дидактики не только указал нанеобходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущностьэтих принципов:

1) принцип сознательности и активности;

2) принцип наглядности;

3) принцип постепенности и систематичности знаний;

4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

 

Принцип сознательности и активности

Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся непассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко иосновательно усваивают знания и навыки. Там, где отсутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствуетформализм.

Коменский разоблачил господствовавший на протяжении многих столетийдогматизм и показал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякуютворческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.

Коменский считает главным условием успешного обучения постижениесущности предметов и явлений, их понимание учащимися: «Правильно обучатьюношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов,фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность пониматьвещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потеклиручейки (знания)».

Коменский также считает основным свойством сознательного знания нетолько понимание, но и использование знаний на практике: «Ты облегчишьученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какуюэто принести повседневную пользу в общежитии».

Коменский дает целый ряд указаний о том, как осуществить сознательноеобучение. Самым главным из них является требование: «При образованииюношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не толькоучащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится ичто он делает».

Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося,с его творчеством. Коменский пишет: «Никакая повивальная бабка не в силахвывести на свет плод, если не будет живого и сильного движения и напряжениясамого плода». Исходя из этого, одним из самых главных врагов обучения Коменский считал бездеятельность и лень учащегося. В своем труде «Обизгнании из школ косности» Коменский раскрывает причины лени и дает рядуказаний о том, как ее искоренить.

Коменский считает, что «косность есть отвращение к труду в соединениис леностью. С нею связаны:

1) беглость от работы и уклонение от задаваемых работ;

2) вялое, холодное, поверхностное и безучастное исполнение их;

3) медлительность и прекращение уже начатых работ».

Лень учащихся, по Коменскому, выражается в том, что они «не думают,как бы приобрести самим себе свет истинного и полного просвещения, и ещеменее того принимают на себя труд, потребный для достижения такогопросвещения». Коменский считал, что изгонять лень нужно трудом.

Воспитание активности и самостоятельности Коменский считает важнейшейзадачей: «Чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, ипритом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами,пробовал все произносить и делать и начинал все применять. У своих учениковя всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и вприменении, как единственную основу для достижения прочного знания,добродетели, и наконец, блаженства».

 

Принцип наглядности

Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоениеучащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами иявлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считаетзолотым правилом обучения.

К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда,когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних странона имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпохугосподства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвениюи ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первымввел использование наглядности как общепедагогического принципа.

В основе учения Коменского о наглядности лежит сенсуалистически-

материалистическая гносеология. Для обоснования наглядности Коменский многораз приводил одну фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее небыло дано в ощущении».

Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:

1) «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещейвообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственноедоказательство».

2) «Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам

учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали

все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, такимобразом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...»

3) То, что нужно знать о вещах, должно быть «преподаваемо посредствомсамих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для созерцания,осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие их

изображения».

4) «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела,тот поймет и запомнит все вернее, чем если он прочтет обширнейшие объяснения, не видав всего этого человеческими глазами.»

То есть отсюда видно, что Коменский наглядность считал не только

принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществлениянаглядности Коменский считал необходимым использовать:

1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;

2) когда это невозможно, модели и копию предмета;

3) картинки как изображение предмета или явления.

Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы

сумели внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и наскольконам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процессаобучения.

Для осуществления правильного наблюдения Коменский категорическитребует: «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятиязрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом,доступное осязание - путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можновоспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькимичувствами».

 

 

Принцип постепенности и систематичности знаний

 

Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний.

Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требуетовладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической иметодической последовательности.

Последовательность и систематичность в первую очередь касаются

следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушитьлогику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности

построить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом;какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обученияи т.п.

Какое содержание вкладывает Коменский в свое основное положение –

«Обучение должно вестись последовательно».

Первое требование Коменского состоит в том, чтобы был установленточный порядок обучения во времени, поскольку «порядок - душа всего».

Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний

учащихся, и чтобы «вся совокупность учебных занятий должна быть тщательноразделена на классы».

Третье требование касается того, чтобы «все изучалось последовательнос начала и до завершения».

Четвертое требование – «подкреплять все основания разума - это значитвсему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образомчто-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе.

Ведь знать что-нибудь - это значит называть вещь в причинной связи».

Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил для реализации этих требований:

1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждыйгод, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи,которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.

2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей,

точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до

конца не будет усвоен учащимися.

4. «Все занятия должны бать распределены таким образом, чтобы новыйматериал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим».

5. Обучение «должно идти от более общего к более частному», «от болеелегкого - к более трудному», «от известного - к неизвестному», «от более

близкого к более отдаленному» и т.д.

«Эту последовательность, - говорит Коменский, - необходимо соблюдатьвсюду; повсюду ум должен переходить от исторического познания вещей кразумному пониманию, затем к употреблению каждой вещи. Этими путямипросвещение ума ведет к своим целям подобно машин с собственным движением».

 

Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками

 

Показателем полноценности знаний и навыков являются систематическипроводимые упражнения и повторения.

Принцип повторения и упражнения также стар, как и само обучение. Ещедревний китайский философ Конфуций строил систему обучения на принципеповторения и упражнения. В средние века они стали универсальными методамиобучения.

Однако понимание упражнения изменялось в различные времена и эпохи всвязи с изменением целей и содержания обучения. Во времена Коменского вшколах господствовавшее положение занимали формализм и зубрежка.

Коменский в понятия упражнения и повторения вложил новое содержание,он поставил перед ними новую задачу - глубокое усвоение знаний, основанноена сознательности и активности учащихся. По его мнению, упражнение должнослужить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений,их сознательному усвоению использованию в практической деятельности.

Поэтому Коменский не случайно называет упражнения то практикой, тоиспользованием, то хресисом, то автохресисом и др. «Так, как толькоупражнение делает людей сведущими во всех вещах, искусившимися во всем ипоэтому годными ко всему, мы требуем, чтобы во всех классах учащиесяупражнялись на практике: в чтении, письме, в повторении и спорах, впереводах прямых и обратных, в диспутах и декламации и т.д. Упражнениятакого рода мы разделяем на упражнения: а) чувств, б) ума, в) памяти, г)упражнения в истории, д) в стиле, е) в языке, ж) в голосе, з) в правахи к) в благочестии».

Коменский связывает упражнения с памятью и пишет: «Упражнения памятидолжны практиковаться беспрерывно». Но вместе с тем Коменский выступаетпротив механического запоминания в пользу логического и указывает:«Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понятно и тщательнозакреплено памятью».

Также большое внимание Коменский требует уделять физическомувоспитанию учащихся.

Придавая большое значение упражнениям и повторениям, Коменскийвыдвигает ряд указаний и правил для осуществления этого принципа вобучении:

«Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частыхи особенно искусно поставленных повторений и упражнений».

В одной и той же школе должен быть «один и тот же порядок и метод вовсех упражнениях».

«Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошопонятно».

На каждом уроке после объяснения материала учитель должен предложить«встать одному из учеников, который все сказанное учителем должен повторитьв том же порядке, как будто он сам уже был учителем других, объяснитьправила теми же примерами. Если он в чем-то ошибается его нужно исправлять.

Затем нужно предложить

встать

другому и сделать то же самое...»

По мнению Коменского, такое упражнение принесет особую пользу, ибо:

«I. Учитель всегда будет вызывать к себе внимание со стороны

учеников»

«II. Преподаватель определеннее убедится в том, что все изложенное имправильно усвоено всеми. Если недостаточно усвоено он будет иметьвозможность тотчас исправить ошибки».

«III. Когда столько раз повторяется одно и тоже, то даже наиболееотстающие поймут изложенное настолько, чтобы идти наравне с остальными».

«IV. Благодаря этому столько раз проведенному повторению все ученикиусвоят себе этот урок лучше, чем при самом долгом домашнем корпении надним».

«V. Когда таким образом ученик постоянно будет допускаться, таксказать, к исполнению учительских обязанностей, то в умы вселится некотораябодрость и увлечение этим учением и выработается смелость с одушевлениемговорить о любом высоком предмете перед собранием людей, а это будет особенно полезно в жизни».

Коменский разработал такие требования для принципа обучения и повторения:
1. "Правила должны поддерживать и закреплять практику"
2. "Ученики должны делать не то, что им нравится, но то, что им предписывают законы и учителя".
3. "Упражнения ума будут происходить на специальных уроках, проводимых по нашему методу". 
4. "Каждая задача прежде иллюстрируется и объясняется, причем от учеников требуется показать, поняли ли они ее и как поняли. Хорошо также в конце недели устраивать повторения".

Из эти положений видно, что Коменский упражнение и повторение полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила не только являются крупным достижением современному Коменскому дидактики, но и поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.

 

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.

 

В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему:

материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет),

школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами),

в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию).

Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь.

 

Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.


Литература

Лордкипанидзе Д. О. Ян Амос Коменский, изд 2-е, М, Педагогика, 1970

Нипков К. Э. Ян Коменский сегодня «Глаголь», СПб 1995

Ян Коменский. Великая дидактика. – СПб: Типография А. М. Котомина, 1875

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×