Педагогические приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы | Харакчанова Любовь Сергеевна. Работа №345465. Номер работы: №345465
В статье рассматриваются педагогические приемы, способствующие формированию контрольной и оценочной деятельности у учащихся начальной школы. Уделяется внимание основным методам и технологиям, которые помогают развивать у детей навыки самооценки, понимания критериев успеха и способности к саморегуляции в учебной деятельности. Обсуждаются примеры практического применения данных приемов в учебном процессе и их влияние на мотивацию и учебные достижения учащихся.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Харакчанова Любовь Сергеевна, учитель начальных классов
МБОУ "Калмыцкая этнокультурная гимназия имени Зая-пандиты", г.Элиста
Аннотация. В статье рассматриваются педагогические приемы, способствующие формированию контрольной и оценочной деятельности у учащихся начальной школы. Уделяется внимание основным методам и технологиям, которые помогают развивать у детей навыки самооценки, понимания критериев успеха и способности к саморегуляции в учебной деятельности. Обсуждаются примеры практического применения данных приемов в учебном процессе и их влияние на мотивацию и учебные достижения учащихся.
Ключевые слова: контроль, оценочная деятельность, начальная школа, педагогические приемы, самооценка, критерии успеха, методы обучения, ученики.
Контроль и оценка — важные аспекты образовательного процесса, особенно в начальной школе, где у детей формируются базовые навыки учебной деятельности. Педагогическая целеустремленность в этой области заключается в том, чтобы не просто фиксировать уровень знаний и умений учащихся, но и развивать у них способность к самооценке, критическому анализу собственных успехов и неудач. Основная задача воспитателя — построить такую систему контроля и оценки, которая будет поддерживать и развивать мотивацию к обучению, побуждать детей к активной учебной деятельности.
Контрольная деятельность в образовательном процессе — это процесс сбор, обработка и анализ информации о состоянии учебной деятельности учащихся. Она включает в себя не только оценку знаний, но и диагностику умения применять эти знания на практике. Оценочная деятельность основана на результатах контроля и служит средством формирования у учащихся представления о том, как и почему они достигли или не достигли определенного успеха.
Основные цели данной деятельности включают:
-Определение уровня знаний и умений учащихся.
-Выявление проблемных зон и трудностей в обучении.
-Поддержка мотивации учащихся.
-Развитие навыков самооценки.
К основным задачам можно отнести:
-Формирование хронологически последовательных критериев оценки.
-Создание условий для самоуправления учащимися своей учебной деятельностью.
-Привлечение учащихся к активному участию в оценке собственных успехов.
Формирование системы критериев, по которым будет проходить оценка, должно быть первым шагом. Учитель совместно с учащимися может разработать «карту успеха» для каждой темы или задачи. Это не только вовлечет детей в процесс, но и позволит им лучше понять, что именно они должны освоить.
Формативное оценивание включает в себя регулярные проверки и обратную связь по ходу образовательного процесса. Это могут быть:
-Наблюдения за выполнением заданий.
-Проведение мини-тестов.
-Устные опросы.
Суммативное оценивание — это оценка, проводимая по окончании учебной единицы или периода. Оно может включать контрольные работы, экзамены и итоговые проекты.
Самооценка является мощным инструментом в обучении. Важно научить детей объективно оценивать свои достижения и выявлять области, требующие улучшения. Это можно сделать с помощью:
Рефлексивных дневников, где учащиеся могут записывать свои мысли о том, что они узнали, что им интересно, и какие трудности они испытывают.
Пары для взаимной оценки, где учащиеся обмениваются заданиями и дают друг другу конструктивную обратную связь.
Игровые технологии в образовательном процессе могут значительно повысить интерес учащихся и позволить им лучше усваивать материал. Использование игр для оценивания может включать:
Конкурсные задания, где учащиеся, выполняя задания, зарабатывают баллы.
Квесты, в которых ученики должны раскрывать загадки, применяя свои знания.
Одним из главных факторов, влияющих на мотивацию, является осознание учащимися собственного успеха. Когда дети понимают, что они могут влиять на свой успех, уровня их вовлеченности и желания учиться значительно возрастают. Методы самооценки и формативного оценивания способствуют этому процессу.
Применение предложенных приемов позволяет учащимся не только улучшать свои учебные результаты, но и развивать навыки критического мышления, способности к самоанализу и сотрудничеству с другими учащимися. Кроме того, результаты контрольной и оценочной деятельности учащиеся расценивают как более справедливые и обоснованные, что также позитивно отражается на их отношения к учебному процессу.
Контрольная и оценочная деятельность в начальной школе — это сложный и многоаспектный процесс, требующий от учителя применения различных педагогических приемов. Формирование критериально-оценочной культуры, использование формативного и суммативного оценивания, внедрение самооценки и взаимосоответствия, а также игровые методы оценивания — все это способствуют не только объективной оценке знаний, но и развивают у учащихся навыки, необходимые для успешного обучения. В итоге, успешная реализация этих приемов помогает создать в классе атмосферу сотрудничества, поддержки и мотивации, что является основой для эффективного образовательного процесса.
Список литературы
Воронина Наталья Ивановна Педагогические приемы, средства и организационные формы формирования контрольн
о-оценочной деятельности младших школьников // Евразийский научный журнал.
2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-priemy-sredstva-i-organizatsionnye-formy-formirovaniya-kontrolno-otsenochnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-1.
Кор
олева, С. А. Проблема контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов в рамках реализации ФГОС / С. А. Королева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1465-1467. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31011/.
Ог
урцова, М. Э. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников / М. Э. Огурцова, О. А. Томашевская. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.).
— Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 89-96. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8575/.