Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Педагогические технологии обучения в работе с детским хором: традиции и инновации» | Крайнова Галина Анатольевна. Работа №263984

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Крайнова Галина Анатольевна
С целью обеспечения сетевого взаимодействия как инструмента формирования единого пространства музыкального образования детей в детском хоре создаются благоприятные условия для использования педагогических технологий: традиции  и инновации.

В настоящее время перед системой музыкального образования стоит задача не только сохранения лучших традиций музыкальной педагогики, но и обобщения, внедрения в практику наиболее эффективных современных технологий.

Сфера музыкального образования долгое время оставалась достаточно консервативной и практически не использовала технологических инноваций. Это было связано с тем, что педагогика искусства отличается ярко выраженной спецификой, обусловленной индивидуальным характером обучения, обращенным к эмоциям и духовному миру человека, развитие которого всегда уникально, неповторимо и не подлежит технологическому описанию.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа №1" Кировского района» г. Казани

 

 

 

 

 

Методическая разработка на тему:

««Педагогические технологии обучения в работе с детским хором: традиции и инновации»»

 

 

 

 

 

Преподаватель хоровых дисциплин

Крайнова Галина Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2021

 

Тема: «Педагогические технологии обучения в работе с детским хором: традиции и инновации»

С целью обеспечения сетевого взаимодействия как инструмента формирования единого пространства музыкального образования детей в детском хоре создаются благоприятные условия для использования педагогических технологий: традиции и инновации.

В настоящее время перед системой музыкального образования стоит задача не только сохранения лучших традиций музыкальной педагогики, но и обобщения, внедрения в практику наиболее эффективных современных технологий.

Сфера музыкального образования долгое время оставалась достаточно консервативной и практически не использовала технологических инноваций. Это было связано с тем, что педагогика искусства отличается ярко выраженной спецификой, обусловленной индивидуальным характером обучения, обращенным к эмоциям и духовному миру человека, развитие которого всегда уникально, неповторимо и не подлежит технологическому описанию.

В новом и более широком смысле педагогическая технология рассматривается «как систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знания путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения наибольшей эффективности образования».

Основные признаки педагогических технологий: концептуальность, системность, дидактическое целеобразование (дидактические процедуры, содержащие инструменты мониторинга эффективности учебного процесса), инновационность, оптимальность, корректируемость, воспроизводимость, управляемость, эффективность.

Все технологии направлены на то, чтобы: разбудить активность детей; вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности; подвести эту деятельность к процессу творчества; опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

2.Технологии, наиболее активно используемые в музыкальном образовании:

Технология личностно-ориентированного обучения сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

Технология индивидуализации обучения. Технология индивидуализации обучения (адаптивная) . Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.

В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждении дополнительного музыкального образования детей – со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно. Использование Технологии индивидуализации обучения педагогом обеспечивает психологический комфорт учащегося как в классе, так и на сцене, что является основой для успешной творческой деятельности.

Технология сотрудничества. Обучение и воспитание гармоничной личности невозможно без тандема педагог–ученик, все два субъекта одного учебного процесса должны действовать вместе, сообща. Отношения с учащимися должны быть направлены на вовлечение в самостоятельную познавательно–творческую деятельность, а сотрудничество педагог–ученик должно основываться на взаимопомощи, позволяющей достигать единой цели.

Технология модульного обучения предполагает самостоятельную работу с индивидуальной учебной программой. Педагог предоставляет учащемуся готовые модули, в которых обозначены его задачи на определенный период времени. Выражается в виде готовых дидактических заданий. Задания, входящие в блок модуль, могут выполняться в течение долгого времени, но он должен быть завершен. Завершенный модуль дает полное представление об уровне развития тех или иных качеств ученика.

В модуле могут даваться задания по различным аспектам. Например, модуль может содержать конкретный набор заданий по блокам:

I блок 1) освоение необходимых элементов исполнительской техники в детском хоре :вокально-хоровые упражнения(пение гамм, арпеджио, интервалов, трезвучий, аккордов; развитие артикуляции, дикции ;понятие дирижерского жеста ,пение по руке, певческая опора и дыхание и т.д.), 2) чтение с листа детских песен, хоровых произведений,3) слуховые навыки 4) сочинение, импровизация и т.д.

II блок - вопросы для самостоятельного изучения по конкретному произведению из программы;

III блок - Домашнее задание, включающее не только задания по изучаемым произведениям, но и по развитию кругозора, отдельных способностей учеников (изучить творчество композиторов , сочинивших музыку ,поэтов ,писателей,

Проблемное обучение. Технология проблемного обучения подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися учебных проблем, разрешая которые они активно усваивают знания. Проблемными считаются те ситуации, которые способны вызвать интеллектуальные затруднения. Основные формы выражения проблемности - вопросы, познавательные задачи, учебные задания (самостоятельно обозначить штрихи, динамику и т.д.). Эффективность этой технологии зависит от меры применения проблемных ситуаций на уроке.

Технология коллективной творческой деятельности наиболее плодотворно применяется в системе дополнительного музыкального образования, так как достижение творческого уровня является приоритетной целью.

Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется соревнование, конкурс.

Развитие творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоциональной отзывчивости на музыку, творческих умений невозможно без применения технологии развития творческих качеств личности , способной приумножить общественную культуру. Необходимо искать пути и средства развития творческой инициативы, применять алгоритмические и эвристические (развитие творческих способностей) методы в процессе выполнения творческих задач. Для преподавателя важно мотивировать учащихся к успеху, развивать адекватную самооценку. Использование Мульти-медиа технологий: совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают восприятие человеком информации одновременно несколькими органами чувств в следующих формах: аудиоинформации (звуковой), видеоинформации, анимации

(мультипликации, оживления)». Отличительной особенностью таких технологий является многофункциональность, гибкость и универсальность, возможность индивидуального подхода. Процесс обучения приобретает более эмоциональный характер, больше органов чувств принимают в нем участие, что повышает качество запоминания музыкального материала.

 

Здоровье-сберегающие технологии. Цель таких технологий является сохранение здоровья учащихся, формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни, противостояние стрессам. Здоровье-сберегающие занятия позволяют обеспечить оптимальный темп работы на уроках, полное усвоение материала, психологический комфорт.

- соблюдение строгой дозировки учебной нагрузки;

- построение занятий с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

- соблюдение гигиенических требований к аудитории;

- организация активно–двигательных занятий на уроках.

Педагог может пользоваться принципами музыкотерапии при подборе музыкального материала.

В начале XX века известный психоневролог Владимир Михайлович Бехтерев начал изучать влияние музыки на организм человека. Ученый пришел к выводу, что музыка может избавлять от усталости и заряжать человека энергией, положительно влиять на систему кровообращения и дыхания. Благодаря исследованиям Бехтерева и его последователей, в середине ХХ века в психотерапии возникло новое направление – музыкотерапия.

Музыкотерапевты отмечают, что для каждого конкретного пациента нужно подбирать индивидуальные мелодии, но существует и универсальная музыка, используемая для устранения негативных психологических состояний.

Какая музыка лечит? - Классическая музыка лечит.

Для поднятия настроения желательно слушать «Рондо в турецком стиле» Вольфганга Амадея Моцарта(3ч.сонаты ля мажор), «Хабанеру» из оперы Жоржа Бизе «Кармен» или «Триумфальный марш» из «Аиды» Джузеппе Верди.

Забыть о неприятностях и проблемах вам поможет «Аве Мария» Франца Шуберта и «Колыбельная» Иоганнеса Брамса.

Если вам тяжело вставать по утрам, сонливость прогонят концерты и сонаты Антонио Вивальди, серенады Франца Шуберта.

Ощущением утренней свежести наполнят вашу душу «Утро» Рихарда Штрауса, «Утреннее расположение духа» Эдварда Грига, симфонический эскиз «Море» Клода Дебюсси, «Пробуждение птиц» Оливье Мессиана. •При переутомлении стоит поставить треки с записями Элвиса Пресли, Луи Армстронга или Дюка Веллингтона.

При нарушении сна помогут «Пьесы» Петра Чайковского, «Мелодия» Кристофа Глюка, «Мечты» Роберта Шумана и «Грустный вальс» Яна Сибелиуса.

Религиозная музыка, особенно в органном исполнении, дарит людям ощущение покоя и духовной просветленности, помогает побеждать или облегчает боль.

Какая музыка улучшает внешность? Вся перечисленная (ведь она уравновешивает психосоматику) и … конечно же Моцарт.

«Не знаю, правда ли, что ангелы в присутствии Бога играют лишь Баха, но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют только Моцарта»- сказал Карл Барт

Такой положительный эффект объясняется, возможно, тем, что музыкальные произведения Моцарта выдерживают 30-секундный интервал «громко-тихо», а он точно соответствует характеру биотоков головного мозга человека.

Гениальный австрийский композитор писал свою музыку преимущественно в светлых, мажорных тонах, поэтому она постоянно привлекает внимание слушателей. Его симфонии и скрипичные концерты кажутся настолько светлыми, что возникает естественное желание поддаться этому настрою и радоваться жизни.

Являясь сильным ритмическим раздражителем, музыка стимулирует не только физиологические процессы организмы в двигательной сфере, но и в вегетативной области. Например, заметно реагирует на музыку наша сердечно–сосудистая система – замедлением или учащение пульса, изменениями числа сердечных сокращений, показателем артериального давления. Учеными доказано, что музыка влияет на холестериновый, гормональный обмен человека.

Наконец, научные эксперименты последних лет подтвердили, что музыкальные звуки оказывают влияние и на деятельность человеческого мозга, синхронизируя ритмическую активность его различных участков.

Чем медленнее волны мозга, тем более расслабленное и умиротворенное состояние мы испытываем. Частоту биоритмов мозга можно изменить, потому что в процессе восприятия музыки эти биоритмы непроизвольно (на основании эффекта резонанса) настраиваются на частоту музыкального произведения.

Следовательно, используя музыку как ритмический раздражитель, можно сдвинуть, изменить ритмические процессы организма, повысить общую активность человека, или, наоборот, успокоить и т.д.

Конечно, ритм оказывает самое сильное воздействие на организм человека. Вместе с тем, музыку наш мозг воспринимает одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Поэтому такие средства музыкальной выразительности, как лад, темп, даже тональность музыкального произведения играют важную роль моделировании эмоций.

Богатейшая картина звукового мира, преобразованная в периодических механических и рецепторных структурах органа слуха, приводит в действие сложнейшие механизмы мозга, деятельность которых завершается трансформацией слухового «изображения» в акт восприятия. Мы слышим музыку такой, какой мы хотим ее слышать, мы ассоциируем ее по-своему, а цветомузыка лишь помогает быть в восприятии ближе к мнению композитора, окрашивая звуки в разные цвета. Музыка сливается со светом в одну общую картину и человек начинает воспринимать это явление целостно, а не отдельно органами чувств как свет и звук.

Например, в коровниках увеличивают количество молока с помощью музыки. Ученые экспериментировали и с классической, и с популярной музыкой. Включали современную музыку - поп и рок , но выяснилось, что «коровы предпочитают клаcсику - Бетховена и Моцарта».

Результат налицо: в день каждая корова после прослушивания классической музыки давала на 3 литра молока больше, чем обычно. Специалисты уверены, что после музыкотерапии коровы наслаждаются процессом дойки, дают больше молока.

Результатом научно-исследовательской работы во главе с доктором Дж. Бхаттачара Университета Лондона, стало предположение, что вполне возможно влиять на эмоциональную оценку человеческого лица, предварительно послушав отрывки различных музыкальных произведений.

Часто говорят, что музыка - язык эмоций. Проще говоря, мы постоянно находимся под ее воздействием; музыка буквально «управляет» нами. Но могут ли эти вызванные музыкой эмоции влиять на нашу интерпретацию эмоций, отраженных на лицах окружающих нас людей?

Во время экспериментов добровольцы слушали короткие 15-секундные музыкальные отрывки и затем оценивали эмоциональное содержание лица. Исследование показало, что предварительное прослушивание радостной и веселой музыки значительно усиливало восприятие радости на лице собеседника.

Музыка может влиять на восприятие лицевых эмоций человека.

Включите ее, когда вас обидели – и она освободит вашу душу (очень возможно, что и со слезами), поможет понять обидчиков; послушайте Моцарта, когда вы встревожены или даже напуганы – тревога уляжется; прислушайтесь к фортепианным руладам «Аллегро», когда не можете сосредоточиться – и решение найдется практически само собой. А «побочным результатом» общения с великой музыкой Моцарта станет ваше одухотворенное лицо с ясным спокойным взглядом и плавной мимикой – ОЧЕНЬ КРАСИВОЕ ЛИЦО.

Мы имеем уникальную возможность изучать и исполнять музыку разных эпох:от знаменного распева до современных электронных версий звучания, используя традиционные (проверенные временем,) технологии и инновационные, способствующие движению вперед, в будущее педагогическое музыкальное образование в рамках сетевого взаимодействия, используя как традиционные ,так и инновационные технологии. Своей работой мы стремимся создать атмосферу доброжелательности, ответственности, увлеченности, взаимопомощи понимания детей. Необходимо помнить, что эмоции есть важнейшее средство общения и регулятор социального поведения человека. Эта социальная природа чувств и эмоций проявляется наиболее четко в непосредственном общении с другими людьми, коллективом, обществом. «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие» (В.А.Сухомлинский). Эти слова замечательного педагога адресованы всем, то осознает роль искусства в развитии и воспитании детей!

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×