Педагогические технологии, способствующие формированию экологического сознания у школьников | Матвеева Ольга Викторовна. Работа №349731
Аннотация. В статье рассматриваются педагогические технологии, направленные на формирование экологического сознания у школьников. Раскрываются методы и приёмы, позволяющие учителю создать у учащихся осознанное отношение к природе и её охране. Особое внимание уделено практическим и исследовательским методам, проектной деятельности и активным методам обучения, способствующим развитию экологической осознанности у подрастающего поколения.
Ключевые слова: экологическое сознание, педагогические технологии, школьники, активные методы, проектная деятельность, экологическое образование.
Педагогические технологии, способствующие формированию экологического сознания
у школьников
Матвеева Ольга Викторовна, учитель экологии
МБОУ "Лицей села Хлевное" Хлевенского муниципального района Липецкой области
Аннотация. В статье рассматриваются педагогические технологии, направленные на формирование экологического сознания у школьников. Раскрываются методы и приёмы, позволяющие учителю создать у учащихся осознанное отношение к природе и её охране. Особое внимание уделено практическим и исследовательским методам, проектной деятельности и активным методам обучения, способствующим развитию экологической осознанности у подрастающего поколения.
Ключевые слова: экологическое сознание, педагогические технологии, школьники, активные методы, проектная деятельность, экологическое образование.
Формирование экологического сознания у школьников – одна из ключевых задач современной системы образования. Экологическое сознание предполагает осознанное отношение к окружающему миру, понимание принципов сохранения природы и стремление действовать в её интересах. В условиях ускоряющихся экологических проблем, таких как изменение климата, загрязнение водоёмов и сокращение биоразнообразия, особенно важно прививать учащимся основы экологической ответственности и воспитывать у них стремление к разумному природопользованию. В достижении этой цели учителю помогают современные педагогические технологии, позволяющие эффективно вовлечь учеников в процесс экологического образования.
Одной из действенных технологий формирования экологического сознания является проектная деятельность, которая нацелена на выполнение учащимися самостоятельных исследований и представление их результатов. В рамках проектной деятельности школьники могут разрабатывать проекты, направленные на изучение актуальных экологических проблем своего региона, находить и предлагать пути их решения. Например, учащимся можно предложить тему «Анализ экологического состояния водоёмов в нашем районе», в ходе которой они проведут сбор и анализ проб воды, изучат влияние бытовых отходов на состояние экосистемы. Выполняя такие проекты, дети получают практический опыт исследования, развивают аналитические навыки и учатся оценивать последствия человеческой деятельности для природы. Кроме того, результаты проектов, представленные в виде докладов или презентаций, позволяют школьникам делиться своими выводами, формируя осознание важности защиты окружающей среды.
Ещё одна технология, способствующая развитию экологического сознания, – это активные методы обучения, такие как дискуссии, дебаты, тематические игры и ролевые симуляции. Эти методы позволяют учащимся включаться в процесс обучения, обсуждая важные экологические вопросы, развивая критическое мышление и учась оценивать различные точки зрения. Так, например, можно организовать дискуссию на тему «Стоит ли ограничить использование пластика?», где школьники смогут высказать свои мнения и обсудить последствия загрязнения пластиковыми отходами для планеты. Такие занятия способствуют формированию у детей ответственного отношения к природе, учат находить баланс между личными потребностями и общественными интересами, а также способствуют пониманию важности экологически ответственного поведения.
Практические и исследовательские методы, такие как лабораторные работы и полевые исследования, также играют важную роль в воспитании экологического сознания. Учащимся можно предложить провести исследования на тему «Определение состояния почвы в школьном дворе» или «Влияние автомобильного транспорта на качество воздуха», которые включают сбор и анализ образцов почвы или воздуха, выявление загрязняющих веществ. Практическая деятельность помогает учащимся лучше понять влияние человека на окружающую среду и осознать важность её охраны. Кроме того, такие исследования развивают навыки самостоятельной работы, формируют умение ставить вопросы и находить ответы на них, что важно для выработки экологически ответственного поведения.
Значительную роль в формировании экологического сознания играет использование современных цифровых технологий, включая виртуальные лаборатории, интерактивные симуляции и обучающие приложения. Цифровые инструменты дают возможность моделировать ситуации, которые было бы сложно продемонстрировать в реальной жизни. Например, используя симуляции, учащиеся могут проследить за изменением климата на планете или увидеть, как вымирают различные виды животных из-за разрушения их ареалов. Такие ресурсы наглядно демонстрируют детям последствия человеческой деятельности и способствуют формированию у них ответственного отношения к природе. Кроме того, образовательные платформы позволяют учащимся самостоятельно изучать и расширять свои знания в области экологии.
Воспитание экологического сознания также требует применения технологии проблемного обучения, которая основывается на выявлении и решении конкретных экологических проблем. Эта технология помогает учащимся самостоятельно находить ответы на вопросы, а не получать готовую информацию. Например, учитель может предложить проблему для обсуждения: «Почему исчезают некоторые виды растений и животных в нашем регионе?» или «Как можно уменьшить количество мусора в нашем городе?». Проблемное обучение вовлекает учащихся в процесс поиска решений, что развивает их экологическую осознанность и стимулирует к действиям, направленным на охрану природы. Осознание экологических проблем на локальном уровне помогает школьникам почувствовать личную ответственность за окружающую среду и формирует у них ценностные ориентиры.
Наряду с этим, эффективным методом формирования экологического сознания является организация экологических акций и мероприятий, направленных на защиту окружающей среды. Школьные экологические акции, такие как уборка территории, посадка деревьев, сбор вторсырья, не только укрепляют знания, полученные на уроках, но и помогают учащимся проявить личное участие в защите природы. Например, в рамках проведения акции «Чистый берег» школьники могут очистить близлежащий водоём от мусора, увидеть результат своих действий и почувствовать, как их усилия способствуют улучшению окружающей среды. Экологические акции позволяют детям ощутить ценность своих действий для природы, повышают их экологическую ответственность и формируют сознание на основе личного опыта.
Таким образом, формирование экологического сознания у школьников возможно благодаря применению различных педагогических технологий, способствующих включению учащихся в исследовательскую, практическую и проектную деятельность. Использование активных методов обучения, цифровых ресурсов и организация экологических мероприятий помогают воспитать у детей осознанное отношение к природе и чувство личной ответственности за её сохранение.
Список литературы
Баканова
Ю. Д.
Формирование экологического сознания обучающихся // Вестник Донецкого педагогического института. 2018. №3.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskogo-soznaniya-obuchayuschihsya
Корнеева
Л. А.
, Мясникова
Н. В.
, Грошева
С. Н.
, Стасенко
Н. В.
Ф
ормирование экологического сознания // Евразийский Союз Ученых. 2021. №1-2 (82). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskogo-soznaniya
Ландык
В. М., Ломова В. В., Кольцова Л. А. Экологическое воспитание школьников // Образование и право. 2022. №8. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov
Леонтьева И.А. К вопросу об экологизации современного школьного образования // Бюллетень науки и практики.
2017. №2 (15). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-ekologizatsii-sovremennogo-shkolnogo-obrazovaniya