Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Педагогические воззрения Джорджа Локка ☼

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Скорова Татьяна Юрьевна
 Анализ педагогических идей Джона Локка посредством  решения  следующих задач:

1.     Изучить жизнь и деятельность Дж. Локка

2.     Дать краткую характеристику произведений

3.     Раскрыть значение педагогических идей Локка

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогические воззрения Джорджа Локка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….….3

1.Жизнь и деятельность Дж. Локка…………………………………………..….5

2.Краткая характеристика произведений…………………………………….....7

3.Значение воспитания………………………………………………….....13

3.1Воспитание физическое по Локку: его цели и средства……..…………….13

3.2 Воспитание духовное. Развитие добродетели и его средства……….……13

3.3 Дисциплина и приучение……………………………………………………14

3.4 Вопрос о наградах и наказаниях у Локка………………………………….15

3.5 Рассуждения и примеры…………………………………………………….17

3.6 Воспитание мудрости и благовоспитанности…………………………..…18

3.7 Обучение. Предметы обучения…………………………………………….20

3.8 Замечания Локка о принципах обучения………………………………….21

3.9 Локк об индивидуализме в воспитании……………………………………22

4.Воспитание джентльмена, требования к воспитателю………………..……24

5. Значение педагогических идей Локка ………………………………………30

Заключение ……………………………………………….…………………..32

Список литературы…………………………………………………..……….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы состоит в том, что активный процесс гуманизации образования в современных условиях развивается в двух направлениях: первое использование всего нового, прогрессивного, чем располагают сегодня педагогическая теория и практика в нашей стране и за рубежом, второе обращение к лучшим достижениям прошлого, к трудам представителей отечественной и зарубежной педагогики, творческие искания которых были пронизаны идеями гуманизма, заботой о воспитании и образовании человека. Прогрессивный опыт прошлого отвечает задачам настоящего времени и избавляет от необходимости заново открывать педагогические истины, уже известные предшествующим поколениям. Для видных педагогов прошлого было бесспорно то, что в духовном, экономическом и культурном возрождении государства приоритетная роль должна принадлежать воспитанию и образованию, что отвечает тенденциям социального развития общества и в наши дни. Исходя из этого, мы считаем, что изучение лучших педагогических достижений прошлого, исследование и анализ важнейших направлений в истории педагогической мысли принесут не меньшую пользу в развитии современной системы образования, нежели те или иные нововведения.

Джон Локк первым создал элитарную систему воспитания (1632 -1704). Английский философ, просветитель и государственный деятель Джон Локк написал философские работы, главнейшими из которых являются «Опыт о человеческом разуме» и «Некоторые мысли о воспитании детей»[8].

Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге “Мысли о воспитании (1693). Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых являются тем, что они есть — добрыми или злыми, полезными или нет—благодаря своему воспитанию, утверждал, Локк. Роль воспитания огромна. Локк хотел воспитывать не простого человека, а джентльмена, умеющего “вести свои дела толково и предусмотрительно”, для чего должен обладать качествами буржуазного дельца и отличаться “утонченностью в обращении”[7].

Поскольку цель жизни, а следовательно воспитания заключается в обеспечении счастья индивида, которое, по Дж. Локку, возможно выразить формулой «здоровый дух в здоровом теле», становится понятным, почему английский мыслитель столь огромное внимание уделяет закаливанию организма человека, выработке выносливости и умеренности.

Целью моей работы является анализ педагогических идей Джона Локка.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

Изучить ж

изнь и деятельность Дж. Локка

Дать краткую характеристику

произведений

Раскрыть з

начение педагогических идей Локка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Жизнь и деятельность Дж. Локка

 

Свой жизненный путь Джон Локк начал 29 августа 1632 г. В Рингтоне, небольшом городке графства Сомерсетшип, близ Бристоля. Будущий философ рос в пуританской семье, оппозиционно настроенной к королю. Отец его был правоведом и исполнял секретарские обязанности у мировых судей своего графства. Локку было всего десять лет, когда революционные события приобрели значительный размах, и когда отец его вступил в парламентское войско, приняв участие в военных действиях в качестве капитана эскадрона [3].

Молодой Джон Локк учился в Вестминстерской монастырской школе в то время, когда по приговору чрезвычайного парламента был казнён король, едва ли впрочем, в это время у него были установившиеся взгляды на политические события. В школе господствовала схоластическая система обучения. Локк не вынес из неё ничего, кроме знания древних языков. В 1665 г., окончив школу, Локк на казённый счёт как лучший ученик поступил в Оксфордский университет. В течении более чем тридцати последующих лет судьба Локка, так или иначе, была связана с этим старинным высшим учебным заведением. Колледж христовой церкви, где он учился, был типичным рассадником схоластитеческойлжеучёности. Своё разочарование в полученных знаниях Локк позднее выразил в следующих словах: “…мир наполнен книгами и диспутами, книги умножаются без увеличения знания”.

В 1667 г. Локк принимает предложенное ему лордом Антони Эшли место домашнего врача и воспитателя сына Эшли. Занятия шли настолько успешно, что в 1668 г. Локк был избран членом Учёного королевского общества в Лондоне. Вскоре Локк становится ближайшим советником Эшли.

Со второй половины 70-х годов до 1689 г. Локк находится в вынужденной эмиграции, во Франции.

В 1688-1689 годах был положен конец монархии Стюартов, а заодно и скитаниям Локка. В результате революции в Англии были заложены основы политического режима конституционной монархии, который существует и поныне. Локк, участвовавший в подготовке переворота 1688 г. возвращается на родину. Наряду с правительственной службой он ведет широкую научную и литературную деятельность. В 1690 г. в Англии издается “Опыт о человеческом разумении”, “Два трактата о правлении”, а в 1693 г. - “Мысль о воспитании”. В 1695 г. появилась его работа “Разумность христианства”.

В “Посланиях о веротерпимости” и “Разумности христианства” он отстаивает идею отделения церкви от государства.

В поход против Локка выступили и церковники, и многие Оксфордские преподаватели, и представители идеалистического философского течения. В 1703 г. за год до смерти (28 октября 1704 г.) он узнает о полном драматизма сражении в стенах Оксфордского университета: о борьбе реакционных преподавателей за официальное изъятие его “Опыта” из учебных программ университета[7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Краткая характеристика произведений

 

Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, а также проблемы связанные с отношением государства к церкви (в частности проблема веротерпимости и свободы совести) [8].

Дата

Название труда

Комментарии (сущность)

1660-1664

года

“Опыт о законе природы”

Исследования в области теории происхождения и сущности политического общества.

1667 год

“Опыт о веротерпимости”

Интерес к социнианству - рационалистическому направлению в протестантизме. Выступал в защиту религиозной свободы, против религиозного фанатизма различных сект, Локк настойчиво призывал к веротерпимости.

1668 год

Трактат “О медицинском искусстве”

Приводит доводы в пользу экспериментального исследования заболеваний.

1671 год

(16 лет)

1690 год

“Опыт о человеческомразумнии

Согласно Локку, не существует врождённых идей и принципов - ни теоретических, ни практических (нравственных), включая и идею бога, а всё человеческое знание проистекает из опыта. Все идеи возникают из двух основных источников - опыта внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии).

 “В опыте заключается всё наше знание, от него, в конце концов, оно происходит”. Выдвигая это положение, Локк рассматривает человеческое сознание-“душу» - при рождении человека, т.е. до того как она сможет располагать данными опыта, как некую пассивную, но способную к восприятию среду. Чтобы яснее показать, что он имеет в виду, Локк употребляет образные сравнения:  “чистый лист белой бумаги”, а в латинском переводе своей книги – “выскобленная доска”(tabula rasa).По мнению Локка, содержание опыта – это, прежде всего ощущения, поступающие от органов чувств и доказывающие ”существование внешних вещей”.

При этом Локк считает, что усложнение психики ребёнка находится в прямой зависимости от его органов чувств. Заметим, что из учения Локка о роли опыта вытекали важные результаты для детской педагогики: необходимость учитывать индивидуальные особенности в развитии детей, принцип наглядности обучения и пр.

Отсюда следует, что человек с самого раннего возраста должен быть чем-то заинтересован, занят какой-либо деятельностью. Нужно всячески поощрять и развивать любопытство ребёнка, его любознательность. ”Любознательность в детях нужно так же заботливо поощрять, как другие желания подавлять. Подобный подход к воспитанию понятен, если учесть, что решающую роль в формировании опыта и знаний Локк отводил органам чувств, а потому, чем больше ребёнок будет слышать, видеть, ощущать, тем более опытным, а, следовательно, более умным он будет.

В основе знания лежат простые идеи, например, возбуждаемые в уме различными качествами тел - первичными, с которыми эти идеи сходны (протяжённость, фигура, плотность, движение), или вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Локк различает идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Он считает, что познание реально лишь постольку, поскольку его идеи сообразны с действительностью, и определяет истину как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначаемых ими вещей. В вопросе о значении общих терминов Локк склоняется к концептуализму, отмечая, что реальная сущность вещей остаётся неизвестной, и что ум имеет дело с номинальными сущностями.

Познание Локк делит на интуитивное (самоочевидных истин, нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия бога) и сенситивное (существования единичных вещей).

Впоследствии Локк внёс некоторые корректировки в свою теорию. Примечательно, что в работе “ О воспитании разума ” Локк внёс в трактовку tabula rasa уточнения и исправления, в соответствии с которыми  “чистая доска” оказывается не такой уж ”чистой”. Он подчёркивал различие задатков, которые “природа закладывает в нас ”. О том, что человеческая душа изначально не “чистая доска”, на которой опыт и воспитание могут наносить любые письмена, свидетельствует, по Локку, и разнообразие человеческих рассудков: “…природные конституции людей создают в этом отношении такие широкие различия между ними, что и искусство и усердие никогда не бывают в состоянии эти различия преодолеть”. Немалую роль играют и различия в “природном темпераменте”.

1690 год

“ О воспитании разума

Проводит тщательное исследование познавательных способностей человеческого разума и тех шагов, которые совершает ум в своем движение к знанию.

1690 год

“Два трактата о правлении”

Первый трактат посвящен опровержению феодально-патриархальных взглядов Р. Филмера на божественное право абсолютной королевской власти, второй - содержит теорию конституционной парламентарной монархии, по существу являясь оправданием и обоснованием социально-политического строя, утвердившегося в Англии после переворота 1688-89. Неизбежность института государственной власти Локк рисует с позиций теории естественного права и общественного договора. В отличие от абсолютистской теории государства Т. Гоббса, по Локку, правительству передаётся только некоторая часть "естественных прав" (отправление правосудия, внешних сношений и т. п.) ради эффективной защиты всех остальных - свободы слова, веры и прежде всего собственности. Чтобы предотвратить злоупотребления, законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и "федеративной" (внешних сношений), причём само правительство должно подчиняться закону. Народ остаётся безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергнуть безответственное правительство. В экономической теории Локк придерживался принципов меркантилизма и трудовой теории стоимости.

1693 год

“Мысль о воспитании”

Локк исходит из идей о решающем влиянии среды на воспитание, необходимости учёта естественной склонностей ребёнка, формирования у него здорового тела и духа. Вначале ребёнок всецело находится под влиянием родителей и воспитателей, которые должны быть для него примером; по мере того как он взрослеет, он получает свободу. Относя "пользование разумом", а, следовательно, и плодотворное обучение к зрелому возрасту, Локк считал, что к учению следует приступать лишь после того, как сформирован характер ребёнка (притом в семье, а не в школе) и ему привиты основы морали. Задачам, содержанию и методам схоластического обучения Локк противопоставлял программу образования, исходящую из потребностей делового буржуазного общества. Оно должно основываться на развитии у детей интереса к учению и любознательности. Обучение древним языкам сводится к минимуму; подчёркивается важность изучения родного языка. Наряду с новыми языками и математикой, особенно способствующей развитию мышления, должно быть введено изучение географии, истории, основ права и "естественной философии".

1695 год

“Послания о веротерпимости”

Отстаивает идею отделения церкви от государства.

1695 год

“Разумности христианства

Локк в духе протестантизма старался отделить "подлинное" учение Христа от последующих видоизменений. Позиция Локка близка деизму и унитариям, однако он считает, что, поскольку человеческий разум ограничен, христианство, даже разумное, нуждается в откровении, в приобщении к божественному опыту "через его дух", без чего всякая религия пуста.

1706 год

"О пользовании разумом"

К сочинению «Опыт..».

 

3.Значение воспитания

3.1Воспитание физическое по Локку: его цели и средства

 

Свой наиболее ценный педагогический трактат - „Мысли о воспитании" Локк начинает воспитанием физическим. Ближайшая цель последнего сделать организм сильным, „способным переносить всякие невзгоды, перемены и усталость". Для этого с первых лет следует его закалять и приучать к лишениям. Локк советует не слишком тепло одевать детей, ежедневно мыть ноги их в холодной воде, чтобы ребенок был застрахован от простуды, больше держать их на свежем воздухе"; возможно раньше учить их плавать; приучать к простой, умеренной пище, и т.п. Причем, надо избегать прививать детям лишние привычки, напр., к известным часам еды, к определенному устройству постели, - чтобы привычка не сделала ребенка рабом привычного желания. Мысль, - которую позднее повторит Руссо в яркой оригинальной форме. Таким закалом организма достигается и дальнейшая цель физического воспитания, сближающая его с воспитанием духовным. Тело здесь приучается сдерживать свои желания и потребности, уступая место требованиям духа: тело делается „способным повиноваться приказаниям духа" (Локк) [7].

 

 

3.2 Воспитание духовное. Развитие добродетели и его средства

 

Духовное воспитание, по Локку, в целом состоит из четырех моментов: развития добродетели, мудрости, благовоспитанности и сообщения познаний. Легко понять, что наиболее существенным из них Локк считает первый, - развитие добродетели: „Без неё человек не будет счастлив ни в этом, ни в другом мире". К ее развитию и должно быть, главным образом, направлено воспитание духа. Локк рекомендует даже, во избежание простуды, приучать ребенка к промачиванию ног, надевая ему тонкие башмаки, пропускающие воду.

Если суть воспитания духа к добродетели состоит в способности сдерживаться и отрекаться от своих желаний, следуя только указаниям разума, то ясно, что служит главными средствами этого воспитания. Это дисциплина и приучение (привычка), примеры и рассуждения: первые два служат более выработке способности сдерживать и отказываться; вторые два дают руководство пробуждающемуся разуму (примеры - наглядно, рассуждения - более отвлеченно).

 

3.3 Дисциплина и приучение

 

По Локку, крупная ошибка в том, что детей не приучают с ранних лет „повиноваться дисциплине и уступать разуму". С ранних лет потакают их всяческих желаниям, капризам, а потом удивляются, откуда дети становятся строптивыми, испорченными и своевольными. Но „разве может показаться нам странным, что тот, кто еще в детской рубашонке привык иметь свою волю во всем, продолжает и нося брюки желать того же?". Локк хотел бы, чтобы „детей с самой колыбели приучали подавлять свои желания" . Чем моложе дети, тем естественнее не потакать их несдержанным и беспорядочным влечениям, и „чем слабее их собственный рассудок, тем в большей степени необходимо держать их под властью и контролем". Локк считает совершенно ошибочным обычный порядок вещей, когда маленьким детям слишком потворствуют и уступают, а с более взрослыми, у "которых достаточно развит и собственный рассудок, держатся строго и сурово. Тогда как следовало бы поступать наоборот: страх и уважение должны определять отношения между детьми и родителями в первом детстве, любовь и дружба - в последующие годы [7].

 

 

 

3.4 Вопрос о наградах и наказаниях у Локка

 

В связи с дисциплиной стоит вопрос о ее обычных средствах, - наградах и наказаниях. Приучая детей подчиняться известным требованиям дисциплины, следует ли пользоваться при этом наградами и наказаниями? Да, то доброе, к чему приучают ребенка, как к благу, естественно соединять с приятным 3), в том числе, с наградами и похвалами, а дурное, как зло, от которого приучают отвращаться, естественно соединять с неприятным, с наказаниями и порицаниями. Отсюда становится понятным также, почему Локк предостерегает прививать что-нибудь хорошее мерами насилия и наказания, и отвращать от дурного чем-либо приятным. Дети, как и взрослые, легко ненавидят вещи, из за которых их бьют, бранят и мучают. А если отвращать их от дурного, представляя взамен приятное, то будут ли они отставать от дурных желаний, раз косвенно им потворствуют?

Но высказываясь за награды и наказания, Локк понимает их в особом, более нравственном значении и смысле. Он хотел бы, чтобы наградой для воспитанника служила похвала и доброе о нем мнение (родителей и других лиц), а наказанием - порицание и дурное мнение. В этом различном отношении к нему со стороны близких лиц, в различных случаях его поведения, ребенок приучился бы видеть действительное руководство, как ему лучше поступать. В нем развивалось бы чувство чести, чуткость к общественному мнению, предостерегающая нас от дурного. Локк допускает, впрочем, в соединении с похвалой и дурным мнением, и другие награды и наказания, - чтобы придать похвале и порицанию в глазах ребенка „больше веса".

И сама добродетель, по Локку, есть наивысшее благо, потому что связана с наивысшим блаженством, а порочное поведение - потому зло, что связано с наивысшим страданием. Потому только и благоразумно к первой стремиться, а последнего - избегать. Не естественно ли, что с этими же мотивами у Локка связывается и приучение к добродетели и отвращение от порока и в воспитании.

Но эти награды и наказания должны быть поставлены в отношении к поведению ребенка не как награды и наказания за тот или другой поступок, а как „необходимая принадлежность и неизменные спутники того, кто своим поведением сам поставил себя в положение, заслуживающее похвалу или вызывающее порицание". Так чтобы опыт жизни, с первых же лет, приучил детей к мысли, „что вещи им нравящиеся принадлежат и достаются только тем, кто пользуется общим уважением". Позже эту мысль, чтобы ребенок видел естественный порядок вещей в соединении известного поведения с известными последствиями, Руссо поставит и выразит острее и упрощённое. Он совсем отвергнет наказания искусственные, оставив воспитанию одни наказания по естественному порядку вещей. Против наказаний грубых и унизительных Локк, в принципе, решительно протестует, равно как и против наград, только возбуждающих в ребенке потребность и страсть к внешним удовольствиям. Рабская дисциплина говорит Локк, согласно с Монтенем, „создает и рабский характер". Ребенок послушен, пока над ним розга, но чуть эта боязнь устранена, природные склонности необузданно прорываются. Правда, доведенная до крайней степени строгость иногда исправляет (внешнее) поведение, но за то подавляет духовные силы ребенка, „и взамен беспорядочного юноши вы получаете слабоумное, жалкое создание" . Но, высказываясь принципиально против суровых наказаний и дисциплины, Локк в исключительных случаях допускает их. Для детей упорных в своих недостатках, к которым наперед применены были безрезультатно все меры кротости, является неизбежным наказание телесное. Но, в действительности, по мнению Локка, если не распускать детей с самого начала, в тяжелых мерах не встретится и надобности. В этих взглядах на дисциплину и ее средства Локк во многом повторяет Монтеня[8].

 

 

 

3.5 Рассуждения и примеры

 

Помимо дисциплины и приучения, в воспитании добродетели имеют значение и непосредственные внушения и указания разума. Ведь, руководящая роль в нашей деятельности принадлежит собственно разуму: именно он обсуждает и расценивает благо и указывает на добродетель, как на высшее благо. Этим значением разума следует пользоваться и в воспитании; к этой руководящей роли надо приучать его и здесь. Поэтому „рассуждения с детьми" Локк считает способом „самым правильным в обращении с ними". Дети любят, чтобы с ними рано обращались, как с существами разумными, и „начинают понимать рассуждения с ними так-же рано, как язык": Конечно, здесь не имеются в виду рассуждения, доступные лишь пониманию взрослых, а рассуждения и мотивировки, понятные и для детей. Ценность различных поступков и качеств, ценность добродетели и порока всего лучше уясняется наглядно, в конкретных примерах[4].

Но примеры имеют значение не только иллюстраций к хорошим или дурным сторонам поведения. В примерах других люди обычно склонны усматривать образец для себя указание, как вести себя. К этому особенно склонны дети: их разум, естественно нуждается в руководстве со стороны других и именно на примеры смотрит, как на руководство, на образец для себя. Вот почему так важно, чтобы ребенок, в качестве руководящих, имел пред собою только хорошие примеры. Вот почему в воспитании огромное значение имеет среда, обстановка. „Все мы - род хамелеонов, которые постепенно принимают свою окраску от вещей, находящихся около них". „Примите за несомненную истину" - говорит Локк, - „что какие бы наставления вы ни давали ребенку и какими бы мудрыми уроками благовоспитанности ни пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет, все-таки, оказывать компания, в какой он находится, и образ действий тех, которые ходят за ним" . Но школьная компания „это пестрое стадо недисциплинированных мальчиков", в глазах Локка, не очень важное общество. Поэтому в интересах добродетели Локк стоит за воспитание дома, на глазах отца, а не в школе, где при массе детей действительный надзор за ними и невозможен [7].

 

3.6 Воспитание мудрости и благовоспитанности

За воспитанием добродетели Локк указывает на воспитание мудрости и благовоспитанности. Мудрость это - „способность человека искусно и предусмотрительно вести свои дела в этом свете". Конечно, в детском возрасте мало что можно сделать к выработке этой способности: она приобретается опытом и жизнью. Что же касается подготовки к ней в детском возрасте, то здесь „самым пригодным" средством Локк считает: приучать детей к правильным понятиям о вещах и лицах, сообщать их уму благородство и возвышенность и отучать их от всякой фальши и хитрости, Словом, такт, честность и благородство - лучшие основы житейского благоразумия. В частности, относительно правильных понятий о лицах и положениях, Локк считает необходимым знакомить воспитанника со светом, его людьми, соблазнами и опасностями раньше, чем он в него вступил. Это - лучшее средство предупредить увлечение его соблазнами и приманками. „Единственная защита против света", говорит Локк, - „ есть полное знание его, которое молодому джентльмену должно сообщать постепенно, сообразно тому, как он в силах выносить его; и чем раньше, тем лучше, если он в надежных и искусных руках, которые управляют им". - В высшей степени „важно для молодого человека, чтобы он, когда пустится в открытое море, не очутился в положении того, кто плывет без компаса или карты, но имел некоторые предварительные сведения о скалах и подводных камнях, сильных течениях и песчаных отмелях и понимал немного, как управлять рулем, чтобы не утонуть, прежде чем приобретена опытность". Но раскрывать пред молодым человеком пороки света не будет ли значить научать его им? Локк признает, что „это в значительной степени правда, смотря по тому, как ведется дело", и поэтому, конечно, здесь нужно особое благоразумие, способность, уменье и знание воспитанника. Но, во всяком случае,,, надо помнить, что-в наше время невозможно (как, может быть, было возможно в прежнее) воздерживать молодого человека от порока полным-неведением этого последнего, разве уж вы захотите всю жизнь держать его взаперти и никогда не позволите ему бывать в обществе. Но чем долее вы будете держать его с такой повязкой на глазах, тем менее увидит он, когда выйдет из дома на свет, и тем более ожидает его опасность сделаться добычей других". Этот принцип, - предупреждать опасность соблазна осведомленностью о нем, позднее филантрописты (представители Просвещения в немецкой педагогии) применят в особо деликатной области, где легко возникают опасности, в области сексуальной Что касается благовоспитанности, то она, по Локку, определяется двумя Правилами; „не быть низкого мнения о себе и не быть низкого мнения о других[5].

Руководство этими правилами создает самую приятную и привлекательную обходительность. Последней противоположны - грубость, высокомерие, насмешливость, злословие страсть к спорам, страсть противоречить, а так же и излишняя церемонность. Локк признает за благовоспитанностью важное значение. Именно она шлифует и придает блеск хорошим качествам, делая их приятными для общества и привлекая всех к их обладателю. Без благовоспитанности самые отличные качества принимают дурной вид: в дурно воспитанном человеке храбрость принимает форму грубости, ученость - становится педантством, остроумие - шутовством, простота - неотесанностью, добродушие - льстивостью. Все равно как бриллианты не имеют вида и не производят очарования, когда не отшлифованы и не оправлены. Благовоспитанности, конечно, менышие всего учатся правилами и предписаниями. Здесь главное дело общество и примеры. „Имейте с вашим сыномкакие угодно ревностные беседы насчет вежливости, но в каком обществе он вращается, таково будет и его обхождение" [5].

3.7 Обучение. Предметы обучения

 

Обучению Локк придает мало значения. „Обучение должно иметь место, но стоять на втором плане, только как пособник более важным качествами" 4) (т.е. благоразумию и нравственности). Оно не имеет в виду создать учёного или учено-образованного человека, а только практически-сведущего, практически - образованного джентльмена. Обучение ценно, когда оно служит жизни, когда оно полезно" и в меру этого оно необходимо. Этим утилитарным взглядом и определяется у Локка содержание обучения. В числе предметов он указывает: чтение, письмо, рисование, стенографию, французский язык, латынь (хотя и не для всех), некоторые познания из географии, арифметики, астрономии, геометрии, хронологии, и истории, гражданского права и законоведения родной страны. В частных соображениях по поводу указанных предметов Локк особенно подчеркивает их практическую важность. С точки зрения утилитарной, разумеется, не нужны ни упражнения в латинском сочинении, пожалуй, и вообще в сочинении, ни упражнения в стихосложении и, вообще, поэзия, ни подробное изучение грамматики, риторики, и логики, а также греческий язык.

Так, о рисовании Локк говорит: „Сколько зданий увидит человек, сколько машин и костюмов встретит, представление о которых может быть легко сохранено и сообщено другим, благодаря некоторому уменью рисовать.

Но за то, в практических интересах, Локк считает необходимым прибавить к предметам обучения, даже для джентльмена, изучение ремесла и целый ряд практических занятий для рекреаций. Хорошо изученное ремесло само по себе стоит того, чтобы им обладать. При том, упражнения в ремеслах „не только увеличивают нашу ловкость и уменье, но и полезны для нашего здоровья, особенно если ими заниматься на воздухе" . Локк высоко ценит занятия практическими работами (садоводством и, вообще, сельскими работами, а также работами по дереву, жести, железу и серебру) и в качестве целесообразного отдыха от умственных, неподвижных занятий. „Отдохновение не есть бездействие, но облегчение утомившейся части переменой занятия". Именно такого, делового отдыха и должен желать молодой человек, чуждый соблазнов праздности. Великие примеры древности представляют для Локка лучшее доказательство, как можно прекрасно совмещать ручной труд с государственными делами и занятиями, без всякого ущерба для собственного достоинства. Гедеон у евреев взят был от молотилки; Цинциннати у римлян – от плуга; Кир занимался садоводством; Кантон Старший, с большой славой исполнявший все важнейшие должности республики", - прекрасно был знаком с сельским хозяйством

 

3.8 Замечания Локка о принципах обучения

 

Что касается принципов обучения, то здесь Локк вполне совпадает с мыслями предшествующих педагогических мыслителей: Монтеня, Коменского и янсенистов. Так как, по Локку, основным мотивом человеческой деятельности, вообще, служит стремление к счастью, к приятному, то с этим мотивом надо связать и ученье детей. Чтобы заинтересовать им детей, надо позаботиться о его приятности. Локк убежден, что можно обучение сделать легким и приятным, „обратив его в игру и отдохновение". В особенности „малых детей нельзя обременять ничем, похожим на работу или серьезное занятие: ни душа, ни тело их не выносят этого. Принуждение к ученью в детстве, без сомнения, обусловливало часто то, что „люди впоследствии всю свою жизнь ненавидели книги и ученье" . В пример возможности игры-ученья Локк приводит различные способы, как научить детей читать играя. Когда ребенок выучится читать, надо дать ему, „какую-нибудь легкую и занимательную книгу," чтобы развлечение, находимое им в ней, побуждало его идти вперед и вознаграждало за труд чтения". И вообще в занятиях с детьми надо поддерживать их силы и охоту ласковым, мягким, спокойным отношением, а не запугивать и подавлять суровостью. В связи с указанным принципом легкости и приятности, Локк требует, при обучении, всегда сообразоваться с силами и разумением ученика, изучая все в должной постепенности и элементарности, начиная с лёгкого, наглядного и переходя к более трудному и отвлеченному.

В частности, Локк останавливается на традиционном, школьном заучивании наизусть. Ему придают слишком преувеличенную ценность, какой в действительности за ним нет. Оно утомительно и не развивает памяти: „силой памяти", - замечает чутко Локк (совпадая с положениями современной психологии), - „человек бывает обязан счастливой организации своей, а не какому-нибудь постепенному усовершенствованию ею посредством упражнения[1].

 

3.9 Локк об индивидуализме в воспитании

 

Мы изложили в общих чертах главные и средства воспитания, по Локку. Но при осуществлении намеченных задач и средств нужно считаться с индивидуальностью воспитанника. Локк резко подчеркивает принцип индивидуализма в воспитании. Заканчивая свои „Мысли", он замечает. „Есть еще тысяча других вещей, которые требовали бы рассмотрения, особенно если бы принимать в соображение разнообразные характеры, различные склонности и частные недостатки, находимые в детях... Душа каждого человека имеет какую-нибудь свою особенность, точно так же, как его лицо, отличающее его от всех остальных, и едва-ли найдется двое детей, которых можно вести совершенно по одной и той же методе" 2). В самом изложении „Мыслей о воспитании" Локк неоднократно напоминает о различии детских характеров „о невозможности их коренного изменения и о необходимости для воспитателя хорошо знать особенности воспитываемых детей. „Между людьми", - говорит Локк 3), - „одни, благодаря неизменной форме своей натуры, решительны, другие - боязливы, те - доверчивы, эти - скромны, покладливы или упрямы, любознательны или безпечны, быстры или медлительны. В физиономиях людей и внешних очертаниях их тела различия не большеем в строе и склонностях души". При этом, как и физические различия, психические особенности в существе не изменяемы. Мы не можем надеяться совершенно изменить прирождённый характер, или сделать весёлого задумчивым и серьезным, а меланхолика резвым, без того, чтоб не испортить их. Бог наложил на дух каждого человека известную печать, которую, подобно его лицу, можно, пожалуй, немного переделать, но невозможно совершенно изменить и преобразить в противоположную сторону".

Поэтому-то принимаясь за воспитание, надо соображать, в какую именно сторону направлять природный строй души ребенка. „Поэтому тот, кто смотрит за детьми, должен хорошо изучать их натуру и способности и частым испытанием узнавать, какое направление усваивается ими без труда и что соответствует их внутренним свойствам, - должен наблюдать, в чем заключаются их природные качества, какими средствами можно улучшать эти последние и что именно сообразно с ними. Ибо во многих случаях все, что мы можем сделать, или к чему нам должно стремиться, это - извлекать наибольшую пользу из данного природой, предотвращать пороки и недостатки, к которым та или другая натура наиболее склонна, и наделять ее всеми теми преимуществами, к восприниманию которых она способна. Прирожденные задатки каждого должно развивать сколько возможно; но стараться привить к нему другие - работа бесплодная, и все налепленное таким, образом будет даже в лучшем случае лежать неловко и все носить на себе непривлекательную печать принуждения" 1). Здесь Локк вплотную подходит к тому, что полстолетием позднее Руссо сделает краеугольным камнем своей педагогической системы[3].

На этом мы и кончим изложение педагогической системы Локка. В заключение укажем на значение Локка в педагогии 18 века.

 

4.Воспитание джентльмена, требования к воспитателю

 

Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становится тем, что они есть: добрыми или злыми, полезными или нет, благодаря воспитанию, говорил Локк. Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, а не простого человека, — джентльмена, умеющего «вести «свои дела толково и предусмотрительно». Это — дворянин по происхождению, отличающийся «утонченностью в обращении», в то же время он должен обладать качествами буржуазного дельца, предприимчивого человека.

Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, ибо школа, по мнению Локка, это учреждение, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния». Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо «даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений». Локк, исходя из практики аристократических семейств, рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному, солидному воспитателю[2].

Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. «Здоровье необходимо нам для наших дел и нашего благополучия», — говорил он и предлагал тщательно разработанную, стоявшую на уровне науки того времени систему. «В здоровом теле — здоровый дух», — подчеркивал он. Необходимо поэтому с раннего детства закалить тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка, давая советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом.

Правильно поставленное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости. «Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом».

Свою мораль, как мы отмечали, Локк выводил из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим джентльменам. Люди должны быть «мудрыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Поэтому поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя велениям рассудка. Но в трактовке Локка, по словам Маркса, «буржуазный рассудок есть нормальный человеческий рассудок...»[7].

Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Сначала «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать «любовь и дружба».

Главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. «Примите за несомненную истину, — говорит Локк, — что какие бы наставления ни давали ребенку и какими бы мудрыми уроками благовоспитанности ни пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним». Особенно важно воспитание устойчивых положительных привычек у детей.

«Детей нельзя воспитывать правилами, которые ускользают из памяти. Если вы считаете необходимым приучить их к чему-нибудь, укорените это посредством практики всякий раз, как представится случай, и, если возможно, сами создайте случай».

Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием, необходимый результат дадут ласковые слова, кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания о том, что дети забыли. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы закрепить сначала одну привычку, а затем уже перейти к воспитанию другой.

Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, надо наблюдать за ребенком, когда он ничего не подозревает, для того чтобы «заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности», надо замечать различные качества ребенка, «ибо сообразно различиям этих качеств должны различаться и ваши методы...».

Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер». Но в случаях упорного нежелания ребенка проявить беспрекословное послушание вполне допускал телесные наказания.

Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу.

Содержание обучения джентльмена, по Локку, значительно шире, чем это было принято в то время. Джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам.

Эта программа решительно порывает со средневековыми традициями. Каждый из предлагаемых Локком предметов должен принести его воспитаннику определенную пользу, готовить его к жизни. Знаниям следовало придать практический характер.

Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством, а также парфюмерным делом, лакированием и гравированием. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю. Труд предотвращает возможность вредной праздности.

Воспитатель, занимаясь с ребенком, должен будить его интерес к учению, развивать его любознательность. Недопустимо превращать учение в занятия, которые ребенку неприятны. Учитель должен использовать стремление детей к новому, но в то же время приучить их заниматься и неинтересным. Широко следует использовать детское любопытство, ибо из него вырастает стремление к знаниям. К детским вопросам надо относиться со всем вниманием, не давать лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей понимание и способность к самостоятельным суждениям.

Требования к воспитателю

 Если  воспитание проводилось дома и осуществлялось лишь одним  учителем, то, следовательно, и требования, предъявляемые к  преподавателю, были достаточно высоки. Учитель должен был обладать широкими и глубокими знаниями в самых  разных областях, кроме того, он должен был являть собой пример нравственности, а также являться другом ребёнка и искренне его любить. ”Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуздании страстей, если он даёт волю какой-либо собственной страсти; и бесплодными будут его старания искоренить в своём воспитаннике порок или непристойную черту, которые он допускает в себе самом[8]. “Ищите человека, который знал бы, как можно сформировать характер мальчика; отдайте его в такие руки, которые смогут, в пределе возможного, охранить его невинность, любовно поддерживать и развивать в нём хорошие начала, мягкими приёмами исправлять и искоренять все дурные наклонности и привить ему хорошие привычки”. Отвергая царившую в современной ему школе догматику и  зубрёжку, он предлагал использовать методы обучения, названные им мягкими, ориентированные на развитие интересов и положительных эмоций детей, их активности. Д. Локк рекомендовал пользоваться в процессе обучения, где возможно, игровыми приёмами, применять наглядность, практически закреплять приобретённые знания и т.д. Лишь опираясь на естественные склонности детей, не подавляя и не превращая занятия в бремя, педагог может руководить обучением. Следовательно, воспитатель должен был также быть тонким психологом и уметь выявлять и развивать способности и наклонности ребёнка

Как мы можем видеть, требования достаточно жёсткие и я не думаю, что нашлось бы много учителей, соответствовавших требованиям Локкаэтом, намойвзгляд, и заключается главный минус  педагогической системы Локка.  Хорошее и качественное образование смогут получать лишь единицы избранных, остальные либо не будут получать его вовсе, либо будут вынуждены пользоваться услугами мошенников, выдающих себя за “учёных”. Педагогическая система Локка ориентирована на небольшой круг богатой верхушки, тех, кто сможет позволить себе индивидуального учителя, обладающего всеми выше перечисленными качествами. Подобный  подход опять-таки отразил эпоху  Локка. В те дни образование могли  получать лишь избранные, о народе в  то время мало заботились. Простые люди в лучшем случае обучались лишь элементарному знанию письма и чтения, но буржуазная революция привела к тому, что обществу в больших количествах потребовались промышленные рабочие. Эта проблема отразилась и в педагогике Локка. К вопросу о социальном значении детского труда Д. Локк обратился в составленной им записке к проекту закона о бедных “Рабочие школы” (1696). В этой записке Локк предлагал создавать в каждой общине воспитательные учреждения, предназначенные для детей бедноты от 3 до 14 лет, своего рода соединение дошкольных учреждений и элементарных школ. Обучаясь здесь началам ремёсел, распространённых в данной местности, дети должны были приучаться к трудолюбию и благонравному поведению и заодно возмещать издержки своего содержания. Этот составленный Локком документ не был принят, предложение об учреждении в каждой общине школы для неимущих было по тому времени смелым: закон о начальном обучении всех детей появился в Англии лишь в последней трети 19 в.

При таком подходе неизбежно возникал своеобразный ”дуализм” буржуазного воспитания, описанный, в частности, в работах П.П. Блонского. Не зря в начале своей работы я упоминал, что Локк был сыном своего времени, и это ещё раз проявилось в его системе образования народа. Подобный подход к воспитанию, нам, современным людям, кажется сильно отсталым и несовершенным. [7].Но  не следует забывать, что на то время, предложение Локка относительно народа было как раз прогрессивным. Люди получали хоть какие-то знания, обучались чтению и письму. Для сравнения скажу, что в нашей стране до самого 1917 года неграмотность среди рабочих и крестьян была обычным явлениям. Хотя, конечно же, подобный подход к образованию народа далёк от гуманизма и ориентирован лишь на создание рабочих, а не на воспитание эрудированных и образованных людей, способных занимать высокие посты. С трудом верится, что один и тот же человек мог создать столь разные педагогические системы. Однако опять же повторюсь, что педагогика Джона Локка явилась отражением сложного переходного периода от феодализма к капитализму и наряду с прогрессивными чертами нового времени содержит недостатки старого. 

 

5. Значение педагогических идей Локка

 

Большой заслугой Локка как философа была разработка идеи опытного происхождения человеческого знания. Категорический отказ от традиционной точки зрения на врождённость человеческих идей и представлений, защита сенсуалистической теории познания, большое внимание к эмпирической психологии позволили Локку разработать интересную педагогическую систему, оказавшую очень большое влияние на дальнейшее развитие буржуазной педагогики.

Отрицая врождённость идей, Локк очень высоко оценивал роль воспитания, которое должно подготовить человека к жизни. Характерная особенность педагогической теории Локка-утилитаризм: руководящим принципом воспитания он считал принцип полезности. Отсюда у него большое внимание к физическому развитию детей, забота об укреплении их здоровья. Так как Локк имел в виду воспитание джентльмена, он большое значение придавал выработке изящных манер, навыков вежливого поведения. Главной задачей нравственного воспитания Локк считал выработку твёрдой воли, умение сдерживать неразумные желания. Воспитание должно приучать человека управлять собой.

Обучение, по Локку, должно иметь в виду нужды будущей практической деятельности воспитанника. Поэтому он выступал резко против традиционного классического образования, защищая реальное образование, вооружающее полезными знаниями: новые языки, география, законоведение, бухгалтерия и т.п. Он считал, что обучение должно опираться на интерес и любознательность детей, что способствует развитию у них самостоятельного мышления. При обучении не должны применяться наказания.

Однако можно утверждать, что в понимании задач образования Д. Локк далёк от узкого практицизма, утилитаризма. Его воспитанник должен был быть не только подготовлен к успешному ведению практических дел, но и сознавать свою гражданскую ответственность, быть приспособлен к “добродетельной жизни”, проявлять интерес к изучению того, в чём он может быть полезен своей стране. Образование выступает таким образом и в качестве средства развития важнейших гражданских, нравственных качеств личности.

Педагогика Джона Локка носила практикоориентированный характер. Его теория была тесно связана с переменами, происходившими в обществе. Локк был сыном своего века и отразил в своих исканиях его глубокие противоречия и состояние наук. По замечанию Ф. Энгельса, “Локк был в религии, как и в политике, сыном классового компромисса 1668 года”, которым завершилась английская буржуазная революция[8]..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении хочется сказать, что педагогика Д. Локка заслуживает самого пристального внимания. По-прежнему актуальны его советы относительно нравственного и физического воспитания ребёнка. Как человек своего времени Локк придавал большое значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу. Можно смело утверждать, что Дж. Локк оставил глубокий след в мировой педагогике и дал ей огромный толчок в развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 2003

2. Джон Локк: Книга для чтения по англ. яз. - Чебоксары, 2001.

3. Педагогическая философия английского просветителя Локка // Воспи-тание и обучение в образовательном учреждении.- М.; Чебоксары, 2001.

4. Локк Дж. "Мысли о воспитании"/Хрестоматия по истории зарубежной педагогики ИНФРА 2002

5. Руссо Ж.Ж. "Эмиль или о воспитании"/Хрестоматия по истории зарубежной педагогики - ИНФРА 2001

6. Пискунов А.И. "История педагогики" ИНФРА 2005

7. Шабаева М.Ф. "Педагогическая теория Д. Локка" Век Просвещения. - М. - Париж, ИНФРА 2000

8. Блонский П.П. "Избранные педагогические и психологические сочинения". Под редакцией А.В. Петровского М., Педагогика ИНФРА 2003

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×