Педагогические приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы | Винокурова Светлана Анатольевна. Работа №351692. Номер работы: №351692
Аннотация. Статья посвящена педагогическим приемам, направленным на формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы. В условиях обновления образовательных стандартов и перехода на новые подходы в обучении важным становится умение детей оценивать свои достижения, а также понимать и использовать нормы, критерии и способы оценивания. В статье предложены различные методы, стратегии и приемы, которые помогут педагогам эффективно внедрять контрольно-оценочную деятельность в образовательный процесс.
Ключевые слова: контрольно-оценочная деятельность, начальная школа, педагогические приемы, самооценка, взаимное оценивание, рефлексия, формирующее оценивание.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Винокурова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов
ГБОУ «Школа №90 г.о.Донецка», ДНР г. Донецк
Аннотация. Статья посвящена педагогическим приемам, направленным на формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы. В условиях обновления образовательных стандартов и перехода на новые подходы в обучении важным становится умение детей оценивать свои достижения, а также понимать и использовать нормы, критерии и способы оценивания. В статье предложены различные методы, стратегии и приемы, которые помогут педагогам эффективно внедрять контрольно-оценочную деятельность в образовательный процесс.
Ключевые слова: контрольно-оценочная деятельность, начальная школа, педагогические приемы, самооценка, взаимное оценивание, рефлексия, формирующее оценивание.
Современная образовательная система предъявляет высокие требования к тому, как учителя должны не только обучать, но и формировать у обучающихся способности к самоконтролю и оцениванию своей активности. Контрольно-оценочная деятельность становится неотъемлемой частью учебного процесса, особенно в начальной школе, где закладываются основы учебной самостоятельности и ответственности. В данной статье рассматриваются педагогические приемы, способствующие формированию контрольно-оценочной деятельности у младших школьников.
Контрольно-оценочная деятельность: задачи и цели
Контрольно-оценочная деятельность включает в себя ряд задач, которые включают:
Формирование у учащихся понятия о цели и результатах обучения.
Развитие навыков самоконтроля и самооценки.
Создание условий для обратной связи между педагогом и учеником.
Поддержка мотивации к учебной деятельности через грамотную оценку успехов и недостатков.
Для успешного выполнения этих задач необходимо использовать различные педагогические приемы, которые будут адаптированы под возрастные особенности детей.
Педагогические приемы формирования контрольно-оценочной деятельности
1. Обучение через рефлексию
Рефлексия занимает центральное место в процессе оценивания. Учителям следует формировать у учащихся умение задавать себе вопросы о том, что они сделали, как они это сделали и что хотят улучшить. Рекомендуется проводить занятия, на которых ученики обсуждают свои успехи и трудности, и высказывают своё мнение о методах работы. Это может быть сделано через:
Рефлексивные дневники: Студенты записывают свои мысли по поводу учебного процесса, что помогло, а что было сложно.
Группы обсуждений: Во время групповых работ учащиеся могут делиться опытом и получать обратную связь от сверстников.
2. Самооценка и взаимное оценивание
Формирование навыков самооценки у учеников позволяет им более активно и ответственно относиться к своему обучению. Для этого можно использовать:
Оценочные листы: Дети самостоятельно оценивают свою работу по заранее установленным критериям, что помогает им видеть свои сильные и слабые стороны.
Взаимное оценивание: Учащиеся могут оценивать работы одноклассников, что развивает критическое мышление и умение давать конструктивную обратную связь.
3. Формирующее оценивание
Формирующее оценивание является подходом, при котором оценка рассматривается как постоянный процесс, а не как разовая проверка знаний. Учителя могут использовать такие приемы:
Постоянное мониторирование: Учитель всегда имеет возможность отслеживать успехи и затруднения учеников, чтобы вовремя внести коррективы в процесс обучения.
Подход по портфолио: Учащиеся собирают свои работы, чтобы увидеть динамику своего развития. Это может быть как письменные задания, так и проектные работы.
4. Использование игровых методов
Игровые методы способствуют созданию расслабленной и доверительной атмосферы, что позволяет детям быстрее усваивать процесс оценивания.
Оценочные игры: Учитель может проводить игры, в которых ученики выставляют оценки по определённым критериям. Это может быть в форме квизов, где ученики отвечают на вопросы и получают за это баллы, или в формате "оценка по пятибалльной системе".
Ролевые игры: Учащиеся могут взять на себя роли "экспертов" и "жюри", что позволит им на практике применять навыки оценивания.
5. Информирование о критериях и нормах оценивания
Чтобы контрольно-оценочная деятельность была продуктивной, ученики должны четко понимать, по каким критериям будет производиться оценка их работы. Это может быть достигнуто с помощью:
Обсуждения критериев оценки: Перед выполнением задания учитель объясняет, как и по каким критериям будет оцениваться работа.
Использование чек-листов: Ученики могут использовать чек-листы, чтобы следить за выполнением всех необходимых пунктов задания.
Формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы — это сложный и многосторонний процесс. Использование педагогических приемов, таких как рефлексия, самооценка, формирующее оценивание и игровые методы, способствует тому, чтобы учащиеся не только принимали ответственность за свои достижения, но и развивали критическое мышление и самопознание. Внедрение этих методов в образовательный процесс поможет создать более открытое и продуктивное образовательное пространство, в котором учащиеся смогут успешно развиваться и достигать своих целей.
Список литературы
Гольцева Ю. В. Формирование у младших школьников умения оценивать уровень достижения планируемых результатов // Вестник ЮУрГГПУ. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-mladshih-shkolnikov-umeniya-otsenivat-uroven-dostizheniya-planiruemyh-rezultatov
Воронина Наталья Ивановна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, СРЕДСТВА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Евразийский научный журнал. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-priemy-sredstva-i-organizatsionnye-formy-formirovaniya-kontrolno-otsenochnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-1
Нефедова Валентина Владимировна ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Достижения науки и образования. 2021. №2 (74).