Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Педагогический познавательно-творческий проект "Широкая масленица" | Мой кабинет. Работа №349202

Дата публикации:
Автор:
Описание:

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение ………………………………………………………………….3

2. Этапы  реализации проекта……………………………………………..5

3. Беседа. Поговорим о «Масленице»……………………………………7

4.  Мастер-класс «Обереговая кукла Масленица своими руками»…….13

5. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста

«Масленица идет блин, да мед несет»……………………………………16

6. Список используемой литературы и  интернет-источников………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Есть такой очень веселый народный праздник – Масленица.

Заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом небе. На Руси в это время устраивались народные гулянья. Называли этот праздник - Масленица. Веселый, разгульный, этот праздник длится целую неделю: ярмарки, песни, пляски, ряженые, игрища. Недаром его величали в народе широкой Масленицей. И, конечно же, на празднике было главное угощение - блины, этот древний славянский символ возврата солнца и тепла в природе.

Масленицу еще называли сырной неделей, потому что на нее едят много сыра, яиц. Народ веселится, катается с горок на санках, устраивает кулачные потехи - в общем, предается «масленичным удовольствиям».

1.Актуальность выбранной темы

Актуальность темы обусловлена тем, что все больше развивается интерес к русской народной культуре, в которой в целом, видна сращенность эстетического и нравственного, красоты и добра, совести и чести, долга и ответственности, способности к самопожертвованию.

1.1.Проблема проекта

Подавляющее большинство современных детей не знают, почему праздник называется «Масленица» и что символизируют блины.

2. Цель и задачи проекта

Цель:

-знакомство учащихся с народным праздником Масленица;

-воспитание любви к своей Родине;

-развитие смекалки, выносливости;

-формирование навыков культурного поведения;

Задачи:

-возрождение интереса к обрядовым русским праздникам;

-воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;

-обогатить духовный мир;

-провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы

2.1.Планируемые результаты

1.Приобщение учащихся к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

2.Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

3.Повышение познавательного интереса среди учеников к родной истор

2.2. ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1. МОТИВАЦИОННЫЙ.

1. 1. Разработка проекта:

Обсуждение вариантов проведения и возможностей участия в празднике родителей и детей.

Подготовка информации для родителей о народном празднике «Масленица».

Планирование занятий, совместной и игровой деятельности с детьми.

Обсуждение оформления группы.

Подбор необходимых атрибутов для игр на празднике.

Оформление уголка для родителей с информацией о народном празднике «Масленица»

Оформление «блинного» уголка с рецептами блинов.

2. МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

2.1. Разработка проекта

Обсуждение вариантов проведения и возможностей участия в празднике родителей и детей.

Подготовка информации для детей о народном празднике «Масленица».

Планирование образовательной деятельности, мастер-классов и совместной  деятельности с детьми.

Обсуждение проведения праздника.

Подбор необходимых атрибутов для игр на празднике.

2. 2. Реализация проекта

Совместная деятельность взрослых и детей:

Беседы о празднике, о его праздновании на Руси, презентация по теме.

Мастер- класс «Кукла Масленица» (кукла –мотанка) своими руками.

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста

«Масленица идет блин, да мед несет». Чаепитие с блинами.

Проведение хороводных и подвижных игр на улице, провод зимы.

2.3. Рефлексия:

Обсуждение результатов масленичной недели с детьми в группе.

Презентация по итогам тематической недели.

Тип проекта: локальный (направлен на совместную творческую деятельность родителей и детей)

Сроки проведения проекта: с 08 по 14 марта 2023 (проводится в рамках масленичной недели )

Участники: воспитанники подготовительной группы, специалисты и родители

 

 

 

 

3.Этапы реализации проекта

3.1. Информационный этап

Существует легенда, почему люди стали  печь блины на Масленицу. Люди, уставшие от морозов и холодов, выпекали круглые блины и зазывали солнышко, чтобы оно пришло, обогрело, растопило снега и привело на землю весну. Праздновался праздник целую неделю, в селах устраивались народные массовые гуляния с катанием на санях и санках, уличными играми, песнями, плясками, ярмарками и соревнованиями. Считалось, что подобными действиями народ «умасливал» солнце, делая его добрее и теплее. Отсюда и название праздника – Масленица.

Масленичные традиции

В начале масленичной недели все готовились к празднику. Пекли блины, пироги, готовили и прочее угощение, ведь после праздников начинался Великий пост. Основные гуляния начинались с четверга и длились до конца недели. Молодежь катались на санках с горки, парни участвовали в уличных состязаниях и даже в кулачных боях. Дети строили снежные крепости, взрослые тоже готовили ледяные крепости и делясь на команды разыгрывали целые представления: одни обороняли свои строения, другие нападали и захватывали их.

 

В конце праздника обязательным атрибутом всего действия было сжигание чучела Масленицы в знак того, что зима уходит и наступает весна, тепло, пробуждается природа. Сжигание чучела являлось и продолжает быть кульминацией праздника. Чучело делали из соломы, наряжали его в тряпье и в конце праздника сжигали. Согласно традициям, каждый из семи праздничных дней недели имел свое название и в этот день необходимо было проводить определенные мероприятия.

Понедельник – Встреча Масленицы

В этот день было принято встречать Масленицу. Из тряпья и соломы мастерили чучело, похожее на человеческую фигуру. В селах Масленицу-чучело катали по селу на санях и пели прибаутки. В понедельник дети и родители строили снежные горки, замки, крепости, на ночь заливали их водой, чтобы строения больше простояли.

Первый день праздника был ознаменован проведением кулачных боев среди мальчишек, молодых парней и мужчин. Силой мерились поочередно, каждый в своей весовой категории в иерархическом порядке. Задавали тон боям мальчишки, затем парни и в конце доходила очередь и до опытных бойцов. Несмотря на то, что кулачные бои были достаточно жестокими, все участники строго соблюдали определенные правила.

 

С вечера понедельника хозяйки начинали печь блины. Все старались наесться вдоволь и блинов, и прочего угощения, ведь впереди был Семинедельный пост.

Вторник – Заигрыши.  

Во вторник молодежь каталась на санках и эти катания продолжались до конца недели. Сани и санки украшали пестрыми цветными лоскутами, колокольчиками и бубенчиками. Лошадей, которых запрягали в сани тоже не забывали, в эти праздничные дни они носились по селам очень нарядными, в разноцветных сбруях, дугах. На заигрышах парни выбирали себе невест, а девушки – женихов. Накатавшись на санях, народ ходил по гостям и угощался блинами.

Среда – Лакомка

В среду женатые парни отправлялись к тещам на блины. Испокон веков отношения тещи и зятя были своеобразными, поэтому о них сложено не мало шуток, анекдотов и комичных рассказов. Угощение блинами знаменовало взаимную любовь мамы девушки и ее мужа. С старинные времена люди в Масленицу не работали, а только и делали, что ходили по гостям, угощались вкусными блинами, пели песни, устраивали пляски и праздновали Масленицу.

Четверг – Разгул

С четверга начинались массовые гуляния в селах. Соломенное чучело снова вес день катали на санях, вместе с ним ездили ряженые, с песнями и плясками народ выходил на улицу. Нередко застолья приобретали коллективный характер. Но самым главным занятием этого дня было взятие снежной крепости, которая к четвергу становилась очень прочной и крепкой. Все желающие принять участие в игре делились на команды и одни обороняли выстроенную крепость, а другие, напротив, штурмовали ее. Победители подергались почетному купанию в проруби, особо отличившиеся ратники потчевались вином.

 

Пятница – Тещины вечерки 

В пятницу тещи отправлялись в гости в семьи своих дочерей. Зять лично шел к теще и, кланяясь в пояс, приглашал тещу к себе. В знак согласия теща отправляла с зятем в дом дочери все необходимую утварь, чтобы печь блины: сковородки, миски, плошки и прочее. Тесть же отправлял муку и молоко. Смыслом таких действий было налаживание отношений в семьях. Зять приглашал в дом и других гостей, чтобы таким образом показать теще свое уважение и почет.

Суббота – Посиделки у золовки

В этот день молодые жены приглашали к себе родню мужа и главным образом сестер мужа. Если золовка была незамужней, то можно было позвать и своих незамужних подруг на посиделки. Если же золовка уже была семейной дамой, то и в гости могли прийти только такие же семейные подруги молодой жены. Невестка должна была одарить сестру мужа подарками, угостить блинами и после застолья все вместе отправлялись гулять на улицу и кататься на санках.

Воскресенье – Проводы Масленицы и Прощеное Воскресенье 

В этот день провожали Масленицу, снова возили по селу в санях чучело Масленицы в сопровождении тех же ряженых, выехав за околицу, устраивали песни и хороводы и сжигали чучело. После этого расходились по домам. В последний день праздника было принято просить друг у друга прощение за старые обиды. После окончания Масленицы в понедельник наступал строгий Великий пост.

 

 

 

 

 

Мастер-класс «Обереговая кукла Масленица своими руками»

 

 

Кукла Масленица - история и значение

За зимние месяцы могло случиться множество всяких неприятностей – темнота и холод никогда не сулили человеку ничего хорошего. Любая критическая ситуация зимой усугублялась и могла существенно испортить жизнь, а в некоторых случаях и лишить ее. К тому же в эту пору злые силы и всякая нечисть себя чувствуют вольготно и постоянно пытаются чем-нибудь поживиться у людей. Поэтому проводы зимы всегда отмечались повсеместно веселыми многодневными праздниками.

Самым важным обрядом этого периода было сожжение обрядовой куклы, что олицетворяло окончательную победу Солнца над холодом. Сейчас эта кукла известна как Масленица, в эпоху древних славян ее называли по-другому, вероятнее всего это было имя, созвучное богам Семарглу или Яриле. Современное же название появилось из-за того, что во время праздника главным угощением были блины (символ солнца), которые жарили на масле.

Обрядовая кукла Масленица, предназначенная для сожжения в ритуальном костре, изготавливалась в человеческий рост из пучков соломы или сена, которые крепили на крестовину из двух веток. На куклу одевали старую женскую одежду, украшали пестрыми лоскутами и лентами.

Кукла оберег Масленица появилась, вероятно, в процессе попытки сохранения древних традиций во время их уничтожения и извращения. Это небольшая тряпичная кукла, которую делали в это же время, но хранили ее целый год, поручая ей роль оберега дома, семьи и общего благополучия. Ну что же, еще от одного оберега «на все» хуже не будет, нужно лишь помнить, что истинное назначение куклы – участие в обряде проводов зимы. Выводы делать я предоставляю нашим гостям самостоятельно.

Во время работы с куклой используются заговоры на мир, благополучие и здоровье в доступной для автора форме. Хранится кукла оберег Масленица в течение года рядом с другими подобными куклами до следующего весеннего равноденствия, во время празднования которого ее сжигали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы реализации мастер-класса:

Традиционно маленькие, «домашние» куклы делались разных видов: куколки из лыка или соломы закидывались в костер к большой ростовой Масленице; а тряпичные имели особое значение – они выполняли  роль домашнего оберега.

Руки куклы символизировали обращение к солнцу, а особым образом собранная юбочка - солнцеворот. Оберег делался на год, с тем, чтобы спустя год быть сожженным на костре или пущенным по воде.

Интересно, что у обрядовых кукол обычно не прорисовывается лицо – это делается затем, чтобы не было сходства куклы и кого-либо из членов семьи, чтобы никакое зло не приставало и не переносилось на человека.

Прежде чем в эти выходные в кострах заполыхают ростовые куклы-Масленицы, мы с вами можем сделать свою куколку-Масленицу

 

1.   

 

2. 

 

 

 

 

3.  

 

4.   

 

Результат

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость, уважительное отношение к народному творчеству; познакомились с традициями народной куклы, научились мастерить обереговую куклу. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, творческими, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

 

 

 

 

 

 

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста

«Масленица идет блин, да мед несет»

 

Цель.Расширять знания детей о праздниках на Руси.

Продолжать знакомить с русским народным праздникам « Масленица»

Задачи:

 -  Прививать любовь и уважение к народным традициям.      

 -  Обогащать духовный мир детей.

 -  Активизировать словарь детей.

 -  Вызывать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии.

 -  Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения.

 -  Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

Реквизиты: костюмы скоморохов, канат, чучело масленицы, санки, вырезанные из бумаги блины, платочки, музыкальное сопровождение

Предварительная работа: воспитатели с детьми разучивают стихи и частушки

Действующие лица: ведущий, 2 скомороха, 3 пары детей для чтения стихов, 4 девочки, поющие частушки.

Ведущий: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Собрались мы сегодня праздник Масленицу вспомнить. Масленицу мы встречаем, зиму провожаем! Весну закликаем! Масленица – это праздник перехода от зимы к лету, теплу, солнцу. Его празднуют весело, разгульно. В народе масленицу называли «веселой», «разгульной», «широкой», «обжорной».

А что мы, знаете о Масленице?

Дети читают стихи по парам (мальчик и девочка)

1 пара детей

1. Этот праздник к нам идетРаннею весною,Сколько радостей несетОн всегда собою!

2 пара детей

Дома аромат блиновПраздничный чудесный,На блины друзей зовем,Будем, есть их вместе.

3 пара

Радостно ликует,Празднует народ,Отмечает солнца,К лету поворот.

Ведущий: Долго длилась зимушка-зима. Целых 3 месяца! Назовите зимние месяцы.(Дети называют зимние месяцы) А сколько снегу намело! А загадки вы умеете отгадывать? Сейчас проверим.

1.Белым пледом лес укрыт,И медведь в берлоге спит.Снег, как белая кайма.Кто хозяйничал? (зима)

2.Вот какие чудеса:Стали белыми леса,Берега озер и рек.Что случилось? Выпал... (снег)

3.Выпала из белой тучки,И попала к нам на ручки.Эта снежная пушинка,Серебристая... (снежинка)

4.Снег от холода стал синий,На деревьях — белый иней.Даже Бобик прячет нос,Ведь на улице... (мороз)

Кто играет на дудеЦелый день,Кто и пляшет, и поёт,Веселит вовсю народ?Ох, мальчишечка неплох,А зовётся – … .(Скоморох)Под веселую музыку в зал забегают 2 скомороха

1 скоморох: Ой, как много здесь гостей,Ждет вас множество затей.Будем петь да игратьСтарину вспоминать!

2 скоморох

Эй, девчонки-хохотушки! Запевайте-ка частушки! Начинайте поскорей, Чтоб порадовать гостей!

Выходят 4 девочки с платочками, поют частушки (под баян)

1 девочка: Самовар, самовар, Золотая ножка.

 Я пока тебя топила — Выросла картошка!

2 девочка: Мы с мальчишками плясали — Сапоги резиновы.

На нас публика смотрела, Все-то рты разинули.

3 девочка: Я работаю, работаю. Работы не боюсь.

Если правый бок устанет, Я на левый повернусь.

4 девочка: Хихоньки да хахоньки — Наши парни махоньки.

 Из-за кочек, из-за пней. Не видать наших парней.

Все вместе:  Ох, кончаем петь частушки. До другого вечера. Вы сидите до утра, Коли делать нечего.

 Ведущая: Что-то запаздывает наша Масленица! А давайте её позовём?

Скоморохи: Говорим все вместе

«Приезжай к нам, Масленица,

В гости на широкий двор! »

(на санках взрослый  ввозит  масленицу).

1 скоморох

Едет масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая!

Да на саночках расписных!

Да на кониках вороных!

2 скоморох

В хоровод всех приглашаем,

Дружно песни запеваем!

Крепче за руки беритесь

И в два круга становитесь!

( Вместе):    Будем петь и плясать,

Масленицу величать!

Взрослые помогают детям встать в два круга, в центре скоморохи с  Масленицей.  

Все идут вокруг них противоходом.  Песня "Ой, блины"

Как на Масляной неделе

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

На поднос она кладет,

И сама на стол несет.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ведущий: В старину Масленица была самым веселым праздником на Руси.

Это была неделя объедения и веселых игр – последняя неделя перед началом Великого поста. В деревнях катались на санках, ходили на ходулях. И сейчас мы с вами поиграем в одну из самых традиционных забав  масленичной недели.

ИГРА «Весёлые блинчики»

Дети делятся на 2 группы по 10 человек. Каждая группа встает в круг, берется за руки. Каждый кружок – блин. Все блинчики на сковороде и «жарятся». Включается быстрая музыка, каждая группа начинает водить хоровод, танцевать. Через некоторое время музыка обрывается, ведущий говорит: «Пора блинчики переворачивать». Дети разворачиваются спиной другу к другу, берутся за руки. Опять звучит музыка, все водят хороводы, музыка останавливается. Дети должны замереть в положении, в котором остались. Ведущий выбирает самый круглый и ровный «блинчик». Игра повторяется

Ведущий: А я знаю ещё одну игру с блинами. Сейчас мы в нее поиграем.

ИГРА «Кросс, с блином на голове»

 Дети встают в 2  колонны. Задание:  обойти препятствие с картонным блином на голове. Ронять блин нельзя.

1 скоморох: Много разных игр было,

Теперь пора и силой помериться,

Чья команда победит,

Та, что за Весну стоит

Или та, что с Зимушкой расставаться не хочет?

Игра «Перетягивание каната»

 Ведущий: Вот и стало светлее.Вот и стало теплее,Скоро птицы прилетят.И комары запищат!2 скоморох:  Давайте, ребятишки,

С Масленицей простимся.

А потом блинами угостимся.

1 скоморох

Все вместе: Ты прощай, прощай, наша Масленица. (Масленицу уносят)

Ведущий

Масленица, угостила!

Всем блиночков раздала!

С пылу, с жару – разбирайте!

Похвалить не забывайте!

 Воспитатели выносят подносы с блинами и приглашают детей в группу на чаепитие.

 

 

 

          Список используемой литературы и  интернет-источников

И.Бунин «Антоновские яблоки» (Рассказы)

А.Куприн. Рассказы

А.Островский «Снегурочка»

А.Пушкин «Евгений Онегин»

А.Чехов. Рассказы

И.Шмелёв «Лето Господне»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Народная песня «Мы давно блинов не ели»

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

 

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

 

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

 

На поднос она кладет

И сама к столу несет.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои.

 

Гости будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои.

 

 

 

 

 

 

Приложение

В.И Суриков "Взятие снежного города"

На своей картине Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

 

 

Борис Кустодиев "Масленица" (1919)

 

Борис Кустодиев "Зима" 1916 г.

Вариант картины "Масленица"

 

Борис Кустодиев "Масленица" 1916 г.

 

Борис Кустодиев "Масленица" 1920 г.

 

Борис Кустодиев "Масленица" 1920 г.

 

 

 

 

Борис Кустодиев "Деревенская масленица (Гармонист)" 1916 г.

 

 

 

Борис Кустодиев "Масленица" 1919 г.

 

 

Знак А.М. "Проводы зимы в старом Красноярске" 1996 г.

 

 

Валентин Белых "Собор Александра Невского. Масленица" 1908 г.

 

К. Е. Маковский "Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" 1869 г.

 

 

Анна Черкашина "Масленица" 2002 г.

 

Н. Фетисов "Широкая Масленица" 1990 г.

 

 

 

Прикрепленные файлы:
21cd2a6ab3e439893070082cf1b41406.docx
Пожалуйста, подождите.
x
×