Педагогические условия формирования читательской компетентности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития | Новикова Валерия Николаевна. Работа №256734
Автор: Новикова Валерия Николаевна
в статье рассмотрены актуальные вопросы формирования читательской компетентности у младших школьников, имеющих задержку психического развития, выделен ряд педагогических условия способствующих формированию мотивации у данной группы детей к чтению и развитию читательских навыков; даны педагогические рекомендации по работе с данной группой учеников.
Педагогические условия формирования читательской компетентности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Аннотация: в статье рассмотрены актуальные вопросы формирования читательской компетентности у младших школьников, имеющих задержку психического развития, выделен ряд педагогических условия способствующих формированию мотивации у данной группы детей к чтению и развитию читательских навыков; даны педагогические рекомендации по работе с данной группой учеников.
Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, младшие школьники педагогические условия, формирование читательской компетенции.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) образование детей с ОВЗ, в том числе с задержкой психического развития (ЗПР), осуществляется с учетом их особых образовательных потребностей [1]. Требования ФГОС для детей с ОВЗ ориентируют на овладение учащимися навыками беглого, осознанного, правильного и выразительного чтения, как одним из важнейших общеучебных умений, от которого зависит успешность дальнейшего обучения. Делается акцент на формирование культуры чтения, что предполагает, в том числе и достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой, среди которых наиболее многочисленную группу риска составляют школьники с так называемой задержкой психического развития (ЗПР).
В соответствие с актуальностью работы определена цель исследования: рассмотреть педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников с ЗПР и выявить наиболее эффективные пути работы в данном направлении.
Задержкой психического развития (ЗПР) принято считать нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в отчасти кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который при правильно организованной работе может быть исправлен.
Условия в педагогике чаще всего понимают как факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы [2,с.48].
Читательская компетентность - это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги [5,с.123].
При работе педагог должен учитывать, что дети с ЗПР имеют ряд психолого-физиологических особенностей. Одна из которых – быстрое утомление в процессе занятий. В данной группе детей необходимо переключатся от одного вида занятий к другому. Занятия по своей природе должны быть разнообразными. Рекомендуется: использование красочных дополнительных и дидактических материалов; при общении с ребёнком использовать мягкий, доброжелательный тон, систему поощрений. Также важно включение в работу и специальной коррекционной работы.
Для того чтобы у детей младшего школьного с ЗПР сформировалась читательская компетентность важно особое внимание уделить формированию мотивационной готовности к овладению чтением. Исследователи приходят к выводу, что современные школьники недостаточно интересуются учебной деятельностью, и чтение часто для них - малопривлекательный способ проведения досуга. Данное положение усугубляется в отношении детей с ЗПР. У этой группы учащихся общие тенденции с нормально развивающимися детьми в их интересах и увлечениях. Формирование мотивационной готовности к овладению чтением способствует включению детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в учебный процесс.
Эффективность формирования мотивационной готовности к овладению чтением поможет обеспечить этапность и систематичность работы. Включают в педагогический процесс развитие умения выделять необходимую книгу из ряда других, полно отвечать на вопросы относительно сюжета произведения; обучение пониманию смысла прочитанного, освоение умения передавать свои впечатления о произведении, выполнение коррекционно-развивающих заданий репродуктивного характера по сюжету произведения; расширение представлений учащихся о многообразии тем и жанров произведений, обучение подбору книг по заданной теме, выполнение коррекционно-развивающих заданий творческого характера [6,с.83].
При формировании читательской компетентности у младших школьников рационально включать в работу информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые помогут:
- оптимизировать процессы обучения;
- сформировать высокую степень мотивации;
- повысить интерес к литературному чтению (конкретной книге);
- наглядно продемонстрировать преимущества литературы.
Мотивировать детей на изучение литературных произведений помогут виртуальные экскурсии, иллюстрации к книгам. Впоследствии, заинтересовавшись, ребёнок переключит уже внимание и на содержание произведения. ИКТ используются когда: объясняется новый материал (пояснения по содержанию определенной художественной литературы); происходит само знакомство с книгой; закрепляется прочитанное.
Педагог в работе включает ряд методов, способствующих формированию читательской компетентности у детей:
Словесный метод. Чтение вслух произведений, в последствие вопросы по содержанию, беседа, обсуждение, пересказ, заучивание наизусть.
Практический метод. Театрализация, инсценировка, драматизация, дидактические игры.
Наглядный метод, в котором присутствует показ иллюстрации, картин, схем и т.п. В данном случае и может быть использованы мультимедийные презентации либо просмотр видеофильмов. Также сюда входит оформление тематических выставок.
Для формирования мотивации уместно проводить мероприятия, посвященные конкретной книге, писателю (в соответствии со школьной программой) тематические недели для определенных жанров.
Анализ литературы необходим не только с точки зрения содержания, но и с позиции к какому жанру принадлежит данное произведение, каковы в нем средства выразительности.
В педагогическом процессе важно детское экспериментирование, которое вытекает из содержания произведения художественной литературы. Например, при чтении создается проблемная ситуация, которую решают ученики. Таким образом, возникает потребность в новых знаниях или недоступных ранее способах действий. Проблемные ситуации используется для того чтобы вызвать интерес к факту, событию, которое описывается в произведении, при этом дети должны быть направлены на активный поиск ответа [3,с.154].
В младшей школе одно из эффективных направлений в работе – использование межпредметных связей. Урок литерного чтения можно объединить с музыкой, ИЗО и т.д.
В работу включается деятельность по формированию навыков осознанного чтения, упражнения: «Чтение двухсложных слов с пропущенной буквой»; «Шиворот на выворот», «Закончи рассказ», «Определи главную мысль текста» и т.п.
На начальном этапе обучения чтению используется большое количество тренировочных упражнений, направленных то, чтобы освоить отработку и автоматизацию чтения слов простейших слоговых структур, впоследствии переходят к чтению более сложных слов.
В процессе индивидуальной коррекционной работы рекомендуется использовать для чтения небольшие по объему связные тексты, которые состоят из коротких предложений.
Большое значение для формирования правильного навыка чтения имеет словарная работа. Необходимо обучать детей выделять в тексте непонятные слова и обязательно объяснять их значение.
Когда дети уже научились читать, начинают работу по развитию скорости чтения, включается работа со скороговорками.
В зависимости от выбранной на уроке формы работы: индивидуальной, групповой, фронтальной, определяют методы работы и использую различные упражнения. Лучше брать за урок не более двух – трех упражнений.
Положительные результаты приносят нестандартные формы работы с детской книгой, способствующие повышению интереса к самостоятельному чтению книг: литературные викторины; литературные игры; уроки-путешествия; уроки-презентации.
Особое внимание педагогом уделяется работе с родителями младших школьников с ЗПР. Проводятся тематические родительские собрания, на которых важно убедить их, что только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, что у детей сформируется читательская компетентность. Работа с родителями включала в себя проведений лекций, ознакомление с новинками литературы, посвященными проблемам детского чтения, предложение заданий для совместного выполнения с детьми на материале детских произведений [4,с.34].
Совместные детско-родительские проекты способствуют формированию интереса к чтению. В итоге создаются определенные целостные продукты, например, это могут быть самодельные книги, выставки изобразительного творчества, посвящённые какому-либо литературному произведению, викторины, проведение литературных праздников в честь, предположим, юбилея какого-нибудь писателя и так далее. Эффективным является оформление информационных стендов с соответствующими рекомендациями по чтению – «книга на выходные», «летнее чтение» и т.д. Обязательно проведение выставок детского творчества по мотивам художественных произведений. Помогут небольшие памятки, инструкции.
Таким образом, если включать в работу все указанные направления, создать необходимые педагогические условия, можно сформировать читательскую компетентность у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры.
Педагогическая работа по формированию читательской компетентности детей младшего школьного возраста с ЗПР должна проводиться комплексно, как во время уроков, так и во внеурочное время. На уроках литературного чтения учителю при этом рационально использовать расширенную систему методов и приёмов, дополнять существующую программу теоретическим и практическим материалом.
Список использованных источников
Гарант. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с огран
иченными возможностями здоровья.
URL
(дата обращения 10.11.2020)
Бабкина Н.В. Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития в
младшей школе
/ Педагогика и психология образования, 2017 - №3-С.44-52
Карпова Е.В. Дидактические
игры.
П
особие.
Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.
Костенкова, Ю.А.
Особенности детей
с з
адержкой психического развития -
М.: Школьная пресса, 2004. – 64с.
Сеннова И.
А.
Внеклассные занятия для
формирования читательской компетентности / Проблемы педагогики, 2018 – №2– С. 123-134
Чаркина Н.В. Формирование мотивационной готовности
к овладению чтением у детей младшего школьного
возраста
с ЗПР
– М, 2011 – С.266