Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений детей в совместной деятельности | Королева Наталия Евгеньевна. Работа №222440
Автор: Королева Наталия Евгеньевна
В данной статье раскрывается актуальность развития доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста. Приводятся примеры характеристики структуры доброжелательных взаимоотношений разных исследователей. Главное внимание уделяется раскрытию понятий «доброжелательные взаимоотношения», «доброжелательность».
Педагогические ㅤ психолого условия формирования ㅤ словарь доброжелательных взаимоотношений ㅤ перематывать детей в ㅤ суждения совместной деятельности
Королева Наталия Евгеньевна, воспитатель
ГБОУ города Москвы «Школа №1359
имени авиаконструктора М.Л. Миля»
darya.koroleva.05@mail.ru
Аннотация: В данной статье раскрывается актуальность развития доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста. Приводятся примеры характеристики структуры доброжелательных взаимоотношений разных исследователей. Главное внимание уделяется раскрытию понятий «доброжелательные взаимоотношения», «доброжелательность».
Ключевые слова: педагогические условия, дошкольный возраст, социально-коммуникативное развитие, доброжелательные отношения.
Дㅤ занятия ошкольное детство ㅤ распределения – важный период ㅤ до в развитии ㅤ пока детей. Этот ㅤ одной период ㅤ дошкольники формирования личности, ㅤ ведь социализации, а ㅤ день также социально-коммуникативного ㅤ наладить развития. В ㅤ совершая дошкольной образовательной ㅤ понимает организации дети ㅤ макаренко получают опыт ㅤ статуса по установлению ㅤ деятельностью взаимоотношений со ㅤ педагогические сверстниками детьми ㅤ комфорта младшего и ㅤ совместных старшего возрастаㅤ приобретает , и взрослыми. ㅤ трудного Часто ㅤ воспитывать в отношениях ㅤ начинают между детьми ㅤ ни появляются обиды ㅤ предлагаю и конфликты, ㅤ оценивание в результате ㅤ нет чего есть ㅤ учителя вероятность изменения ㅤ гордость социального статуса ㅤ создание ребенка и ㅤ окружающими изменения системы ㅤ детскими отношений со ㅤ главной сверстниками в ㅤ усвоение целом, что ㅤ определяющего оказывает влияние ㅤ семи на развитие ㅤ обладать его личности, ㅤ усталости а также ㅤ периодом на изменения ㅤ доброжелательным положения ребенка ㅤ репиной в группе. ㅤ однако Именно поэтому ㅤ здравствуй среди детей ㅤ использовать появляются «звезды», ㅤ отметили «принятые», ㅤ установить «отверженные».
На ㅤ основными современном этапе ㅤ способность задача развития ㅤ эффективного доброжелательных взаимоотношений ㅤ зависимости рассматривается в ㅤ формами рамках социально-коммуникативного ㅤ действий развития Федерального ㅤ педагогическую государственного образовательного ㅤ равными стандарта. ㅤ полно В стандарте ㅤ ибо отмечается такое ㅤ разбиваются психолого-педагогическое условие: ㅤ рассаживает педагоги должны ㅤ коллективные уделять внимание ㅤ коллективом формированию положительного ㅤ но и доброжелательного ㅤ воспитанию отношения между ㅤ ними детьми, а ㅤ миру также взаимодействию ㅤ представьте детей в ㅤ среде разных видах ㅤ терпеливыми деятельности [5].
Доброжелательность ㅤ швейцарский - это одна ㅤ положительная из главных ㅤ побуждающих черт гармоничных ㅤ наверняка отношений с ㅤ возрасту людьми. Когда ㅤ лоскутки люди доброжелательно ㅤ взаимодействия относятся друг ㅤ тому к другу, ㅤ третьего то поведение ㅤ наблюдается никогда не ㅤ содержимое будет агрессивным. ㅤ решает Доброжелательность означает ㅤ театральная не сомневаться ㅤ учетом в добрых ㅤ имеется намерениях, обращать ㅤ видах внимание на ㅤ произвольного положительные черты, ㅤ основное питать благодарность, ㅤ хороших доверие и ㅤ быть уважение к ㅤ товарищам окружающим.
Важным ㅤ любовь звеном в ㅤ взаимопомощи развитии доброжелательных ㅤ выготским взаимоотношений детей ㅤ это со сверстниками ㅤ работах является содержательное ㅤ ссорами общение. Дети ㅤ речевой старшего дошкольного ㅤ сводятся возраста постоянно ㅤ норм общаются в ㅤ поссорились разных видах ㅤ покупались деятельности, но ㅤ подкрепление чаще всего ㅤ освоения общение и ㅤ садится взаимодействие происходит ㅤ всегда в игреㅤ нормально [3].
Структура доброжелательных ㅤ основное взаимоотношений
Гуманистический
ㅤ
чуть
характер
Признание
ㅤ
научись
прав друг
ㅤ
генрих
друга и
ㅤ
каждого
подчинение общим
ㅤ
ладоши
правилам.
Отрицательное
ㅤ
равно
оценивание своих
ㅤ
вступление
«плохих» поступков
ㅤ
ведущее
Проявление позитивных
ㅤ
умело
эмоций в
ㅤ
общественные
поступках
Проявление ㅤ привычка доброжелательных отношенийㅤ анализа
Увлеченность детей
ㅤ
цитировал
друг другом
ㅤ
задач
Вежливость в
ㅤ
охарактеризована
общении
Отзывчивость
ㅤ
уверенность
на радость
ㅤ
а
и огорчения
ㅤ
общенииотзывчивость
сверстников
Оказание
ㅤ
сверстниковважное
посильной помощи
ㅤ
наиболее
Средства развития ㅤ дома доброжелательных взаимоотношенийㅤ принимаются
Благоприятная положительная
ㅤ
творческий
атмосфера
Коммуникативные
ㅤ
коробочка
способности
Способность
ㅤ
напоминает
разрешать конфликты
ㅤ
справедливо
Таким образом, ㅤ точность доброжелательные взаимоотношения ㅤ угадай – это позитивное ㅤ соседа отношение детей ㅤ свои друг у ㅤ процессу другу, которое ㅤ совершает предполагает открытость ㅤ найдется ребенка к ㅤ непосредственное окружающим его ㅤ выбрано людям, а ㅤ заключение также оказание ㅤ другие взаимопомощи другим ㅤ благополучно детям, даже ㅤ изменения если их ㅤ многие взгляды, мнения ㅤ структуры и интересы ㅤ атмосферы отличаются отㅤ взрослого его собственных. ㅤ противоречивый Доброжелательное взаимоотношение ㅤ нравов отражается на ㅤ источники развитии чувства ㅤ следить эмоциональной привязанности ㅤ ред между детьми, ㅤ несмотря вызывая сочувствие ㅤ желание и сопереживание ㅤ удовлетворения детей друг ㅤ трудного к другуㅤ раз [4].
На основании ㅤ воспитании всего вышесказанного ㅤ совершенствования можно сделать ㅤ суждения вывод, что ㅤ требуют формирование положительной ㅤ произвольно самооценки, поощрение ㅤ материалом и признание ㅤ достоинств достоинств ребенка ㅤ прежнему являются главными ㅤ переживаниях методами социального ㅤ доброжелательный и морального ㅤ центр воспитания. Этот ㅤ е метод опирается ㅤ сверстниковважное на уверенность ㅤ удивляться в том, ㅤ значимой что раннее ㅤ поделиться развитие самосознания, ㅤ старший положительная самооценка ㅤ разговоров и рефлексия ㅤ сложный обеспечивают эмоциональный ㅤ дней комфорт ребенка, ㅤ застенчивым способствуют развитию ㅤ обладать его личности ㅤ научные и межличностных ㅤ важная отношений. Такое ㅤ ссорами воспитание направлено ㅤ здесь на подкрепление ㅤ сам положительной самооценки ㅤ отрицательное ребенка. В ㅤ слове результате он ㅤ периодом начинает воспринимать ㅤ учит и переживать ㅤ оказывает не только ㅤ всеми за самого ㅤ очередь себя, но ㅤ отмечается и воспринимает ㅤ результатах и оценивает ㅤ гербарт отношение к ㅤ друг себе со ㅤ нельзя стороны окружающихㅤ настолько .
Между ㅤ место детьми дошкольного ㅤ уверен возраста во ㅤ окружающими время игр ㅤ играть формируется достаточно ㅤ значимости широкий диапазон ㅤ путем взаимоотношений и ㅤ делается не всегда ㅤ сложно они складываются ㅤ несерьезным благополучно. Возникающие ㅤ взаимодействия конфликтные ситуации ㅤ зла не только ㅤ наук препятствуют нормальному ㅤ относятся общению детей, ㅤ деле но и ㅤ отсутствии порой мешают ㅤ ветер воспитательноㅤ гуманное - образовательному процессу ㅤ всегда в целом. ㅤ понимание Поэтому, мы, ㅤ понимание как педагоги ㅤ самообслуживание должны быть ㅤ личности внимательными и ㅤ сверстнике умело корректировать ㅤ ней разногласия.
Чувство ㅤ точно симпатии, дружелюбияㅤ симпатия проявляются у ㅤ эмоциональными многих детей ㅤ показывая очень раноㅤ эмоциональными - уже на ㅤ людям втором, третьем ㅤ воспитания году жизни, ㅤ системы пяти - семилетние ㅤ построенному дошкольники, посещающие ㅤ успевает детский сад, ㅤ работу с большим ㅤ группе желанием объединяются ㅤ положительно в различной ㅤ требовательно деятельности, ㅤ плачет прежде всего ㅤ играм в игре, ㅤ ребенок между некоторыми ㅤ называют детьми устанавливаются ㅤ поводу особо дружеские ㅤ содержание отношения: они ㅤ старшего предпочитают играть, ㅤ вязаные трудиться, разговаривать, ㅤ какие делиться радостями ㅤ смыслом и огорчениями ㅤ остальные с определенными ㅤ частью товарищами. Поэтому ㅤ актуализация с целью ㅤ стать воспитания дружеских ㅤ коллектива отношений намиㅤ общим , педагогами, широко ㅤ времен используется игра.ㅤ из
Задачи игры: развитие ㅤ чувствительности общения и ㅤ вам взаимодействия ребенка ㅤ играют со сверстниками; ㅤ чем развитие эмоциональной ㅤ словам отзывчивости, сопереживания, ㅤ развивается уважительного и ㅤ держа доброжелательного отношения ㅤ известный к окружающим; ㅤ дидактические формирование готовности ㅤ чужим детей к ㅤ культуры совместной деятельности, ㅤ честно развитие умения ㅤ знакомых договариваться в ㅤ формироваться спорных ситуациях ㅤ доверять с помощью ㅤ доброжелательных взрослого.
Ожидаемые ㅤ достичь результаты от ㅤ разногласия игры: уㅤ мотивом детей формируются ㅤ четвереньки дружеские взаимоотношениеㅤ группой через развитие ㅤ божович навыков общения ㅤ практической со сверстниками; ㅤ некоторыми личностное отношение ㅤ причесываться к соблюдению (и ㅤ проснулись нарушению) моральных норм: ㅤ виде взаимопомощи, сочувствия ㅤ коллективных обиженному и ㅤ чувствами несогласия с ㅤ черты действиями обидчика; ㅤ ii умение действовать ㅤ инстанций сообща в ㅤ искажает совместных играх; ㅤ рождение умение решать ㅤ сигналов спорные вопросыㅤ гуманного [5].
Для формированиеㅤ другу доброжелательных взаимоотношений ㅤ решении мы используем ㅤ руководству следующие игры:ㅤ перспектива
Подвижные и ㅤ охарактеризована малоподвижные игры ㅤ ожидаемые и игровые ㅤ методический упражнения:
«Дружные ㅤ просьбой ребята», «Найди ㅤ договариваться себе пару»ㅤ воспитательного , «Каравай», Карусель», ㅤ поведения «Что мы ㅤ воспитание делали не ㅤ трудного скажем, а ㅤ поиграем что делали, ㅤ сплоченности покажем», «Пузырь»ㅤ подумайте , «Давайте вместе ㅤ расшалились с нами»ㅤ свою , «Дом», «Тук-тук»ㅤ которые , «Ворота», «Ровным ㅤ содействуют кругом», «Волшебное ㅤ содействуют слово», «Угадай ㅤ переживания по голосу»ㅤ общению .
Дидактические игрыㅤ прошу :
«Поступи правильно»ㅤ дружба , «Хорошо – плохо»ㅤ примера , «Я знаю ㅤ оказывает много вежливых ㅤ отвлечь слов», «Расскажи ㅤ сотрудничества про друга»ㅤ отметили .
Настольные игрыㅤ товарищ :
«Разрезные картинки», «Пазлы», «Найди ㅤ сводятся друзей»; «Чувства, ㅤ власти эмоции», «Что ㅤ физической такое хорошо, ㅤ широкий что такое ㅤ издательский плохо».
Сюжетно-ролевые ㅤ размышлявший игры:
«День ㅤ питать рождение друга»ㅤ макаренко , «Коридор приветствий»ㅤ дошкольник
Мы ㅤ выражение организовали в ㅤ психики приёмной для ㅤ отношениях детей «Полянку ㅤ образованиях настроения», которая ㅤ мирятся каждое утро ㅤ проявляют встречает их ㅤ часто в приёмной: ㅤ дружбу солнышко и ㅤ мои разноцветные мимические ㅤ важный цветочки. Под ㅤ оживают каждым цветочком ㅤ замещение имеется крючок, ㅤ заинтересовать и ребенок, ㅤ хорошо приходя в ㅤ радуга группу, вешает ㅤ он свою фотографию ㅤ детям к цветку, ㅤ действиям который соответствует ㅤ переживать его настроению. ㅤ признавать «Полянка настроения» ㅤ особо помогает детям ㅤ игровую понять собственные ㅤ дальнейшем эмоции, эмоциональные ㅤ труды состояния других, ㅤ второй способствует овладению ㅤ подчеркивая средствами эмоциональной ㅤ воспитанию выразительности.
Использование ㅤ носят с утра ㅤ с ритуалы приветствияㅤ дошкольного «Здравствуй», «Мы ㅤ окружающую стоим, рука ㅤ справедливо к руке», ㅤ старше «Перышко», «Цветочная клумба»ㅤ необходимо создают положительный ㅤ следить эмоциональный настрой, ㅤ задачу атмосферу принятия ㅤ приемы каждого ребенка.ㅤ воспитатель
В группе ㅤ подул имеется «добрая ㅤ педагогическую коробочка», в ㅤ обеспечивать которой находятся клубки из ниток, вязаные подушечки, лоскутки кожи. Эта коробочка приходит на помощь, когда дети расшалились или рассердились очень сильно. В таком случае я предлагаю детям перематывать нитки или перекладывать содержимое.
А если дети всё-таки поссорились, то им предлагается посетить «остров примирения», где они мирятся, соединяя ладошки [5].
Главная цель нашей целенаправленной работы в группе заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров, порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.
Нами была разработана система игр. Ее главной задачей является привлечение внимания к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника, помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.
Работу по формированию доброжелательных взаимоотношений мы проводили в три этапа:
1 этап. Общение без слов
Главной целью этого этапа является отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр – запрещение разговоров между детьми, что исключает возникновение ссор, споров, договоров. В каждой игре вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении.
Воспитатель играет вместе с детьми, показывая образцы игровых действий. В игру мы приглашали только желающих, если не все дети присоединялись к игре, то мы не настаивали, но стремились ненавязчиво заинтересовать их и привлечь к общей игре. Если в начале игры участвовало всего несколько детей, то к концу занятия к игре обычно присоединялось большинство детей, а при повторном проведении – вся группа.
Этап 2. Внимание к другому
Цель - формирование способности обращать на сверстника внимание и уподобляться ему. Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем "я", что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни.
Задача игр второго этапа – отвлечь детей от сосредоточении на себе и обратить их внимание на сверстника.
Для этого детям предлагаю задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам. В процессе таких игр ребенок максимально сосредотачивается на сверстнике.
Этап 3. Согласованность действий
Основная задача – научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
Правила игр третьего этапа - для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует большого внимания к сверстникам, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует ориентации на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.
В процессе целенаправленной работы по формированию доброжелательности, нами определены условия, влияющие на формирование доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста:
Первое условие - создание в детском коллективе вербальной атмосферы, которая знакомит детей не только с правилами ограничителями, но и широко знакомит с правилами-побудителями, а также с образцами конкретных способов доброжелательных взаимоотношений.
Выполнение этого условия:
- доводить до сознания ребенка не искаженное суждение, а социальную сущность нравственных правил, значимость поступков в соответствии с ними, дает понимание необходимости выполнения норм и правил.
- снимать излишнюю регламентацию в выборе способов поведения и поступков.
- заострять внимание детей на адекватных способах разрешения конфликтных, спорных или затрудненных ситуаций.
- одобрять случаи доброжелательного отношения к сверстникам, показывать последствия доброжелательных поступков, разъяснять их социальную значимость.
Второе условие - создание ситуаций деятельности, при которых вступление ребенка во взаимоотношения со сверстниками становится неизбежным, а доброжелательный характер этих взаимоотношений получает высокую оценку окружающих и положительно сказывается на результатах деятельности. Результаты деятельности, в свою очередь, имеют социально положительную ценность.
В заключении отметим, что игра является средством всестороннего воспитания и развития детей, в том числе и развития доброжелательных взаимоотношений. Основная особенность игры это то, что она представляет собой проекцию мира вокруг ребенка, событий, взаимоотношений людей, позволяя пополнить детский опыт, а зате пользоваться полученными и отработанными навыками в повседневной жизни. В играх у ребенка есть возможность сравнить себя с другими людьми, противопоставить себя сверстнику, что переходит во внутренние переживания ребенка. Все это дает возможность развить доброжелательные взаимоотношения между детьми [2].
Список использованной литературы
1. Бабаева, Т.Н. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения. - СПб., 2014
2. Бикузина Т. С., Савинова С. В. Развитие доброжелательных взаимоотношений: от истоков до современности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 13–18
3. Ерофеева Т.И. Педагогические условия формирования взаимоотношений между дошкольниками // Деятельность органов народного образования по руководству дошкольными учреждениями: Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. М., 2016
4. Психологический словарь / Под ред. Давыдова В.В. и др. - М., 2015
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014