Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Педагогические основы самовоспитания | Мущанова Татьяна Владимировна. Работа №353778

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Каждый возрастной этап детства характеризуется специфическими потребностями в самопознании, самопонимании, саморазвитии и самовоспитании. В этом сложном процессе становления и развития ЧЕЛОВЕКА нужна умелая и мудрая помощь педагога, направленная на стимулирование процессов нравственного, социального, физического, интеллектуального самовоспитания у детей и подростков, на формирование у них жизнеспособности, рефлексивности, социальной компетентности и субъектных качеств, помогающих личности не пасовать перед жизненными трудностями, искать внутренние ресурсы для их преодоления, строить программы самосовершенстования! Другое дело, что не каждый педагог готов протянуть ребенку руку помощи. Почему? Да потому, что не знает, чем помочь, не верит в свои силы, не обладает ресурсом воздействия, боится кропотливой диагностической, профилактической и развивающей работы с обучающимися в образовательной среде

Педагогические основы самовоспитания
Донецк, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И СТРУКТУРА САМОВОСПИТАНИЯ
Что такое самовоспитание?
Цели и движущие силы самовоспитания
Структура самовоспитания
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, МЕТОДЫ И РЕСУРСЫ САМОВОСПИТАНИЯ
2.1. Направления самовоспитания личности
2.2. Методы самовоспитания
2.3. Понятие и классификация ресурсов самовоспитания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Бог слепил человека из глины и
остался у него неиспользованный кусок.
– Что еще слепить тебе? – спросил Бог.
– Слепи мне счастье, – попросил человек.
Ничего не ответил Бог и только положил
человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Притча
Под лежачий камень вода не течет, – гласит русская пословица. О чем эта фраза: о природе, о человеке, или о природе развития человека? Скорее всего, народная мудрость дарит нам секрет самовоспитания: пока сам человек не захочет познать что-то новое, научиться чему-либо, приобрести новые личностные качества, справиться со своими недостатками, пока не приложит к этому свои усилия, не преодолеет жизненные трудности, не победит свои страхи, комплексы и лень, не научится жить в гармонии с собой и окружающими людьми, развитие личности происходить не будет. Следовательно, главным источником самовоспитания и саморазвития является целенаправленная активность самого человека – физическая, интеллектуальная, социальная, познавательная, духовная, коммуникативная и т. д. То есть каждый человек должен быть субъектом своей жизни, ставить перед собой все новые и новые цели самосовершенствования и добиваться их, преодолевая разнообразные препятствия. В современном обществе нередко детей и подростков обвиняют в пассивности, безынициативности, социальной ригидности; взрослые отмечают их чрезмерную увлеченность гаджетами, Интернетом, социальными сетями, уход от реального межличностного общения и взаимодействия в виртуальный, иллюзорный мир. Вероятно, стоит задуматься: Почему подрастающее поколение не стремится к проявлению активности, к самоактуализации своих потенциалов в обществе и развитию способностей в различных видах деятельности? Возможно, в этом отчасти виноваты сами взрослые – родители, педагоги, окружающие, которые не создали необходимых условий для развития личности ребенка, не научили его конструктивным формам сотрудничества, не сформировали ценности самовоспитания и саморазвития, вовремя не помогли преодолеть социальные трудности. Каждый возрастной этап детства характеризуется специфическими потребностями в самопознании, самопонимании, саморазвитии и самовоспитании. В этом сложном процессе становления и развития ЧЕЛОВЕКА нужна умелая и мудрая помощь педагога, направленная на стимулирование процессов нравственного, социального, физического, интеллектуального самовоспитания у детей и подростков, на формирование у них жизнеспособности, рефлексивности, социальной компетентности и субъектных качеств, помогающих личности не пасовать перед жизненными трудностями, искать внутренние ресурсы для их преодоления, строить программы самосовершенстования! Другое дело, что не каждый педагог готов протянуть ребенку руку помощи. Почему? Да потому, что не знает, чем помочь, не верит в свои силы, не обладает ресурсом воздействия, боится кропотливой диагностической, профилактической и развивающей работы с обучающимися в образовательной среде.
1.ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И СТРУКТУРА САМОВОСПИТАНИЯ
Что такое самовоспитание?
В.А. Сухомлинский утверждал, что самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает. Самовоспитание (англ. self-development) – это формирова ние человеком своей личности в соответствии с поставленными целями. В словаре С.И. Ожегова – воспитание самого себя. Самовоспитание рассматривается в педагогике и психологии как высшая форма саморазвития. Зрелое самовоспитание предусматривает сознательное и целенаправленное участие человека в разностороннем развитии собственной личности. При самовоспитании учащийся уже не подражает, не копирует действия других, а стремится сам определить свою цель и достичь ее освоенными им или новыми средствами и способами. Здесь уже имеет место его творчество.
Н.Н. Толстых рассматривает самовоспитание как сознательную деятельность субъекта, направленную на возможно более полную реализацию себя как личности, изменение своей личности в соответствии с ясно осознанными целями, идеалами, личностными смыслами. Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем развития самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самосовершенствованию. Самовоспитание основывается на адекватной самооценке, которая соответствует реальным способностям человека, умении критически оценить свои индивидуальные особенности и потенциальные возможности.
Под самовоспитанием понимается активная, целеустремленная деятельность личности, направленная на формирование и развитие у себя социально и морально значимых качеств и привычек, а также на нейтрализацию и устранение отрицательных в соответствии с осознанными общественными потребностями, условиями деятельности и личной программой развития.
Самовоспитание по сути – это реализация ребенком собственного проекта совершенствования необходимых ему в жизни качеств. Каждый ребенок имеет свое представление о своем идеале, к которому он стремится. Критериями готовности личности к самовоспитанию являются мотивационный, деятельностный и рефлексивный:
– Мотивационный критерий предполагает сформированность устойчивой мотивации самовоспитания, которая предполагает стремление к познанию ребенком себя, потребность в приобретении новых компетенций, желание найти средства саморазвития;
– Деятельностный критерий отражается в реальном проектировании саморазвития и реализации проекта, что предполагает определение перспектив самовоспитания, знание способов достижения целей и осуществление реальных действий для приобретения новых компетенций;
– Рефлексивный критерий отражается в самооценке результатов самовоспитания и определение перспектив саморазвития исходя из реальных возможностей, что предполагает осуществление самоконтроля изменений в самом себе, анализ факторов повлиявших на изменение личности, осознание последствий самовоспитания.
А.И. Кочетов определяет следующие параметры самовоспитания, по которым можно охарактеризовать данный процесс:
– направленность самовоспитания, т. е. мотивы работы над собой;
– содержание самовоспитания (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное);
– устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное);
– эффективность в формировании личности (выполняет функции главные или вспомогательные).
Основу самовоспитания составляют стремление стать достойным и уважаемым человеком, цивилизованной личностью, яркой индивидуальностью, самореализовать свои возможности в жизни и на этой основе постоянно изучать и оценивать себя как личность, гражданина, профессионала, видеть себя как бы со стороны, думать о близких и отдаленных перспективах жизни, делать все, чтобы они реализовались в личных качествах, делах, духовном росте, в социальном и материальном благополучии. Важнейшими условиями успеха в работе по самовоспитанию выступают максимальная самокритичность, высокая ответственность за свои действия и образ жизни, последовательная настойчивость в достижении поставленной цели.
1.2 Цели и движущие силы самовоспитания
Цель – это созданный в сознании человека образ, отражающий конечный результат какой-либо деятельности. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Иначе это дело превращается в хаотичный, бессмысленный, непредсказуемый и неконтролируемый процесс, не имеющий значимого результата. В японской пословице говорится: Было бы устремление, тогда и выход найдется. Именно четко сформулированная цель является тем стержнем, тем вектором, который направляет процесс самовоспитания, помогает преодолевать все трудности, возникающие на его пути. Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой, желаний и стремлений человека.
В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он предполагает выработать у себя. Если подобная мысленная программа формируется, она побуждает личность к практическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий. Вот почему, когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки.
А.И. Кочетов полагает, что работа над собой требует от человека точных и ясных целей, твердой организации всей своей жизни, постоянного волевого усилия и умения пользоваться методами самовоспитания. Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент. Все это, естественно, требует от личности тщательного обдумывания, поиска аргументов для доказательства важности выдвигаемой цели, взвешивания всех за и против, пока окончательно она не будет поставлена и мысленно сформулирована. При постановке целей самовоспитания можно составить список черт, которые следовало бы усилить в личности, и список черт, которые хотелось бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков, как и выработка желаемых качеств характера и способностей, также может быть целью самовоспитания.
В процессе самовоспитания лучше начинать с простых, реальных, достижимых целей, например: не употреблять бранные слова; не перебивать собеседника, держать свое слово, делать самому уроки и т. д. По мере приобретения опыта самовоспитания цели должны усложняться, совершенствоваться и становиться более долговременными.
Сформулированную цель полезно в течение нескольких дней проговаривать вслух или про себя, можно поделиться ей с близкими людьми, друзьями, записать в дневник, пока она не закрепится прочно в сознании. В этом случае цель становится побудителем к действиям, приобретает свойства мотива. Мотивы самовоспитания могут быть различны:
– жизненные устремления, амбиции, притязания учащегося;
– потребность адаптироваться в поликультурном пространстве, действовать в соответствии с социальными нормами группы, требованиями общественной морали;
– выполнение индивидуальных обязательств, взятых на себя;
– понимание необходимости и важности преодоления жизненных, социальных и коммуникативных трудностей;
– следование положительному примеру, идеалу;
– стремление самоутвердиться в группе сверстников или повысить свой социальный статус.
Движущими силами самовоспитания являются определенные противоречия, нарушающие внутреннюю гармонию личности и стимулирующие к постановке целей самовоспитания.
Самовоспитание – это всегда целенаправленный процесс, сознательное и регулируемое личностью движение к намеченной цели, в котором в соответствии с мотивами и интересами человека, а также с требованиями социума, формируются желаемые качества, модели поведения, способности. В процессе реализации намеченных программ цель может уточняться, корректироваться, дифференцироваться в зависимости от меняющихся социальных условий, личностной позиции субъекта самовоспитания, успешности его действий.
1.3 Структура самовоспитания
Ю.К. Бабанский в структуре самовоспитания выделяет следующие компоненты:
– самостоятельное планирование деятельности (самопроектирование) по усвоению знаний, умений, навыков, способов поведения, разрешения проблемных ситуаций учебного и воспитательного характера;
– самоорганизация деятельности: рациональное распределение этапов деятельности во времени, рациональное распределение усилий в ходе деятельности; саморегулирование деятельности на основе самоанализа хода ее и внесение в нее необходимых поправок;
– самоконтроль в деятельности: анализ конечных результатов деятельности, сопоставление их с намеченными целями, выявление расхождений, их причин и проектирование новых перспектив и задач.
Процесс самовоспитания предполагает цепочку действий личности:
осознание требований к себе; самопознание, критическую самооценку своей деятельности и поведения; планирование работы над собой, выработку программы и правил поведения; практическую реализацию программы самовоспитания; самоконтроль, самооценку и самокорректирование действий, поведения.
Можно выделить несколько последовательных этапов в процессе самовоспитания, каждый из которых реализуется с помощью специфичных методов:
1. Определение целей и направления самовоспитания – осуществляется с помощью самопознания, самонаблюдения, самоиспытания, самоанализа, самооценки.
2. Этап выработки плана самовоспитания, реализуемый через самообязательство (самопрограммирование), самостимулирование, самокритику.
3. Этап реализации плана самовоспитания, на котором эффективны такие методы, как самоинструкция, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение, самоободрение.
4. Этап подведения итогов работы по самовоспитанию, реализуемый благодаря самоконтролю, самоотчету личности.
Следовательно, самовоспитание начинается с анализа собственной личности с помощью самонаблюдения, сравнения себя с другими, идеалом, т. е. с самооценки; выделения своих качеств, которые необходимо развивать и совершенствовать; определения того, что необходимо в себе преодолеть; принятия решения о работе над собой. Далее следует постановка цели и разработка программы деятельности – определение того, что, когда и как предстоит сделать, чтобы совершенствовать одни и устранять другие качества, достичь намеченных целей и поставленных перед собой задач.
Чтобы получить представление о самовоспитании учащихся, необходимо знать определенные признаки, характеризующие этот процесс.
К числу таких признаков могут быть отнесены следующие:
– осознание учащимися своего образа жизни, своих достоинств и недостатков, адекватность самооценки;
– требовательность к себе, недовольство собой, стремление стать лучше, осознание необходимости самовоспитания;
– умение самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи, наличие их; – наличие идеала;
– наличие определенной программы или плана по достижению поставленных перед собой целей и задач;
– знание методики самовоспитания, средств и способов работы над собой, владение ими;
– конкретная деятельность в одном или нескольких направлениях своего развития, разносторонность самовоспитания;
– устойчивость (систематическое, эпизодическое) и результативность самовоспитания.
Таким образом, процесс самовоспитания является многокомпонентным и предполагает реализацию последовательных этапов. Неспособность личности успешно реализовать какой-либо из этих этапов препятствует достижению поставленной цели и развитию желаемых качеств личности.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, МЕТОДЫ И РЕСУРСЫ САМОВОСПИТАНИЯ
2.1. Направления самовоспитания личности
Направления, в которых реализуется процесс самовоспитания, можно классифицировать по различным основаниям:
1. По направленности на сферы деятельности – интеллектуальное, этическое, эстетическое, духовное, социальное, патриотическое, трудовое, профессиональное, экологическое, физическое, сексуальное и др.;
2. По направленности на качества личности – воспитание силы воли, характера, самостоятельности, выносливости, активности, смелости и др.;
3. По направленности на область саморазвития – воспитание способности к самоутверждению, самообразованию, самоопределению, самоактуализации.
Наиболее обобщенно можно выделить четыре основных направления самовоспитания школьников: интеллектуальное, эстетическое, физическое, социальное.
Интеллектуальное самовоспитание – целенаправленный, управляемый самим учеником процесс раз вития интеллектуальных качеств и умственных способностей, который всегда связан с образованием и само образованием личности.
Интеллектуальное самовоспитание осуществляется, если ученик:
– стремится систематически повышать уровень своих знаний, занимается самостоятельно в интересующей его области;
– совершенствует свои умственные силы и способности, развивает у себя память, внимание, мышление, речь;
– овладевает культурой умственного труда, умениями и навыками рациональной учебной работы.
Во всем этом самообразование является составной частью интеллектуального самовоспитания и его практической основой. В процессе самообразования должны одновременно приобретаться знания, умения и навыки, планомерно развиваться интеллектуальные силы и способности.
Самообразование имеет важное воспитательное значение, когда есть цель, любимое дело, увлечение. Поэтому самообразование и умственное самовоспитание – единый процесс.
Самообразование – комплексный процесс, где связаны интеллектуальное самосовершенствование, самовоспитание волевых качеств, от которых зависит эффективность овладения информацией. Критериями для определения эффективности самообразовательной деятельности школьников являются:
– повышение качества знаний (осознанность, логичность, систематичность усвоенной информации, способность применять знания на практике, овладение научной терминологией);
– рост культуры умственного труда (бережное отношение ко времени, рациональное использование своих сил, высокий уровень самоорганизации самостоятельной работы, овладение техникой работы с книгой, навыками самоконтроля и исследовательского труда);
– совершенствование интеллектуальной деятельности (степень овладения умением выделять главное, анализом, синтезом, обобщением, доказательством, опровержением);
– изменение в интеллектуальных потребностях и способностях: активизация познавательного интереса, чувства юмора, развитие памяти, внимания, мышления, фантазии, познавательного интереса, интуиции. Педагог должен про являть гибкость во взаимодействии с детьми, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, формировать мотивы учения, совершенствовать учебный процесс, используя интерактивные и инновационные технологии, обучать культуре интеллектуального труда.
Как следствие этого у ребенка возникает потребность в интеллектуальном самовоспитании, в котором, кроме самообразования, происходит самовоспитание интеллектуальных качеств и способностей школьника. Эстетическая деятельность человека призвана удовлетворять потребность в красоте, которая является одной из важнейших его духовных потребностей.
Объектом эстетического самовоспитания выступают эстетическая культура человека, включающая знания об искусстве, эстетические представления, вкусы, кругозор, умение видеть и понимать прекрасное в обществе, природе, человеческих отношениях, результатах труда, а также эстетические умения и навыки. Это означает, что важно воспитывать в себе не столько умение ценить прекрасное, сколько способность создавать красоту. Эстетическое самовоспитание призвано сформировать общую эстетическую культуру личности в тесной связи с культурой умственного и физического труда, этикой поведения и общения. В этом плане эстетическое самовоспитание подчинено общему закону, оно неотделимо от воспитания, является его резуль татом, его углублением, его завершением. Но главная: особенность эстетического самовоспитания состоит в том, что оно тогда устойчиво и эффективно, когда постоянно связано с другими направлениями работы над собой или является продолжением, развитием или частью эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание во взаимосвязи с самовоспитанием выполняет следующие функции:
– совершенствует органы чувств, а следовательно, механизм восприятия окружающей действительности и информации, обеспечивает устойчивое внимание, наблюдательность и взаимодействие органов чувств при активном творческом познании;
– выступает предпосылкой развития интереса, любознательности, увлеченности наукой; поскольку без человеческих эмоций не может быть и человеческого поиска истины;
– усиливает влияние искусства на нравственность, поскольку ни один учебный предмет не может заменить искусство при раскрытии человеческой духовности или бездуховности, внушить отвращение к безобразному и восхищение прекрасным;
– способствует воспитанию творческой личности, творческого отношения к труду;
– связывает науку и искусство
– два основных источника творчества человека; – выступает важным фактором сплочения детей в учебные, трудовые, общественные коллективы.
Критериями эстетической воспитанности личности выступают:
– развитое эстетическое чувство, включающее в себя эстетическую и эмоциональную восприимчивость, эстетическое переживание (ощущение красоты, поклонение ей, отвращение к безобразному), эстетические впечатления и гуманизм (сочувствие, сострадание, сопереживание);
– эстетическое сознание, возникающее в результате взаимодействия эстетического идеала, эстетических ценностей, вкуса и нравственных убеждений;
– эстетическое отношение к действительности, по строенное на единстве истины, добра и красоты, нравственном и эстетическом началах в человеческих отношениях, взаимосвязи с природой и обществом;
– эстетические качества личности: умение видеть мир прекрасным (романтичность), потребность в его эстетическом преобразовании, наклонности и способности: к эстетической деятельности, умения и навыки преобразования реальной действительности по законам красоты.
Указанные критерии эстетического воспитания есть в то же время критерии эффективности эстетического самовоспитания.
Для того, чтобы школьник стремился самостоятельно развивать свои эстетические дарования и способности, необходимо:
– поддерживать преобладающий интерес к избранной, любимой сфере знаний, искусства и деятельности;
– создавать реальные возможности развивать способности, как только они проявились;
– осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании с учетом возможностей возраста; – организовывать сотрудничество с другими детьми, которые обладают способностями в этой же области;
– непрерывно совершенствовать стимулы личных достижений учащихся, создавая для них ситуации социального успеха.
Всякая деятельность, в которой человек проявляет свои дарования и способности, постепенно становится и эстетической, любой вид работы над собой на определенной стадии вызывает высшие эстетические чувства (гордость, самоуважение, радость от достижений и др.).
Под физическим самовоспитанием понимается процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой, ориентированной на формирование физической культуры личности, здорового образа жизни. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.
Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Оно может быть сопряжено с другими видами самовоспитания – нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др.
Основными мотивами физического самовоспитания школьников выступают:
– требования социальной жизни и культуры;
– притязание на признание в коллективе сверстников;
– соревнование, соперничество (особенно в подростковом возрасте);
– осознание несоответствия собственных физических сил требованиям различных видов деятельности;
– критика и самокритика, помогающие осознать свои недостатки.
Личный план физического самовоспитания должен иметь следующие задачи: укрепление здоровья, закаливание организма, выработка настойчивости, воспитание координационных способностей, воспитание выносливости, улучшение физического развития, физической подготовленности и привлекательности.
Процесс физического самовоспитания включает три основных этапа:
– I этап связан с самопознанием собственной личности, выделением ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть. Эффект самопознания обусловлен требовательностью личности к себе. К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ и самооценка. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т. е. степенью трудности достижения целей, которые человек ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что школьник начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным. Если самооценка занижена, это способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы. Адекватность самооценки в значительной мере определяется наличием четких критериев поведения, действий, развития физических качеств, состояния организма и др. Первый этап завершается решением личности работать над собой.
– На II этапе исходя из самохарактеристики определяется цель и программа самовоспитания, а на их основе личный план. Цель может носить обобщенный характер и ставится, как правило, на большой отрезок времени – годы (например, достигнуть высокого уровня физической культуры личности); частные цели (задачи) – на несколько недель, месяцев. Личный план включает комплекс конкретных мер, действий, которые школьник обязуется выполнять для реализации намеченных цели и задач.
– III этап физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим осуществлением. Он базируется на использовании способов воздействия на самого себя с целью самоизменения. Методами самовоздействия, самоуправления, направленными на совершенствование личности, являются самоприказ, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритика, самоободрение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет.
Полезно заполнять дневник самоконтроля, который является как бы самоотчетом о проделанном за день. Основа физического самовоспитания – стремление вести здоровый образ жизни, включающий правильное сбалансированное питание, посильные физические нагрузки (утреннюю гимнастику, физические упражнения, упражнения на развитие координации, бег, пешие походы, прогулки на велосипеде, занятия спортом, танцами и др.), гигиенические процедуры, отказ от курения, алкоголя, наркотических и психотропных веществ, ранних сексуальных связей.
Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, коммуникабельности; ощущении своей физической и психоэмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности.
В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности.
В функциональном проявлении можно отметить: более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности; снижение заболеваемости и болезненных ощущений; более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после физической и умственной деятельности; усиление иммунных механизмов защиты организма; активность обменных процессов в организме; нормализация соотношения массы тела и роста; хорошую осанку и легкость походки.
Очень важно научить детей отмечать даже незначительные позитивные изменения в работе над собой, подчеркивать их успешность и целеустремленность, подкрепляя их уверенность в своих силах, активизируя физическую и социальную активность, содействуя дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания, реализации здорового образа жизни, профилактике и отказу от вредных привычек.
Социальное самовоспитание есть процесс выработки в себе социально значимых качеств личности, способствующих, с одной стороны, адекватной адаптации в социуме, интериоризации социальных норм и требований, формированию системы социальных ценностей (т. е. социализации ребенка), с другой стороны – утверждению его как самостоятельного, относительно автономного и независимого субъекта деятельности и общения, презентации себя как яркой индивидуальности, обладающей уникальным набором свойств и качеств (т. е. процесс индивидуализации).
Социальное самовоспитание предполагает развитие социального интеллекта, социальной активности и социального творчества.
Социальный интеллект, который понимается как способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обуславливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений. Социальный интеллект как способность понимать других людей, их взаимоотношения и социальные ситуации выполняет познавательно-оценочную, коммуникативно-ценностную и рефлексивно-коррекционную функции.
2.2. Методы самовоспитания
Методы самовоспитания – это конкретные пути достижения цели самовоспитания, решения поставленных человеком самовоспитательных задач. Методы самовоспитания представим в последовательности, соответствующей логике осуществления деятельности по самовоспитанию.
1. Этап определения целей и направления самовоспитания.
Основные методы на этом этапе таковы:
– Самопознание – изучение самого себя, познание своего Я в его специфике, неповторимости, условиях и способах реакций, стремлениях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного Я.
Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, ее фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие.
Самопознание включает: понимание себя (поиск точных знаний о себе), повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе), самопроверку (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими).
Самопознание невозможно без самонаблюдения, сравнения себя с другими, самоанализа и самооценки.
– Самонаблюдение – фиксация и анализ поступков, мыслей, эмоций, фактов собственной жизни за определенный промежуток времени. При анализе данных самонаблюдения человек обращает внимание на то, выражением каких мыслей, чувств, качеств и отношений являлись его поступки. Самонаблюдение нередко переходит в самоконтроль и обратно, играет важную роль в формировании самосознания, саморегуляции. При самонаблюдении необходима высокая требовательность к себе. Надо учитывать, что тут возможно завышенное представление о своих возможностях и способностях, снисходительное отношение к своим недостаткам. Поэтому результаты самонаблюдения рекомендуется проверять, сопоставлять с мнением других людей, сравнивать себя с другими, решительно бороться с самоутешением и самообманом. Самонаблюдение нередко осуществляется в процессе самоиспытания.
– Самоиспытание – преднамеренное погружение человеком себя в ситуацию, требующую проявления того или иного качества. Ситуация самоиспытания является всегда сложной для человека, может быть им специально создана для самопроверки, определения своих возможностей, раскрытия потенциалов. В сложной ситуации возникает необходимость решения задачи на смысл – такого понимания конфликтности ситуации, которое отражает необходимость самому человеку доопределять, между чем и чем ему следует выбирать. При этом сталкивается возможное (потенциальное, неактуализированное) и фактическое (привычное, ранее актуализированное), т. е. личности приходится выбирать между новыми, креативными моделями поведения и шаблонными, стандартными, стереотипными.
– Самоанализ – это анализ собственных переживаний, суждений, поступков и потребностей, критическая оценка фактов поведения, соотнесение их с идеалом.
Самоанализу способствует определение идеального образа, к которому стремится человек – нравственного, интеллектуального, социального, эстетического, физического и др. В младшем школьном возрасте идеалами могут быть реальные люди – родители, учительница; в более старших возрастах – кумиры кино, медиа-персоны, успешные люди бизнеса, лидеры референтной группы, харизматичные сверстники и др.
– Самооценка – способность личности к оценке себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. Она является фиксацией результата познания себя. Относясь к ядру личности, самооценка – важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и стимулирует самовоспитание.
Это многокомпонентное личностное образование, включающее: представления школьников о самооценке, об индивидуальных качествах и умениях, об эталонах поступков и действий; потребности, интерес и творческое отношение к деятельности по самопознанию и самооцениванию; владение разными способами самооценивания, способность к развернутой, дифференцированной самооценке, адекватная оценка деятельности партнеров, умение критически отнестись к оценке товарищей, принять или не принять ее; основы саморегуляции в процессе деятельности, основанной на рефлексии, и выбор реальных шагов целеполагания и целереализации по вхождению в систему социальных отношений.
2. Этап выработки плана самовоспитания реализуется через следующие методы:
– Самообязательство (самопрограммирование) – обдуманный, самостоятельно сформулированный план работы над собой, включающий представление о личностных качествах, степени их сформированности и систему конкретных действий по их приобретению. Суть самообязательства – в сопоставлении своего я с требованиями, которые к человеку предъявляются, в осознании несоответствия между своим поведением и взятыми на себя обязательствами, направленными на устранение выявленных недостатков. В соответствии с самообязательствами, разрабатываются принципы и правила личного поведения, как основы самоорганизации личной жизни, учебной и общественной деятельности человека. Например, Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше, Думай не только о себе, но и о других, Умей сосредоточить свое внимание на начатом деле и доведи его до конца, Не отвлекайся во время выполнения домашней работы и др. При постоянном напоминании себе о взятом обязательстве, человек стремиться регулярно выполнять его, что ведет к постепенному формированию важной, социально-значимой привычки.
– Самостимулирование – это способ обеспечения самообладания, суть которого заключается в том, чтобы за счет собственных усилий превратить должное и необходимое в желанное и притягательное. Например, учащийся стимулирует себя в учебе, стремясь открыть нечто увлекательное и новое; в повседневном поведении опирается на самолюбие, сознание своей воли, ожидаемую радость общественного признания своих самоотверженных поступков.
Самостимулирование предполагает наличие конкретных целей, определенных во времени.
– Самокритика – это критика своих ошибок, вскрытие недостатков в своей работе, в поведении; метод, рождающий внутреннее противоречие в сознании человека, предполагающий признание своих ошибок, неправоты, некомпетентности, которое побуждает к работе над собой, усовершенствованию личностных качеств, исправление недостатков, искоренению дурных привычек.
Понятие и классификация ресурсов самовоспитания
В процессе самовоспитания личность неизбежно сталкивается с разнообразными трудностями, стрессами, препятствиями. Что же помогает человеку справляться с ними? Группа исследователей под руководством Элен Вернер изучала адаптацию детей в зависимости от благоприятных и неблагоприятных факторов жизни.
В результате авторами были выделены четыре группы детей:
1) уязвимые дети, которые несмотря на благоприятные условия развивались плохо и демонстрировали низкую социальную адаптацию;
2) компетентные дети, которые развивались хорошо и демонстрировали высокий уровень социальной адаптации, но при нормальных условиях жизни;
3) неадаптированные дети, которые демонстрировали низкую социальную адаптацию при неблагоприятных условиях жизни;
4) жизнестойкие дети, имевшие высокий уровень социальной адаптации при неблагоприятных условиях развития.
Это можно объяснить тем, что у жизнестойких детей присутствует хорошо развитая система внутренних и внешних ресурсов, на которые они опираются в стрессовых, трудных ситуациях. У каждого из нас есть ресурсы, которые могут быть очень полезными, если найти их в себе и вовремя использовать! (Э. К. Деннет). Даже несмотря на трудные условия и неблагоприятные обстоятельства жизни ребенок может успешно развиваться, осуществлять самовоспитание, адаптироваться в обществе и преодолевать возникающие препятствия, если у него есть собственные ресурсы.
Под ресурсами обычно понимают внутренние (личностные) или внешние (средовые) условия, характеристики, которые помогают человеку справляться с жизненными трудностями достаточно эффективно.
Функции ресурсов:
– усиление самоэффективности, т. е. повышение ощущения собственной компетентности, уверенности в собственных силах, сохранение и повышение способности к контролю собственной жизни в трудных ситуациях;
– подержание позитивной Я-концепции;
– переоценка смысла и значения трудной ситуации в позитивном ключе приобретения индивидуального опыта и роста личности;
– привлечение и создание новых ресурсов, а также умение целенаправленно использовать возможности социальной среды. Наиболее ярко роль ресурсов проявляются в ситуациях вызовов – трудных жизненных ситуациях и ситуациях достижений, играющих важнейшее значение в процессе самовоспитания.
Чаще всего ресурсы разделяют на две группы: индивидуальные и средовые.
Индивидуальные ресурсы человека, помогающие самовоспитанию, подразделяются в свою очередь на три группы:
– физиологические (здоровье, отсутствие физических недостатков, физическая выносливость и др.);
– личностные (личностные особенности, адекватная самооценка, уверенность, чувство контроля, способность к самораскрытию и др.);
– когнитивные (обучаемость, убеждения, способность к структурированию информации и др.).
Средовые ресурсы – это различного рода социальная поддержка (эмоциональная, инструментальная, моральная) и социально-экономические характеристики человека.
В структуре средовых ресурсов можно выделить:
– физический (ресурсы физической среды: условия жизни, комфорт и др.);
– социальный (социальная сеть и отношения с окружающими людьми) компоненты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самовоспитание – активная, целеустремленная деятельность личности, направленная на формирование и развитие у себя социально и морально значимых качеств и привычек, а также на нейтрализацию и устранение отрицательных в соответствии с осознанными общественными потребностями, условиями деятельности и личной программой развития. В онтогенезе самовоспитание развивается от стадии внешнего требования к стадии вынужденности и, наконец, к стадии сознательного самовоспитания.
Основой самовоспитания является развитие субъектности ученика как свойства свободного, ответственного, способного к целеполаганию и саморазвитию, к осуществлению свободного осознанного выбора, человека.
Движущими силами самовоспитания являются определенные противоречия, нарушающие внутреннюю гармонию личности, вызывающие субъективные переживания и стимулирующие к постановке целей самовоспитания. Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой, желаний и стремлений человека; преодоление собственных недостатков, страхов и слабостей также может быть целью самовоспитания.
Структура самовоспитания включает самостоятельное планирование деятельности (самопроектирование), самоорганизацию деятельности и самоконтроль в деятельности. Процесс самовоспитания предполагает цепочку действий личности: осознание требований к себе; самопознание, критическую самооценку своей деятельности и поведения; планирование работы над собой, выработку программы и правил поведения; практическую реализацию программы самовоспитания; самоконтроль, самооценку и самокорректирование действий, поведения.
Наиболее интенсивно в период школьного обучения актуализируются такие направления самовоспитания личности, как интеллектуальное, эстетическое, физическое, социальное.
Методы самовоспитания – это конкретные пути достижения цели самовоспитания, решения поставленных человеком самовоспитательных задач. На этапе определения целей и направления самовоспитания используются такие методы, как самопознание, самонаблюдение, самоиспытание, самоанализ, самооценка. На этапе выработки плана самовоспитания – самообязательство (самопрограммирование), самостимулирование, самокритика. На этапе реализации плана самовоспитания используются самоинструкция, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение, самоободрение. На этапе подведения итогов работы по самовоспитанию – самоконтроль, самоотчет, самонаказание.
Ресурсами самовоспитания являются внутренние (личностные) или внешние (средовые) условия, характеристики, которые помогают человеку справляться с возникающими жизненными трудностями достаточно эффективно. Ресурсы разделяют на две группы: индивидуальные (физиологические, личностные, когнитивные) и средовые (физические и социальные.
Помощь педагога в процессе самовоспитания ребенка должна быть направлена на формирование у него доминанты самовоспитания, стимулирование потребностей самовоспитания, генерировании целей и разработке программ самовоспитания, преодоления трудностей на пути реализации индивидуальных траекторий самовоспитания, обучение навыкам сотрудничества и конструктивного межличностного взаимодействия через организацию коллективной деятельности детей, внедрения в учебно-воспитательный процесс школы технологии саморазвивающего обучения.
Самое главное – помочь ребенку поверить в себя, определить свои жизненные ценности и цели самовоспитания, сформировать готовность к самостоятельным действиям и принятию за них ответственности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Байбородова Л.В. Теория методика и практика взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: монография / Л.В. Байбородова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 320 с.
Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников: кн. для учителя / А.И. Кочетов. – Минск, 1990. – 170 с.
Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. – М. : Академия, 2004. – 256 с.
Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с. 11. Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся: Концепция и программа опытно-экспериментальной работы на 1998–2000 гг. / П.Н. Осипов. – Казань, 2013. – 44 с.
Трухачева Т. В., А. Г. Кирпичник. Основы социокинетики детства: Пособие для тех, кто обучает взрослых организаторов детских общественных объединений и для тех, кто обеспечивает государственную поддержку развития детского общественного движения / сост., ред.: – М., 2009. – 550 с.
Куприянова Б. В.. Организация досуговых мероприятий : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. – М., 2014. – 288 с.
Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 158 с.
Рожков М.И. Теория и методика воспитания: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 415 с.
Рожков М.И. Социальная педагогика / М.И. Рожков, Т.В. Макеева. – М.: Юрайт, 2017. – 287 с.
Байбородова Л.В., Рожков М.И., Чернявская А.П., Харисова И.Г. Теория воспитания и технологии педагогической деятельности (в схемах и таблицах): учеб. пособие /; под ред. Л.В. Байбородовой, И.Г. Харисовой. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. – 190 с. 20. Швецова Л.И. Взрослые вопросы детского движения / Л.И. Швецова. – М., 2009. – 208 с.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×