Педагогическая технология социализации дошкольников "Клубный час". ☼ | Заболотовская Анастасия Александровна . Работа №307647
В современной педагогике большую активность приобретает проблема социализации детей. Образовательное учреждение выступает для ребенка настоящей моделью общества. Осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.
В основе лежит идея использования технология успешной социализации детей для формирования дружественного детского разновозрастного сообщества в пространстве ДОУ.
Практическая значимость данной технологии состоит в том, что при проведении "Клубных часов" организуются различные виды деятельности, способствующие развитию мышления, воображения, фантазии и детского творчества.
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Центр Развития Ребенка – Детский сад № 108»
г. Сыктывкара
Педагогическая технология
социализации дошкольников
«Клубный час»
(Из опыта работы)
Работу представляет:
Заболотовская Анастасия Александровна,
Воспитатель, высшая квалификационная категория
2021 год
Пояснительная записка
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникает необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса, роли педагога. В современной педагогике все большую актуальность приобретает проблема социализации детей. Образовательное учреждение выступает для ребенка настоящей моделью общества. Приобретенные в семье задатки и навыки социальной жизни приобретают здесь новый общественный смысл. Дети приучаются жить и действовать в различных общественных группах в условиях культурного сообщества. Осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.
В своей работе использую технологию социализации «Клубный час».
В основе лежит идея использования технологий успешной социализации детей для формирования дружественного детского разновозрастного сообщества в пространстве ДОУ (технологии предложены Н.П. Гришаевой, старшим научным сотрудником Института социологии РАН г. Москвы). Новизна педагогической технологии «Клубный час» в том, что она способствует социализации дошкольников, более эффективному решению задач индивидуализации образовательной среды, заявленных во ФГОС ДО.
Каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимание педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.
Практическая значимость данной технологии состоит в том, что при проведении «Клубных часов» организуются различные виды деятельности, способствующие развитию мышления, воображения, фантазии и детского творчества; создаются условия для свободного выбора детьми деятельности, принятия решений, выражения своих мыслей и чувств.
Идея педагогической технологии «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определённые правила, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.
Основная цель – поддержка и развитие детской инициативы.
Основные задачи «Клубного часа»:
• воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
• развивать умения ориентироваться в пространстве;
• воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
• развивать умения проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
• развивать умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
• развивать умения вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу; поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.
• развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
• развивать умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты.
Реализация образовательной технологии
Для внедрения данной технологии в нашем ДОУ была создана творческая группа, которая определяла этапы работы.
Творческой группой определены и разработаны:
- периодичность и длительность клубного часа (продолжительность этого мероприятия не менее одного часа, в противном случае у детей не успевает сформироваться собственный жизненный опыт);
- правила поведения детей во время клубного часа;
- организационные моменты к каждому мероприятию.
На первом этапе мы провели детскую диагностику на контрольной группе (Приложение 1). В ходе проведения анализа индивидуального развития воспитанников дошкольного учреждения по направлению «Социально – коммуникативное развитие», мы пришли к выводу, что, несмотря на высокую оценку, которую выставили педагоги, результаты не совсем соответствуют действительности. Такие качества личности, как самостоятельность, инициативность дошкольников, сложно увидеть, если весь процесс заорганизован. Недостаточно давать свободу выбора материала на занятиях, и права выбора партнера во время самостоятельной деятельности, если в остальное время принимаем позицию «над».
Педагоги плохо осознавали, что самостоятельность – это не просто «выбор игрушки, вида деятельности и партнера по игре, соблюдения правил в общественных местах», это более глубокое понятие, несущее в себе такие проявления, как способность действовать сознательно и инициативно, способность к принятию собственных решений, осознанности выбора, умения самостоятельно разрешить конфликт, используя адекватные способы и т.п. Таким образом, в основу проекта легли ключевые моменты работы с детьми – право выбора, свободы действий, регуляция поведения.
На втором этапе мы перешли к внедрению данной технологии в нашем учреждении.
Работу проводили параллельно и с родителями и с педагогами. Родителей мы знакомили с технологией на собраниях и через наглядную информацию (Приложение 2. буклет «Что такое Клубный час?»). В процессе проведения мероприятий никто из участников не выразил неудовольствия, а наоборот проявили заинтересованность. Результатом работы с родителями стало то, что дети в эти дни дети перестали опаздывать, меньше стали пропускать детский сад. Дети с удовольствием рассказывали родителям, где они были и что делали, показывали свои творческие работы.
Для внесения на группы мы разработали памятки – картинки «Правила поведения на Клубном часе» (Приложение 3). Педагоги на группах обсуждали их с детьми, разбирали различные ситуации (Н-р: что делать, если я чувствую, что заблудился? Если я не знаю, куда я хочу идти? и т.д.). Так же детям объяснялось, для чего мы раздаем кармашки – бейджики с сигнальными кружками и почему эти кружки могут забрать (при нарушении правил).
«Клубный час» мы проводим по пятницам, в различных формах: как образовательную деятельность в утренние часы и как деятельность в группах по интересам в вечернее время. Определяется тип, тема «Клубного часа», организуются станции. Так как в мероприятии участвуют дети разного возраста, воспитатели продумывают организацию станций так, чтобы каждый ребенок мог включиться в общую деятельность и выполнить свою часть работы. Воспитателями был получен первый опыт в распределении детей на микро группы, где каждая группа выполняла свое задание, а потом объединялись, чтобы получить общий результат. Следовательно, эта форма требует предварительной подготовки от воспитателя и продуманности действий.
Накануне проведения мероприятия воспитатели проводят для детей экскурсию по детскому саду с целью презентации действующих станций.
С детьми старших и подготовительных групп проводится предварительная работа:
1) организуется дискуссия, во время которой старшие дошкольники узнают, что такое и зачем нужен «Клубный час», что можно делать во время проведения этого мероприятия и кто хотел бы на него пойти;
2) обсуждается, какие группы есть в детском саду, возраст детей в этих группах и на каком этаже (крыле) они находятся;
3) объясняется, какие есть помещения в детском саду, как они называются, кто там работает, чем занимается.
По технологии социализации «Клубный час» мы работаем уже 5 год. Нами были проведены разные варианты Клубных часов: свободные, деятельностные, тематические. По наблюдениям было выяснено, что дети накануне планировали, куда бы они хотели пойти и договаривались с кем они пойдут на Клубный час.
В виде эксперимента мы сочетали технологию «Клубный час» с Квестами (Космос, Любимый город). Очень детям понравился «Клубный час» в сочетании с квестом «Космос». Дети получили бортовые журналы для выставления печатей, где они побывали, выполняли задания, направленные на разные виды деятельности, после чего они получали конверты с картинками, из которых в результате собрали коллажи на группах.
Опыт показал, что детям очень нравится взаимодействовать в рамках Клубного часа. Они с нетерпением ждут следующего. Просят родителей обязательно отвести их в детский сад в день его проведения. Родители к первому Клубному часу проявили интерес и некую настороженность. В настоящее время, видя эмоции детей и очевидные результаты детского развития, родители очень заинтересованы в дальнейшей организации Клубных часов.
На данном этапе подведены результаты эффективности проводимой работы. Воспитатели отметили следующее:
дети стали более самостоятельными в решении вопросов самообслуживания, выбора игровой деятельности, решения конфликтов;
выбор воспитанников видов деятельности стал более осознанным и целесообразным;
дети стали проявлять инициативу и предлагать свои идеи по проведению по проведению «Клубного часа»
;
наблюдается проявление воспитанниками подготовительной группы инициативы и самостоятельности
в помощи сверстникам и младшим дошкольникам в процессе совместной деятельности
;
наблюдается открытое выражение воспитанниками своих чувств и желаний;
у многих детей снижается уровень агрессивности и конфликтности, особенно во время проведения клубных часов;
наблюдается перенос детьми правил поведения в повседневную жизнь в группе и социуме.
Воспитатели и специалисты ДОУ отметили повышение удовлетворенности от работы. Родители отмечают большую открытость, доброжелательность в общении своих детей с другими детьми.
Используемая литература:
1. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / - М.: Вента-Граф, 2015. – 184с.
2. Гришаева Н.П., Струкова Л.М. Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе.