Педагогические рекомендации родителям и детям | Вера Николаевна Тюкова. Работа №355332
В школьном курсе учебный предмет «Биология» является важной научно-исследовательской отраслью, позволяющей отражать особенности конкретной отрасли окружающей действительности. На основании знаний учащихся в области биологии становится возможным целостное понимание природы и самого человека во внешней среде. Поэтому современные учителя должны уделять максимальное внимание к методике преподавания биологии в общеобразовательных учреждениях. Следует отметить, что в актуальном федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) учебный предмет «Биология» определяется как обязательный и предполагает два уровня изучения – базовый и углубленный.
Педагогические рекомендации родителям и детям
В школьном курсе учебный предмет «Биология» является важной научно-исследовательской отраслью, позволяющей отражать особенности конкретной отрасли окружающей действительности. На основании знаний учащихся в области биологии становится возможным целостное понимание природы и самого человека во внешней среде. Поэтому современные учителя должны уделять максимальное внимание к методике преподавания биологии в общеобразовательных учреждениях. Следует отметить, что в актуальном федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) учебный предмет «Биология» определяется как обязательный и предполагает два уровня изучения – базовый и углубленный.
Одним из наиболее волнительных событий учебного процесса для учащихся среднего звена школы является сдача ОГЭ. Подготовка к сдаче ОГЭ по биологии требует как от учащихся, так и от преподавателей особого подхода к изучению ключевых тем общеобразовательного курса.
В 2024-2025 учебном году учащиеся будут проходить итоговую аттестацию в форме привычного экзамена. Поэтому учитывание методических рекомендаций при подготовке к ОГЭ по биологии остается актуальной. Как правило, биологию для сдачи ОГЭ выбирают именно те учащиеся, которые в дальнейшем планируют поступать в медицинские высшие учебные заведения. Для таких обучающихся ОГЭ может восприниматься в качестве репетиции ЕГЭ при поступлении в медицинские университеты. Если при подготовке к ЕГЭ чаще всего требуется работа с квалифицированным репетитором, то к ОГЭ в 9 классе вполне реально подготовиться самостоятельно, учитывая аспекты продуктивного взаимодействия между учащимися и преподавателем.
Немаловажным для успешной сдачи ОГЭ по биологии является четкое понимание структуры предстоящего экзамена, состоящего из 26 заданий разной сложности. В первой части ученикам необходимо выбрать правильный вариант ответа из предложенного списка, во второй части – учащимся предлагается дать развернутый ответ на поставленные вопросы. На решение ОГЭ по биологии стандартно отводится два с половиной часа.
Если говорить о видах заданий, которые могут быть включены в содержание ОГЭ по биологии, то можно выделить следующее:
Тесты, в которых необходимо выбрать верный ответ на поставленный вопрос.
Установление соответствий или правильной последовательности между вариантами ответов.
Вопросы, которые требуют
краткого ответа учащегося.
Практические задания, рассчитанные на осуществление подсчета, измерения,
поиска необходимых формул и т.д.
Развернутый ответ, предполагающий анализ методов исследования, содержания таблиц, формул и т.д.
Тематическое своеобразие выделяемых блоков в экзаменационных заданиях разделяется на несколько специфических проблем, включенных в общеобразовательный курс по биологии. Среди таких блоков можно выделить следующее:
Биология как наука.
Анализ признаков живых организмов.
Многообразие эволюционных процессов живых организмов.
Здоровье и его составляющие компоненты.
Взаимосвязь человека с аспектами окружающей среды.
Последовательное изучение выделенных тематических блоков позволит учащимся целостно понимать содержание вопросов на экзамене. Подготовка к сдаче ОГЭ должна быть систематическая и распланированная, учитывающая продуктивность учебных занятий и внеучебной самостоятельной деятельности.
Подготовка к ОГЭ по биологии представляет собой систематизированное освоение учебного материала, которое длится на протяжении не одного года, а в процессе целостного изучения биология на базе среднего звена школы. К рекомендациям, которые хотелось бы выделить для подготовки к ОГЭ по биологии, можно отнести использование методических ресурсов сайта Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), позволяющего получить доступ к нормативно-правовым документам по структуре и специфике проведения экзаменов. Важной формой подготовки к сдаче экзаменов является прохождение тренировочных онлайн-тестов, которые помогают учащимся оценить уровень собственной подготовки и в дальнейшем заполнить проблемы в образовании по той или иной теме.
На этапе подготовки к экзамену является важным взаимодействие обучающегося с преподавателем, что позволит разработать рабочий график изучения биологии. Этот метод является продуктивным для четкого следования плану обучения и как результат – успешного прохождения экзаменационных испытаний.
Не стоит также забывать о том, что при подготовке к ОГЭ необходимо заботиться о собственном эмоциональном и психическом здоровье. Дети не должны себя чрезмерно перегружать объемом информации. При перегрузке теоретическими знаниями ребенок начинает путаться, не понимать логическую связь между изученным материалом. Чтобы этого избежать нужно последовательно исследовать необходимые тематические блоки по биологии, анализировать фрагментарно большой объем информации.
Таким образом, подготовка к сдаче ОГЭ по биологии при продуманном подходе может быть успешной и комфортной. Результативность сдачи ОГЭ напрямую зависит оттого, каким образом осуществлялась подготовка на всех ступенях обучения. Задача учителя в этом случае заключается в том, чтобы сформировать у учащихся способность к проявлению самостоятельности, ответственности и готовности к критическому мышлению.