«Педагогические идеи Томаса Мора» | Татьяна Николаевна Дербенева. Работа №347153
Начальное образование получил в школе Святого Антония. В 13 лет стал пажом кардинала Джона Мортона, архиепископа Кентерберийского. В 1492 году поступил в Оксфордский университет.
«Утопия» Томаса Мора
Томас Мор в своей знаменитой книге «Золотая книга о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516) выдвинул идею соединения теоретического обучения с трудом. В государстве Утопия, созданном фантазией автора, нет частной собственности, все граждане обязаны трудиться по 6 часов в день. Продукты общественного труда распределяются между всеми поровну. В этом государстве всеобщим и обязательным является также и обучение будущих граждан, причём и здесь сохраняется полное равенство независимо от пола ребёнка.
Основные педагогические идеи:
· Провозглашение принципа всеобщего обучения, равного образования мужчин и женщин.
В государстве Утопия, созданном фантазией автора, всеобщим и обязательным является также и обучение будущих граждан, причём и здесь сохраняется полное равенство независимо от пола ребёнка.
· Требование обучения на родном языке учащихся.
Очень важной для современников Мора была идея об обучении детей исключительно на родном языке, о преимущественно естественнонаучном содержании получаемого ими образования.
· Наметка широкого круга учебных предметов:
Томас Мор наметил широкий круг учебных предметов. Кроме чтения и письма, в школах изучаются:
1. арифметика;
2. геометрия;
3. астрономия;
4. музыка;
5. диалектика;
6. естествознание.
· Использование наглядности при обучении:
Томас Мор в своей книге «Утопия» большое значение придавал наглядным пособиям, особенно при изучении астрономии.
Он считал, что обучение должно быть основано на наглядности и обеспечивать сознательное усвоение знаний учащимися. Для этого необходимо использовать реальные предметы и непосредственное наблюдение за ними, а если это невозможно — модели или копии этих предметов или явлений.
Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад на тему:
«Педагогические идеи Томаса Мора»
Выполнила:
учитель начальных классов
Дербенева Татьяна Николаевна
Суворов - 2024
Томас Мор (1478–1535) — английский юрист, философ, писатель-гуманист, лорд-канцлер Англии.
Образование:
Начальное образование получил в школе Святого Антония. В 13 лет стал пажом кардинала Джона Мортона, архиепископа Кентерберийского. В 1492 году поступил в Оксфордский университет.
Деятельность:
В 1501 году стал барристером, то есть адвокатом высокого ранга. В 150
4 году был избран в Парламент.
В 1516 году опубликовал свой главный труд — «Утопию
»
В 1518 году стал членом Тайного Совета, а к 1521 году он за заслуги перед королём Генрих
ом VIII был посвящён в рыцари.
Конфликт с королём:
Томас Мор отказался признавать Генриха VIII главой церкви Англии и считал его развод с Екатерино
й Арагонской недействительным.
Арест и казнь:
17 апреля 1534 года Мор был заключён в Тауэр, признан виновным в соответствии с «Актом об измене» и
6 июля 1535 года обезглавлен.
В 1935 году папа Пий XI причислил Томаса Мора к лику святых за верность католицизму.
«Утопия» Томаса Мора
Томас Мор в своей знаменитой книге «Золотая книга о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516) выдвинул идею соединения теоретического обучения с трудом. В государстве Утопия, созданном фантазией автора, нет частной собственности, все граждане обязаны трудиться по 6 часов в день. Продукты общественного труда распределяются между всеми поровну. В этом государстве всеобщим и обязательным является также и обучение будущих граждан, причём и здесь сохраняется полное равенство независимо от пола ребёнка.
Основные педагогические идеи:
Провозглашение принципа всеобщего обучения, равного образования мужчин и женщин.
В государстве Утопия, созданном фантазией автора, всеобщим и обязательным является также и обучение будущих граждан, причём и здесь сохраняется полное равенство независимо от пола ребёнка.
Требование обучения на родном языке учащихся.
Очень важной для современников Мора была идея об обучении детей исключительно на родном языке, о преимущественно естественнонаучном содержании получаемого ими образования.
Наметка ши
рокого круга учебных предметов:
Томас Мор наметил широкий круг учебных предметов. Кроме чтения и письма, в школах изучаются:
арифметика;
геометрия;
астрономия;
музыка;
диалектика;
естествознание.
Использова
ние наглядности при обучении:
Томас Мор в своей книге «Утопия» большое значение придавал наглядным пособиям, особенно при изучении астрономии.
Он считал, что обучение должно быть основано на наглядности и обеспечивать сознательное усвоение знаний учащимися. Для этого необходимо использовать реальные предметы и непосредственное наблюдение за ними, а если это невозможно — модели или копии этих предметов или явлений.
Придание большого значения физическому воспитанию, развитие сильного и красивого тела путём гим
настики и военных упражнений:
Большое значение Мор придавал физическому воспитанию, он придерживался афинской системы физического воспитания: развития путём гимнастики и военных упражнений здорового, сильного и красивого тела.
Подготовка молодого пок
оления к трудовой деятельности:
Мор уделял большое внимание подготовке молодого поколения к трудовой деятельности. Он одним из первых высказал мысль о соединении теоретического образования с трудом. Основой трудового воспитания было земледелие, которое изучалось в школах теоретически, а на полях — практически. Кроме земледелия, каждый «утопиец» обязан был обучиться, по крайней мере, одному ремеслу ещё в детском возрасте.
Выдвижение мысли о широкой организации самообразования, просвещени
я взрослых:
Прогрессивными и намного опередившими своё время были идеи Мора об использовании наглядности при обучении и постоянном самообразовании всех взрослых граждан, независимо от рода их основных занятий. Для этого, считал Мор, необходимо устраивать публичные чтения, лекции и т. д.. Совершенствуясь и самообразовываясь, даже самые простые граждане, по мнению Мора, могли быть переведены в число учёных.
Выбор предметов сообразно с природными наклонностями:
Мор настаивал на том, чтобы каждый выбирал род занятий сообразно с природными наклонностями, поэтому юноша-утопиец имел право перейти в другое «семейство», если профессия отца или опекуна его не удовлетворяла.
Умственный труд.
Наукой должны заниматься наиболее одарённые, освобождённые от физического труда.
Нравственное воспитание.
Детей учат нравственности и добродетели, которые послужат оплотом государству.
Учет индивидуальных особенностей детей.
Путем непосредственного общения со взрослыми дети проникаются нравами общества. В процессе воспитания необходимо учитывать возраст, склонности и способности ребёнка
Домашнее образование.
Ребенку надо дать раннее научное образование (с 3 лет), но учить надо играя.
Протест против жестокости по отношению к детям.
Томас Мор резко выступил против жестокости средневековой школы, которую называл «пыточной камерой». Его протест против жестокости средневековой школы был величайшим актом гуманизма, положившим начало поиску форм воспитания, исключающих насилие.
Выступление за профессию воспитателя.
Постоянно напоминал учителям, что профессия воспитателя — наиболее важная в обществе, поскольку от труда учителя зависит будущее общества.
Формирование религиозности и веротерпимости.
В «Утопии» Мор видел в этом залог прочности государства.
Изживание у детей чувства тщеславия.
«Чем труднее вырвать эту сорную траву, тем раньше мы должны приступить к прополке».
Воспитание как универсальное явление, форма становления и развития человека.
Вне воспитания развитие ребёнка невозможно. Вся дальнейшая жизнь человека определяется воспитанием, полученным в раннем детстве.