Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Педагогические идеи М. В. Ломоносова | Юхновец Ирина Владимировна. Работа №302233

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Взгляды М.В. Ломоносова на воспитание и образование молодежи являются наименее изученной частью в его творческом наследии. Однако для нас, людей третьего тысячелетия, труды Ломоносова по распространению просвещения важны потому, что образование всё больше становится условием величия страны и личного успеха отдельного человека.

Разносторонне понимая значение педагогики, М.В. Ломоносов считал ее составной частью мировой и русской культуры. Формирование молодого поколения российского юношества в духе общечеловеческой нравственности, поощрения к познанию окружающего мира, научных и культурных ценностей – эти основополагающие ломоносовские идеи остаются актуальными и сегодня.

Многие мысли великого ученого, находят свое отражение в современной системе воспитания и образования. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.

Педагогические идеи М. В. Ломоносова
ВВЕДЕНИЕ
Одним из величайших образов славного российского прошлого является Михаил Васильевич Ломоносов – естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель.
Взгляды М.В. Ломоносова на воспитание и образование молодежи являются наименее изученной частью в его творческом наследии. Однако для нас, людей третьего тысячелетия, труды Ломоносова по распространению просвещения важны потому, что образование всё больше становится условием величия страны и личного успеха отдельного человека.
Разносторонне понимая значение педагогики, М.В. Ломоносов считал ее составной частью мировой и русской культуры. Формирование молодого поколения российского юношества в духе общечеловеческой нравственности, поощрения к познанию окружающего мира, научных и культурных ценностей – эти основополагающие ломоносовские идеи остаются актуальными и сегодня.
Многие мысли великого ученого, находят свое отражение в современной системе воспитания и образования. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Цель данной работы – представить педагогическое наследие М.В. Ломоносова.
Задачи:
представить и проанализировать его воспитательную и образовательную концепцию;
определить особенности педагогики Ломоносова и ее актуальность в наши дни.
Литературное, философское, естественнонаучное и педагогическое наследие Ломоносова обладает не только исторической ценностью; педагогические взгляды его до сих пор не потеряли своей актуальности и прямо перекликаются с современностью. Педагогические произведения Ломоносова, ранее считавшиеся утраченными, стали известны сравнительно недавно. Открылась новая грань гениальной личности русского ученого: Ломоносов предстает перед нами как автор оригинальных педагогических трудов, наставник молодых преподавателей и учащейся молодежи, организатор русского просвещения и науки. Им открыта новая страница в истории педагогики как науки о воспитании, обучении и образовании.
1. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.В. ЛОМОНОСОВА
Михаил Васильевич Ломоносов, принадлежа всему человечеству, был и остается сыном своей страны. Жизнь России в столетие безумное и мудрое отличалась небывалой стремительностью. Грандиозные начинания Петра I: новая армия, впервые созданный флот, строительство новой столицы, открытие Инженерной, Навигационной, Артиллерийской и Хирургической школ и горных школ в Карелии и на Урале, введение нового календаря и гражданского шрифта, появление издательств и музеев, учреждение Морской академии и Академии наук – явились воплощением коренных перемен в государстве.
Развитие педагогической мысли и школьной практики в России 40—60-х г. XVIII века неразрывно связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова — ученого-энциклопедиста, художника и поэта, поднявшегося в истории мировой культуры на уровень гения.
Первый русский академик Михаил Васильевич Ломоносов был (1711 – 1765) был выдающимся педагогом России XVIII века.
Истинная ценность научных трудов Ломоносова, смелость и оригинальность подхода к решению любых проблем, гениальность прозрений и многообразие видов культурной деятельности ученого может быть понята лишь с точки зрения современного развития нашего общества. Пытливая мысль ученого-энциклопедиста опережала на целое столетие его современников в разных странах.
Выдающийся ученый жил и творил в послепетровскую эпоху, когда происходили исторически значимые социальные преобразования, шла острая борьба в религии, развивалась русская наука, большое распространение получило просветительство.
Сын поморского крестьянина, самоучка, он в 19 лет, скрыв свое происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В ней он получил широкую общеобразовательную подготовку и научился искусству сочетать религиозный и научный подходы в познании внешнего мира и человека, его внутреннего, психического мира. За успехи в учебе он был направлен в Петербург для обучения при Академии наук, где не только овладел основами наук того времени, но и показал себя самостоятельно мыслящим исследователем.
В педагогической деятельности Ломоносова можно обозначить ряд периодов.
Первый период (1742–1745 гг.) связан с преподавательской деятельностью: народное просвещение, разработка учебных пособий на русском языке.
В этот период:
- 8 января 1742 подписана резолюция Академической канцелярии о назначении М.В. Ломоносова адъюнктом физического класса;
- С 1 сентября 1742 – чтение лекций для студентов;
- разработка учебных пособий на русском языке по различным предметам.
Второй период (1745–1749 гг.) связан с разработкой учебных материалов, методической работой, работой над новым уставом.
Этот период ознаменовался следующими выдающимися событиями в области педагоги:
- 25 июля 1745 г. М.В. Ломоносов стал первым русским, избранным на должность профессора химии;
- 28 апреля 1746 г. подготовлено представление о привлечении семинаристов в Академию и об увеличении числа учеников гимназии;
- 20 июня 1746 г. состоялась первая в России публичная научно-популярная лекция на русском языке.
В 40—50-е гг. XVIII в. у М.В. Ломоносова сложилась стройная система педагогических убеждений. Цели воспитания он формулировал в рамках идеологии Просвещения и в русле своих демократических взглядов на обучение детей всех сословий.
Третий период (1750 – 1756 гг.) педагогической работы Ломоносова связан с разработкой документов о среднем и высшем образовании, которые впоследствии будут признаны как план организации просвещения и образования в России.
Основные события данного периода:
- период работы над программой высшего и среднего образования - (Программа организации просвещения в России);
- по проекту М.В. Ломоносова был учрежден Московский университет (1755) и гимназия. Служение университета на пользу и славу отечеству: развитие науки, популяризация научных знаний, решение педагогических задач;
- в 1758 г. составлен Проект регламента академической гимназии;
- ученики гимназии переводились в следующий класс после усвоения в совершенстве программы своего класса.
М.В. Ломоносов первым представил гимназию как передовой тип средней общеобразовательной школы в России.
М.В. Ломоносов был одержим мыслью создать российский по духу и содержанию университет и при нем гимназию, в которых могли бы учиться все желающие независимо от сословий.
В Петербурге осуществить эту идею ему не удалось, и с 50-х гг. XVIII в. он начал работу по созданию университета в Москве как образовательного и научного центра России.
Эта идея М.В. Ломоносова нашла поддержку фаворита императрицы Елизаветы графа Ивана Ивановича Шувалова (1727—1797). В январе 1755 г. императрицей был издан указ об учреждении в Москве университета и двух гимназий при нем: для дворян и для разночинцев. Благодаря этому в Московском университете удалось создать преемственную систему среднего и высшего образования. Шувалов стал первым куратором Московского университета.
Т.о., огромной заслугой ученого явилось основание Московского университета (1755) с тремя факультетами: философским, юридическим, медицинским, в котором обучение велось преимущественно на русском языке.
В это время сам М.В. Ломоносов создал ряд учебных пособий: Краткое руководство к риторике (1743), Риторика (1748), включающая хрестоматию русской и зарубежной литературы, Российская грамматика (1755), выдержавшая одиннадцать изданий и переведенная на все основные европейские языки, учебник истории Краткий Российский летописец с родословием, учебные пособия по истории Древняя Российская история и Слово похвальное блаженной памяти государю императору Петру Великому (1755), а также учебные книги по химии и физике.
Четвертый этап (1756-1765 гг.). Завершение работ над программой развития среднего и высшего образования в России.
Программа была построена на основе принципов демократизма, гуманизма и народности.
В 1756–1765 годы происходит завершение преобразовательных действий.
Важными документами этого периода явились Регламент академической гимназии, разработанный им в 1758 г. и Проект регламента московских гимназий. М.В. Ломоносов выступил сторонником классно-урочной системы. Это была новая идея в русской педагогике, которую Ломоносов сам воплотил на практике. Эти документы раскрывают творческий подход М.В. Ломоносова к разработке проблем организации школьного дела в стране.
2. ПРИНЦИПЫ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИДЕИ
М.В. Ломоносов считал науку одним из главных факторов развития общества, он стремился использовать ее на благо экономического и культурного процветания родины. Забота о могуществе Российского государства обратила М. В. Ломоносова к воспитательным проблемам, к вопросам подготовки молодой научной смены. Отличительными принципами его учения о воспитании и образовании молодежи являлись народность, демократизм, гуманизм.
Целью воспитания Ломоносов считал формирование человека-патриота, качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение на благо Родины. Идеал воспитания ученый видел в разносторонне развитом, высокообразованном и культурном человеке.
Свою программу развития среднего и высшего образования в России М.В. Ломоносов построил на принципах демократизма, гуманизма и народности.
Демократизм Ломоносова выразился, прежде всего, в стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обучающихся детей в них, а также выступил за единую бессословную систему образования, доступную всем.
Исходя из принципов гуманизма и народности, Ломоносов высоко ценил общечеловеческую нравственность.
Следуя традициям гуманизма, Ломоносов считал, что человек должен быть счастливым. В понятие счастье он вкладывал особый смысл, подразумевая под ним не столько удовлетворенность своей жизнью, сколько возможность служить на благо отечества.
Разработку дидактических вопросов М.В.Ломоносов осуществлял на основе идеи познаваемости объективного мира.
Ломоносов думал, что умственное развитие может быть результативным тогда, когда в процессе обучения учитель будет использовать определенные дидактические правила или принципы.
Принципы обучения: природосообразность; доступность; логичность; научность; учёт наследственности и индивидуальных особенностей детей, условий их обучения; самостоятельность.
Ведущими дидактическими принципами М. В. Ломоносова были принципы посильности и развивающего обучения. В основе обучения должен был лежать познавательный интерес, вызывающий, по мнению М. В. Ломоносова, творческое усвоение учебного материала и развитие в студентах и учащихся исследовательских устремлений.
Ломоносов полагал, что обучение необходимо строить на основании некоторых дидактических принципов. Поэтому изучение материала всегда начинали от простого к сложному. Часто предлагалось проводить занятия в группах, чтобы учащиеся могли учиться взаимопомощи, за исключением экзаменов.
Дидактические идеи, по мнению М.В. Ломоносова - это главные составные элементы познания: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех способ к изысканию правды.
Практика - является основой познания. Весь процесс человеческого познания определяется потребностями практической деятельности.
Ярчайшим примером обращения науки на пользу практическим задачам страны явились собственные труды гениального ученого. Поражает всеохватность проблем, разрабатывавшихся Ломоносовым.
Прогрессивной в дидактических идеях М.В. Ломоносова явились постановка и организация классно-урочной системы. Эта мысль была новой для российской системы обучения. Классно-урочная система предполагала большее использование воспитательных функций образования и строилась таким образом, что занятия были разделены на дневные (получение новых знаний) и на вечерние (выполнение домашних заданий).
В таких документах, как Проект регламента Академической гимназии и Проект регламента московских гимназий, он выступил сторонником классно-урочной системы. Это была новая идея в русской педагогике, которую Ломоносов сам воплотил на практике. Он считал, что в рамках урока можно более полно использовать воспитательную функцию обучения.
Основой нравственного воспитания Ломоносов считал родной язык. Он высоко ценил его богатство, красоту, музыкальность.
Именно Ломоносов-педагог выдвинул идею о воспитательном значении русского языка. Его изучение способствует формированию патриотизма, уважения к национальной культуре, распространению грамотности и науки. Благодаря усилиям Ломоносова в гимназии появились классы русского языка (Российская школа).
В гимназии изучали латинский и русский языки, арифметику, геометрию, географию; преподавание вели наиболее способные студенты университета; языком обучения в Московском университете и в гимназии был русский, а не латинский и немецкий, как в гимназии и университете при Академии наук в Петербурге.
Для обучения учащихся необходимо было подготовить учебное пособие, за разработку которого взялся сам Ломоносов. Российская грамматика была построена на передовом языковедении, на тонком знании русского языка, его диалектов. Долгое время это был самый авторитетный учебник русского языка. Российская грамматика стала на тот момент лучшим учебником для русской школы, не потеряв своей научной ценности и до сегодняшних дней.
Для более полного усвоения учащимися учебного материала М. В. Ломоносов считал необходимым использовать систематические упражнения, выполнение различных заданий для самостоятельной работы, что рассматривалось им как часть всей системы школьных занятий.
3. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
В тесной связи с дидактическими вопросами Ломоносов рассматривал проблемы воспитания. Его волновали постановка обучения, содержание образования молодежи, приобщение ее к науке. В занятиях наукой он видел богатейшие возможности для воспитания у молодежи нравственности.
Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличающуюся заботой о человеке, опорой на национальные традиции. Он не противопоставил воспитательный опыт наций и народностей, входивший в состав России, а предлагал использовать прогрессивное в нем. Ломоносовский период в педагогике и просвещении называют новым периодом русской образованности.
Проблемы воспитания Ломоносов рассматривал в тесной связи с вопросами обучения. Его волновали постановка обучения, содержание дисциплин, увеличение числа обучающихся.
Первые фундаментальные учебники по русскому языку, риторике, оригинальные учебные руководства по естественным и математическим дисциплинам, написанные Ломоносовым, заложили основы методики преподавания как науки.
Ломоносов первым из ученых обратился к проблеме терминологии в науке. Он явился основателем научного языка русской педагогики. Имея прекрасную лингвистическую подготовку, обладая энциклопедическими знаниями, владея иностранными языками, ученый создал своеобразный стиль научного изложения.
Разнообразными педагогическими понятиями Ломоносов обозначал разделы науки, методы обучения и воспитания, этические качества личности преподавателей, молодых людей.
В занятиях наукой он видел богатейшие возможности для воспитания у молодежи нравственности.
Он полагал, что наукой следует овладевать всем членам общества. Поэтому требовал отмены сословных ограничений в образовании, расширения сети учебных заведений, широкого общего образования юношества.
М.В. Ломоносов первым в истории русской педагогики систематизировал методы и приемы обучения: вопрос (ученику), вызов (для ответа), объяснение, выдержать испытание, выучить, вытвердить, наизусть твердить, диспут, домашние и школьные упражнения (экзерциции), дневное задание, задача, лекции, лабораторное задание, наставление школьников ( в обучении), награждение (лучших), наказание (ленивых), опыты, переводы (текстов), проверка знаний, приводить примеры, толковать понятия, рассуждать, сочинение, слушание наук, указание (к изучению), учительский спрос, чтение лекций, экзамены, эксперимент, практика, беседа, аргументация научных положений, дискуссия, рассуждения.
По мнению Ломоносова, обучение должно быть построено по определенной схеме, с учетом особенностей восприятия:
- проверка выполнения домашних экзерциций (домашних упражнений);
- сообщение новых знаний, выполнение дневных заданий на уроке.
Эти положения тесно связаны с идеями великого чешского педагога Я. А. Коменского и легли в основу современной методики образования.
Много внимания он уделял практике, постановке опытов, практической значимости знаний.
Учебные планы, составленные Ломоносовым, показывают, что он стремился осуществить разностороннее образование, избежать перегрузки учащихся. Впервые в русской педагогике он выступил сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. Он поставил задачу приобщения детей к духовным ценностям прошлых веков, развития их любознательности, творчества.
Его своеобразный педагогический подход к постановке реального образования проявился в отборе учебного материала. В его методах обучения ярко выделяются элементы политехнического образования. Он знакомил учащихся и студентов не только с теоретическими вопросами, но и с их практическим обоснованием и воплощением. Включение молодежи в непосредственный производственный процесс, совместный научный поиск, обучение будущих ученых методике исследования были характерными для Ломоносова-педагога.
В работе учителя над методикой преподавания Ломоносов рекомендовал тщательно отбирать материал для урока, опираться на научные достижения.
Школьные предметы М.В. Ломоносов разделял на обыкновенные (обязательные) и дополнительные. Первые необходимы для всех, без изучения их невозможно поступить в университет. Дополнительные предметы были рассчитаны на успевающих учеников.
Обыкновенные предметы распределялись по трем классам: низший, средний, высший. Дополнительные — по двум.
Дополнительными предметами были греческий, немецкий, французский языки. Ломоносов обозначил объем знаний по каждому из них: в низшем классе изучалась грамматика французского и немецкого языков. В высшем классе учащиеся занимались стилистикой и переводами, а также обучались греческому языку.
По мнению Ломоносова, учебные планы должны создаваться на основе учета некоторых педагогических условий: обучения на родном языке, последовательности изучения наук, их постепенного усложнения, светскости образования, единства и преемственности планов средней и высшей школы.
Ломоносов поставил проблему методов воспитания и обучения.
М.В. Ломоносов разделил методы на три основные группы: словесные, практические методы, методы самостоятельной работы.
Ломоносов был сторонником использования словесных и практических методов, высоко ценил самостоятельный поиск, самостоятельное изучение источников учениками и студентами. Он опубликовал важные методические советы по преподаванию некоторых предметов, в том числе русского языка, иностранных и древних языков, химии.
В воспитании и образовании Ломоносов считал важными такие методы, как убеждение и пример. Добрые и приличные поступки взрослых (ректора, инспекторов, учителей) являются необходимыми в становлении ребенка.
Ученый разработал требования к личности и деятельности учителя, заложив основы педагогической этики. Он считал, что педагог, прежде всего, должен любить Родину, быть образцом нравственности для учащихся.
Как метод и как условие воспитания и обучения Ломоносов расценивал порядок и дисциплину. Соблюдение гимназистами и студентами прочного распорядка дня, чистоты в учебных помещениях и общежитии, правил поведения способствует воспитанию нравов.
Ломоносов предлагал использовать поощрения и наказания. Особо отличившихся награждали золотыми и серебряными медалями, книгами, математическими приборами в присутствии всей Гимназии. В качестве наказаний Ломоносов применял выговоры, угрозы. За постыдные шалости наказание осуществлялось на глазах всех учащихся. Распространенные в школах телесные наказания, по сложившейся традиции, применялись и Ломоносовым, хотя он рекомендовал использовать их как исключительную меру, в отдельных случаях, не причиняя этим вреда здоровью детей.
Первые фундаментальные учебники по русскому языку, риторике, оригинальные учебные руководства по естественным и математическим дисциплинам, написанные Ломоносовым, заложили основы методики преподавания как науки.
В методике преподавания естественных наук главное внимание Ломоносов уделял обучению практическим навыкам, умениям владеть физическими и химическими приборами.
Педагогические воззрения Ломоносова основаны на опыте разнообразной научно-педагогической деятельности и вытекают из его философских естественнонаучных взглядов, что позволяет анализировать и обобщать явления воспитания и образования. Рекомендации ученого педагогам построены на изучении личности учащегося – и человека вообще – с позиций философии, физиологии и психологии.
4. ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
М.В. Ломоносов - ученый-энциклопедист - совмещал в себе редкий дар теоретика, экспериментатора, педагога.
Педагогические труды ученого грандиозны по масштабам и глубоки по содержанию. Созданные им проекты Регламента московских гимназий (1755) и Регламента академической гимназии (1758), а также Проект школьной системы, в 1760 г. представленный в Сенат, можно назвать выдающимися памятниками русской педагогики. В этих документах с наибольшей полнотой отражены прогрессивные мысли ученого-педагога о задачах, содержании, методах и формах организации учебно-воспитательной работы в начальной, средней и высшей школах. У него сложилась глубоко продуманная, передовая по тому времени система педагогических взглядов.
Труды М.В. Ломоносова, русского ученого с мировым именем, во многом предвосхитили современные представления о науке и искусстве и стали основой для дальнейших исследований в области истории, философии, литературы, физики и химии.
М. В. Ломоносов внес бесценный вклад в педагогику и ее развитие:
М.В. Ломоносов определил основную цель воспитания формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение родине.
Он предполагал, что при обучении детей необходимо делать акцент на их унаследованные способности, чтобы в процессе обучения можно было найти особый подход к каждому. Он выявил связь между получением высшего и среднего образования.
Природные особенности детей считал основой и источником их развития. Он выделял природные дарования: душевные (речь, память, мышление и др.) и телесные (физические способности).
Одна из основных заслуг Ломоносова — основание Московского университета, в котором могли обучаться не только представители высших сословий, но и крестьяне.
В 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова был открыт Московский университет. М. В. Ломоносов явился для русского народа первым нашим университетом. (А. С. Пушкин)
Императрицей был издан указ об учреждении в Москве университета и двух гимназий при нем: для дворян и для разночинцев. Благодаря этому в Московском университете удалось создать преемственную систему среднего и высшего образования.
С 1758 г. М. В. Ломоносов руководил университетскими гимназиями. Важным документом этого периода явился Регламент академической гимназии, разработанный им в 1758 г.
М.В. Ломоносов заложил основы научной педагогической терминологии.
М.В. Ломоносов определил воспитание главным фактором развития человека. Актуальными и сегодня остаются идеи Ломоносова о формировании российского юношества в духе общечеловеческой нравственности, патриотизма, служения науке, преданности идеалам мира.
Первым в русской педагогике систематизировал методы воспитания: наблюдение за поведением молодых людей, вовлечение их в многоплановое общение, наставление на добрые дела, похвала и одобрение хорошему поступку, награждение за заслуги; наказания (внушение, запрещение, принуждение, физическое наказание, исключение из гимназии и т.п.)
Дидактические идеи М.В. Ломоносов считал главнейшими составными элементами познания: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов.
Значение деятельности М. В. Ломоносова и его учеников в развитии российского просвещения огромно. В результате появился тип ученых-исследователей, которые своей деятельностью убедительно показали, что наука должна быть поставлена на службу Отечеству и народу.
Век Просвещения в России позволил поднять образование на принципиально новый, высокий уровень. Благодаря трудам М.В. Ломоносова в России сложилась устойчивая система образования в школах, гимназиях, университетах, расширился круг обучающихся, изменился подход к организации обучения. Ломоносовские идеи и по сей день почитаются и признаются великими деятелями науки и просвещения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
XVIII век — век Просвещения — оказал благотворное влияние на развитие педагогической науки и просвещения в России.
История педагогической мысли и просвещения России XVIII века непосредственно связана с именем Михаила Васильевича Ломоносова.
Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский академик — оказал громадное влияние на развитие науки и культуры России. Он был литератором, поэтом, языковедом, историком, географом, геологом, металлургом, физиком, химиком, художником, педагогом.
С 1741 года и до самой своей смерти М. В. Ломоносов вел научную и преподавательскую деятельность в России, вначале как адъюнкт Академии наук, с 1745 г. — как профессор химии, а затем — как академик.
На протяжении двадцатилетней педагогической деятельности М.В. Ломоносов занимался организацией учебного дела в стране, преобразовывал работу академической гимназии и университета, внедрял классно-урочную систему обучения, разрабатывал учебные планы, программы по предметам, учебные пособия.
В педагогических трудах М.В. Ломоносова были поставлены такие проблемы, как предмет педагогики, сущность воспитания и образования, организация обучения, его содержание.
Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличающуюся заботой о человеке, опорой на национальные традиции.
В век преклонения французской моде, в век, когда наука говорила и писала по-латыни, М.В. Ломоносов ввел преподавание на русском языке, и отстаивал в своих трудах эту необходимость, подчёркивая всё богатство и величие русского языка.
М.В. Ломоносов выступал борцом за создание национальной науки и культуры, сторонником широкого народного просвещения. Острый, наблюдательный ум естествоиспытателя позволил ему в эпоху российского просвещения на высоком научном уровне поставить такие проблемы, как предмет педагогики, сущность воспитания и образования, организация обучения, его содержание.
Создавая русскую научную терминологию, Ломоносов явился основателем научного языка и русской педагогики, введя в употребление её основные понятия и термины: воспитание, гимназия, занятия, класс, учебный год, лекции, обучение, познание, учение, урок и др.
Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в истории отечественного просвещения. Его деятельность оказала огромное влияние на духовный прогресс России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ломоносов М. В. О воспитании и образовании / Сост. Т. С. Буторина. — М.: Педагогика, 1991. — 344 с.
Педагогическая деятельность М. В. Ломоносова// История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учеб.пос. для пед. учеб. завед. / Под ред. акад. РАО А.И. Пискунова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2001.
Самсин, Д. К. 100 великих ученых.- М.: Вече,- 2009 г. – 428 с.
М. В. Ломоносов – организатор русского просвещения. Северикова Н. М. // Журнал: Философия и общество. Выпуск №4(64)/2011 // URL https://www.socionauki.ru/journal/articles/138060/
Семенова, Е.Е. Педагогическое наследие М.В. Ломоносова // Педагогическая мастерская: Открытый урок: 1 сентября // http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/622233/
Огольцова Е. Г., Дроздова А. В., Жангужинова О. Ю. Вклад М. В. Ломоносова в развитие педагогики // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 393-395. — URL https://moluch.ru/archive/183/46919
Портал в честь 300-летия М.В. Ломоносова // URL http://lomonosov300.ru/22.htm
М. В. Ломоносов – организатор русского просвещения. Северикова Н. М. // Журнал: Философия и общество. Выпуск №4(64)/2011 // URL https://www.socionauki.ru/journal/articles/138060/
М. В. Ломоносов – организатор русского просвещения. Северикова Н. М. // Журнал: Философия и общество. Выпуск №4(64)/2011 // URL https://www.socionauki.ru/journal/articles/138060/
М. В. Ломоносов – организатор русского просвещения. Северикова Н. М. // Журнал: Философия и общество. Выпуск №4(64)/2011 // URL https://www.socionauki.ru/journal/articles/138060/
Портал в честь 300-летия М.В. Ломоносова // URL http://lomonosov300.ru/22.htm
Портал в честь 300-летия М.В. Ломоносова // URL http://lomonosov300.ru/22.htm
Ломоносов М. В. О воспитании и образовании / Сост. Т. С. Буторина. — М.: Педагогика, 1991. — 344 с.
Огольцова Е. Г., Дроздова А. В., Жангужинова О. Ю. Вклад М. В. Ломоносова в развитие педагогики // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 393-395. — URL https://moluch.ru/archive/183/46919
М. В. Ломоносов – организатор русского просвещения. Северикова Н. М. // Журнал: Философия и общество. Выпуск №4(64)/2011 // URL https://www.socionauki.ru/journal/articles/138060/
М. В. Ломоносов – организатор русского просвещения. Северикова Н. М. // Журнал: Философия и общество. Выпуск №4(64)/2011 // URL https://www.socionauki.ru/journal/articles/138060/
М. В. Ломоносов – организатор русского просвещения. Северикова Н. М. // Журнал: Философия и общество. Выпуск №4(64)/2011 // URL https://www.socionauki.ru/journal/articles/138060/
Огольцова Е. Г., Дроздова А. В., Жангужинова О. Ю. Вклад М. В. Ломоносова в развитие педагогики // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 393-395. — URL https://moluch.ru/archive/183/46919
Огольцова Е. Г., Дроздова А. В., Жангужинова О. Ю. Вклад М. В. Ломоносова в развитие педагогики // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 393-395. — URL https://moluch.ru/archive/183/46919
19
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×