Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Педагогические условия развития познавательного интереса у дошкольников в образовательной деятельности | Горбачева Галина Анатольевна. Работа №350015

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматриваются педагогические условия, необходимые для формирования и развития познавательного интереса у дошкольников в образовательной деятельности детского сада. Описаны методы, которые позволяют вовлечь детей в активный познавательный процесс, сделать обучение увлекательным и разнообразным. Подчеркивается важность создания условий, способствующих самостоятельности и инициативности ребенка, которые играют ключевую роль в формировании устойчивого интереса к знаниям и исследовательской деятельности.

          Ключевые слова: дошкольное образование, познавательный интерес, образовательная деятельность, педагогические условия, развитие, мотивация, активное обучение.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Горбачева Галина Анатольевна, воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №16 "Снежинка ", г. Радужный

 

Аннотация: В статье рассматриваются педагогические условия, необходимые для формирования и развития познавательного интереса у дошкольников в образовательной деятельности детского сада. Описаны методы, которые позволяют вовлечь детей в активный познавательный процесс, сделать обучение увлекательным и разнообразным. Подчеркивается важность создания условий, способствующих самостоятельности и инициативности ребенка, которые играют ключевую роль в формировании устойчивого интереса к знаниям и исследовательской деятельности.

Ключевые слова: дошкольное образование, познавательный интерес, образовательная деятельность, педагогические условия, развитие, мотивация, активное обучение.

 

Формирование познавательного интереса у дошкольников — одна из приоритетных задач современного дошкольного образования, так как именно интерес к знаниям становится основой для успешного обучения на всех последующих этапах. Познавательный интерес — это эмоционально окрашенное отношение к новым знаниям, желание узнать больше, стремление к исследованию окружающего мира. Он способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, делает его более осознанным и продуктивным, развивает самостоятельность и инициативность.

Для того чтобы поддерживать и развивать познавательный интерес у дошкольников, педагогам необходимо создавать специальные педагогические условия. Важное место среди них занимают организация развивающей среды, использование игровых методов и техник, а также установление доброжелательных, доверительных отношений между детьми и воспитателем.

Развивающая среда — это пространство, которое поддерживает и стимулирует активность ребенка, пробуждает интерес к изучению новых тем. Организуя такое пространство, воспитатель должен учитывать возрастные особенности детей, их индивидуальные интересы и склонности. Наилучшие результаты достигаются, когда среда оформлена так, чтобы каждый ребенок мог найти что-то интересное и привлекательное именно для него. Например, это могут быть тематические зоны: «уголок природы», где дети могут наблюдать за растениями; «мастерская», где они могут экспериментировать с разными материалами; «библиотека», где собраны книги и иллюстрированные журналы на разные темы. Такие зоны позволяют детям заниматься тем, что их интересует, и постепенно расширяют их кругозор.

Игровые методы обучения также играют ключевую роль в развитии познавательного интереса. Игровая деятельность позволяет детям в естественной, непринужденной форме погружаться в процесс познания, учиться через действия и эксперименты. Обучающие игры, ролевые и сюжетные игры создают условия, в которых ребенок может проявить свою инициативу, исследовать предметы и явления, примерить на себя разные роли. Например, в игре «Маленькие исследователи» дети могут вместе с воспитателем изучать, как устроены растения или почему предметы падают на землю, или попробовать себя в роли ученых, проводящих свои «исследования». Важно, чтобы воспитатель выступал не просто как организатор игры, но и как участник, интересующийся и увлеченный процессом, так как эмоции взрослого передаются детям и усиливают их интерес.

Немаловажным условием является поддержка самостоятельной исследовательской деятельности детей. Дошкольникам необходимо предоставить возможность самим искать ответы на свои вопросы, делать открытия и получать опыт. Для этого воспитателю стоит поощрять их к постановке вопросов, к выдвижению гипотез и их проверке, предоставлять материалы и оборудование для опытов и исследований. Например, можно предложить детям исследовать, какие предметы тонут, а какие — плавают, дать им различные предметы и емкость с водой и понаблюдать за их действиями, подсказывая и направляя, но не подсказывая ответ сразу. Такое обучение формирует у детей самостоятельность, стремление находить ответы на вопросы, а также чувство удовлетворения от собственных достижений.

Одним из важнейших условий для формирования познавательного интереса является создание атмосферы психологического комфорта и доверия. Когда ребенок чувствует поддержку, внимание и искренний интерес со стороны воспитателя, он легче включается в образовательный процесс, не боится ошибиться и пробует свои силы. Педагогу важно показывать ребенку, что его мнение ценно, что его вопросы и интересы важны, что нет «правильных» или «неправильных» вопросов. Поддерживая инициативу, педагог формирует у ребенка уверенность в себе, чувство безопасности и готовность к активной деятельности.

Кроме того, большое значение имеет разнообразие методик и подходов к организации образовательной деятельности. Для развития познавательного интереса полезно включать в программу элементы проектной деятельности, мини-исследования и задания, требующие наблюдательности и анализа. Например, можно предложить детям создать совместный проект «Времена года», где они будут наблюдать за изменениями в природе, рисовать свои впечатления, собирать листья и фотографии, чтобы сделать общую презентацию. Подобные проекты учат детей планировать, распределять задачи, работать в команде и при этом углубляют их интерес к окружающему миру.

Использование современных технологий также открывает новые возможности для развития познавательного интереса. Интерактивные доски, обучающие программы, короткие мультфильмы и познавательные видеоролики могут сделать обучение более интересным и доступным для детей. Главное — использовать их как дополнение к основной деятельности, чтобы техника помогала визуализировать процессы и явления, которые сложно объяснить словами. Например, с помощью коротких мультфильмов можно рассказать детям о путешествиях по разным странам, показать животных, растения и климатические особенности, расширяя их представления о мире.

Помимо этого, для поддержания интереса к познанию важно делать акцент на успехах и достижениях детей. Похвала и признание усилий, интерес и участие в успехах ребенка играют значительную роль в поддержании его активности. Важно отмечать даже небольшие достижения, подчеркивая старания и самостоятельность. Такая поддержка формирует у ребенка мотивацию к познанию и уверенность в своих силах, готовность пробовать и искать новые пути.

Таким образом, формирование познавательного интереса у дошкольников требует комплексного подхода, где педагогические условия — это не только развивающая среда и организация игровой деятельности, но и поддержка самостоятельности, психологический комфорт, разнообразие методов обучения и эмоциональная поддержка. Только в условиях заинтересованного и внимательного подхода можно создать в детском саду атмосферу, где каждый ребенок будет чувствовать себя уверенно, стремиться к познанию и развиваться гармонично, открывая для себя мир с радостью и увлечением.

 

Список литературы

 

Лысцова

 О.О.

Формирование познавательного интереса в условиях дошкольной образовательной организации

// Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016025550 (дата обращения: 01.11.2024).

Минибаева

Т. И.,

Копнина

О. В.,

Гудина

В. Ю. Педагогические условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2019г. :в 2-х ч. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. Часть II.С. 87-90. URL:

https://apni.ru/article/108-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya

Поштарева

Т

.

В

.

, Грибова Е

.

П

.

Педагогические условия формирования познавательной активности старших дошкольников

// Проблемы современного педагогического образования. 2023. №78-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-poznavatelnoy-aktivnosti-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 01.11.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×