ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по развитию речи детей среднего дошкольного возраста посредством мультипликации. «ОЖИВШАЯ СКАЗКА» | Мой кабинет. Работа №350526
Сегодня развитие и совершенствование речевых умений детей – одна из главных стратегических задач развития дошкольного образования.
Актуальность проекта «Ожившая сказка» состоит в особой связи развития речи, работы мелкой моторики пальцев руки и мышления детей; в овладении элементами творческой работы; Кроме того, занятия мультипликацией помогут в развитии мелких и точных движений, глазомера, подготовке и усовершенствованию координация зрения со сферой движения. А самое главное – данный вид увлекательной деятельности развивает лучшие личностные и интеллектуальные качества среднего дошкольника.
.Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - Центр развития ребенка - детский сад №10 «Кырачаан ымыылар» с. Бердигестях муниципального района «Горный улус» Республики Саха (Якутия)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
по развитию речи детей среднего дошкольного возраста посредством мультипликации.
«ОЖИВШАЯ СКАЗКА»
Выполнила: воспитатель
Мордовская Анисия Михайловна
Бердигестях– 2023
Паспорт проекта
Наименование проекта
«ОЖИВШАЯ СКАЗКА»
География проекта
Дети средней и старшей группы
Участники проекта
Дети средней группы
Проблема, для решения которой направлен проект
На сегодняшний день мы, педагоги ДОУ, столкнулись с проблемой неразвитой речи детей вследствие бесконтрольного времяпровождения детьми за гаджетами, мобильными телефонами и телевизором.
Актуальность проекта
Сегодня развитие и совершенствование речевых умений детей – одна из главных стратегических задач развития дошкольного образования.
Актуальность проекта «Ожившая сказка» состоит в особой связи развития речи, работы мелкой моторики пальцев руки и мышления детей; в овладении элементами творческой работы; Кроме того, занятия мультипликацией помогут в развитии мелких и точных движений, глазомера, подготовке и усовершенствованию координация зрения со сферой движения. А самое главное – данный вид увлекательной деятельности развивает лучшие личностные и интеллектуальные качества среднего дошкольника.
Создание мультфильма с детьми среднего дошкольного возраста – современный вид проектной деятельности, очень привлекательный для детей в этот период. Осуществляя такой вид проектной деятельности, мы поддерживаем любое стремление детей к творчеству, оказываем максимально возможное влияние на формирование в каждом из них свободной творческой личности, человека креативного, как самого дорогого и востребованного в современном обществе «продукта» образования.
Качественные мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
- расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациями;
- показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
- формируют оценочное отношение к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;
- развивают эстетический вкус, чувство юмора;
- помогают реализовать эмоциональные потребности ребенка, желание общаться интересно и творчески.
Мультипликационные фильмы любят все дети самого разного возраста. Они – яркие и образные, с одной стороны, и простые, доступные – с другой.
Ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей.
Цель проекта
Создать посредством мультипликации педагогические условия и интересную предметно-развивающую среду для речевого развития детей средней группы.
Задачи проекта
Для детей:
Формир
ова
т
ь
представлени
я дет
е
й
о
детской мультипликации
, о профессии
мультипликатора
;
Познакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации;
с
понятиями
–
анимация, съемка, сценарий, кадр, титры;
Познакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов;
Развивать потребности воспитанников в
рече
в
ом общ
ении
и творческом отношении
к
жизни;
Формировать
у детей
навыки связной речи, умение использовать разнообразные выразительные средства.
Поддерживать
у воспитанников
стремление к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности.
Развивать умение работать в группе, бережно относиться к
доброжелательным отношениям с
окружающи
ми
.
Для педагогов:
Определить значение
речевого общения в
жизни
ребенка
и
т
в
орческ
ой активности в
возрастн
ом развитии детей;
Раскрыть методику организации
и проведения в группе
к
омм
у
ника
т
ив
но-р
ече
в
ой работы в с
р
едн
ей группе детского сада;
Подобрать материал
ы
для п
ов
е
д
ения
мероприятий
по
мультипликации
(
оборудование,
конспект
ы
, сценари
и
,
дидактическ
ие
материалы
и др.);
Обеспечить
формирование у детей
положительного отн
ошения и устойчивого интереса к
мультипликации
как форме
свое
го
досуг
а
в ДОО
и семье
;
Обогатить
предметно-развивающую среду
групп
ы
;
Р
азвивать творческие и
коммуникативно-ре
че
вы
е способности детей в
п
р
о
дук
тивной деятельности, формировать
активную
личностную
позицию в сохранении и укреплении
благополучи
я детей.
Сроки реализации проекта
Март 2023г.–октябрь 2025г.
Вид проекта
Долгосрочный,
практико-ориентированный,
познавательно-творческий
Продукт проекта
Обогащенная развивающая среда группы, созданные мультфильмы
Ожидаемые результаты проекта
Дети:
- в группе будет создан новый раздел предметно-развивающей среды группы – Центр мультипликации;
- повышение общей речевой активности и культуры общения детей;
- у детей появятся навыки переживания эстетических чувств красоты и гармонии в жизни и искусстве;
- дети освоят ответственное отношение к своей работе;
- у детей окрепнет интерес к культурному образу жизни.
Принципы реализации проекта:
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
- принцип интеграции;
- принцип доступности;
- принцип постепенности;
- принцип системности.
Этапы реализации проекта
Подготовительный /март 2023- октябрь 2025г./.
- анализ научно-методической литературы по теме проекта;
- подбор необходимого материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;
- составление плана совместной работы с детьми по мультипликации;
- беседа с детьми на тему «Мои любимые мультфильмы и секреты мультипликации»;
- разработка и презентация дизайн-проекта «Центра мультипликации» для группы;
- создание организационно-технических условий тематического раздела (подготовка штативов, место для рисования, лего-конструирования и лепки – столы, стулья по количеству детей; ширма, Web-камера на гибкой основе, набор фонов, декораций и магнитов;
анимационный станок; компьютер с программой для обработки фото-, видео- и монтирования фильмов (графический редактор MovieMaker, специальная программа HUEAnimation, фотоаппарат, штатив, диктофон, осветительные приборы;проектор, проекционный экран для просмотра, телевизор.
- подготовка «Мульт-студии» - оборудованные шкаф и рабочие столы для занятий мультипликацией;
- свободное пространство для совместного общения, обсуждений вопросов, принятия решений по созданию фильмов и роликов;
План основного этапа проекта. Введение технологий мультипликации в воспитательно-образовательный процесс средней группы /
Речевая работа при создании мультфильмов
В основной части проекта представлена самая трудная часть педагогического проекта «Ожившая сказка».
Отличным подспорьем на данном этапе служит активизация речевой деятельности детей посредством игры-импровизации, которая позволяет детям использовать весь свой творческий потенциал.
Этап съемки демонстрирует эффективность использования различных приемов работы со сказкой в деятельности детей. Педагог прослеживает возможные изменения в построении собственной речи детей, сформированности умений импровизировать, отбирать речевой материал, действовать в соответствии с сюжетом, логикой, добавляя что-то новое и интересное, отражая, тем самым, индивидуальность каждого ребенка.
Последний этап – озвучивание ролей, различных звуков, и вставка их в смонтированный мультфильм. Данный этап очень важен для детей, ведь именно на нем полно активизируется их речь. На основе построения взаимодействия между детьми в предыдущих этапах речь дошкольников является полной, образной, не вызывает у них чувство дискомфорта.
Использованная литература
Ан
у
фриков
П.И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И.
Ануфриков
. - Новосибирск, 2011.
Араптанова
О.А. Анализ современного детского мультфильма как аудиовизуального
медиатекста
с воспитательным потенциалом (на примере российского мультфильма «Маша и медведь») / О.А.
Араптанова
//
Медиаобразование
. – 2012. – № 3.
Асенин
С.А. Мир мультфильма
/
С.А.Асенин
. – М.: Искусство, 201
6.
Бердичевский Е.Г. Компьютерная анимация как инновационная технология рекламы // Инновации на основе
информ
. и
коммуникац
. технолог
ий. – 2015
.
Болтач
Е.И. Возможности
компьютерной графики в имитации традиционных технологий анимации / Е.И.
Болтач
// Инновационные материалы и технологии в дизайне. – 2018.
Воспитание отношений сотрудничества в образовательном процессе на основе актуализации жизненного опыта: Практико-ориентированная монография. - М.: Изд-во СГУ, 2015
Гуськова
А.А. Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет
/
А.А.
Гуськова
. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
8. https://www.maam.ru/detskijsad/tvorcheskii-proekt-tvorcheskii-proekt-sozdanie-multfilmov-s-ispolzovaniem-lego-konstruirovanija-s-detmi
Приложение 1
Педагогическая диагностика (во время подготовительного этапа)
Показатели
художественно-творческого развития детей среднего
дошкольного возраста
Общие показатели развития детского творчества:
- компетентность (эстетическая компетентность)
- творческая активность
- эмоциональность
- произвольность и свобода поведения
- инициативность
- самостоятельность и ответственность
- способность к самооценке
- нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа
- склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;
- индивидуальный «почерк» детской продукции;
- самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности;
- способность к интерпретации художественных образов;
- общая ручная умелость.
Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трёх форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла.
По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений экспериментаторов
Приложение 2
Консультативная беседа для родителей о влиянии мультфильмов на психику детей дошкольного возраста (во время подготовительного этапа).
Каждый взрослый до сих пор помнит свое нетерпение в ожидании маленького чуда – времени просмотра мультфильмов, где любимые герои жили в каком-то сказочном и увлекательном мире. Но сегодняшний мир мультфильмов почти не имеет границ, что ставит много вопросов перед взрослыми.
Мнения психологов и специалистов о пользе и вреде мультфильмов на развитие детей многообразны, но все убеждены, что эта роль огромна. Многие специалисты убеждены, что до трех лет вообще нежелательно смотреть телевизор, и влияние на зрение здесь играет далеко не главную роль. Другие предлагают целый комплекс развивающих и обучающих программ для детей с 1-1,5 лет. Врачи настаивают, что детям до двух лет смотреть мультфильмы крайне нежелательно. Только после двух лет можно предлагать к просмотру самые простые и понятные мультики с логичным сюжетом.
Ребенок должен не просто смотреть, а концентрировать свое внимание на картинке и пытаться понимать ее. Как раз с трех лет у детей развивается способность копировать и повторять действия других людей и даже животных, поэтому герои мультфильмов могут стать для ребенка авторитетом, объектом для подражания, могут в какой-то мере научить сопереживать другим, быть справедливым. С этой точки зрения мультфильм может стать мощным средством в воспитании и развитии. Конечно, не все мультфильмы нужно показывать маленьким детям, лучше всего начать просмотр с «советских» мультфильмов, в которых создана добрая картина мира. Мораль этих мультфильмов в том, что добро всегда победит зло.
Врачи настаивают, что детям до двух лет смотреть мультфильмы крайне нежелательно. Только после двух лет можно предлагать к просмотру самые простые и понятные мультики с логичным сюжетом. Ребенок должен не просто смотреть, а концентрировать свое внимание на картинке и пытаться понимать ее.
Подборка зарубежных мультфильмов коллекции «Уолта Диснея» таких как «Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев», несущие в себе доброе начало. Наши старые мультфильмы учат видеть, любить и беречь красоту окружающего мира. Можно порекомендовать такие мультфильмы как «Мама для мамонтенка», «Дружба – великая сила», «Один за всех и все за одного», «Побеждай зло добром».
Подобрав для своего малыша подходящую картотеку интересных мультиков обязательно смотрите их вместе, ведь бывают моменты, когда ему понадобится ваша помощь или подсказка. Наиболее благоприятное время для просмотра – это первая половина дня. Старайтесь не допускать легковозбудимого и активного ребенка к телевизору за два часа перед сном.
Не позволяйте малышу часто и много смотреть телевизор, иначе у него разовьется синдром дефицита внимания. И обязательно наблюдайте за реакцией на происходящее на экране. Вы увидите, что при просмотре добрых мультфильмов дети переживают положительные эмоции – улыбаются, радуются, смеются. А вот агрессивные и страшные – провоцируют агрессию (словесную и физическую).
Ну и конечно обязательно контролируйте время просмотра – для 4-х летнего малыша 30-40 минут в день, в 5- 6 лет можно разрешить два раза в день по 30-40 минут.
Мультфильмы оказывают влияние на развитие речи, развитие мышления, внимания, воображения, памяти и фантазии. Ведь самое важное - воспитать в наших детках нравственность и привить любовь к красоте. А мультипликационные фильмы учат малышей ценить и понимать добро и красоту, отличать фантазию от реальной жизни, осуждать зло. Но главная задача родителей – не допустить того, чтобы мультики заменили ребенку общение с людьми и настоящую жизнь.
Приложение 3
Мастер-класс для педагогов
«Создание мультфильмов в детском саду»
Цель: знакомство с процессом создания мультфильмов с детьми в различных техниках.
Задачи:
1) познакомить участников мастер-класса с этапами создания мультфильма;
2) освоить технику создания мультфильмов своими руками в детском саду при помощи доступных технических средств (цифровой фотоаппарат, ноутбук);
3) показать последовательность работы над монтажом фильма в компьютерной программе для видеомонтажа WindowsMovieMaker.
В процессе мастер-класса участники:
- окунутся в творческий процесс создания анимационной продукции;
- узнают, как делаются и двигаются персонажи мультфильмов;
- на практике попробуют разнообразные способы создания мультфильма (рисунок, лего «Построй свою историю», плоскостной магнитный конструктор, пластилин, аппликация, предметная анимация);
- «оживят» свою работу, сделав маленький мультфильм.
Оборудование и материалы:
Для всех: лист А4 для создания раскадровки, «Этапы создания мультфильма», памятка «Как работать в программе WindowsMovieMaker».
1 стол: цифровой фотоаппарат, ноутбук, деревянные матрешки к сказке «Репка», подставка для книг, картон, цветная бумага, ножницы, фломастеры, скотч.
2 стол: цифровой фотоаппарат, ноутбук, пластилиновый персонаж готовый, подставка для книг, картон, цветная бумага, ножницы, фломастеры, скотч.
3 стол: цифровой фотоаппарат, ноутбук, набор лего «Построй свою историю», подставка для книг, картон, цветная бумага, ножницы, фломастеры, скотч.
4 стол: цифровой фотоаппарат, ноутбук, мольберт, лист бумаги А3, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, скотч.
5 стол: цифровой фотоаппарат, ноутбук, магнитный мольберт, плоскостной магнитный конструктор.
6 стол: документ-камера, ноутбук, цветная бумага, ножницы, фломастеры, скотч.
Ход
Техника создания мультфильмов называется StopMotion анимация (стоп моушен, остановка движения). StopMotion - это видео материал, полученный из последовательных кадров, снятых на фото, или выбранных из видео.
После завершения работы предлагается просмотр всех созданных мультфильмов, обсуждение возникших трудностей.
Инструкция
Как работать в WindowsMovieMaker
Прежде чем сделать видеоролик, несколько слов о самой программе. Следует сказать, что WindowsMovieMaker входит в состав стандартных программ Windows XP.
меню «Пуск»-«Все программы»-WindowsMovieMaker или может быть так: меню «Пуск»-«Все программы»-«Стандартные»-WindowsMovieMaker.
В «Семёрке» то же самое, за исключением того, что не следует искать программу в папке «Стандартные». Итак, находим, кликаем по названию программулины. Перед нами открывается вот такое окно (все изображения при клике по ним - увеличиваются).
Открываем по очереди «Импорт изображений» и «Импорт звука и музыки» – и в том и в другом случае берём файлы из нашей подготовленной папки,
Теперь наши фото и музыка находятся в окне программы.
Обратите внимание, файлы в окне программы могут стоять не в том порядке, как на компьютере. Кликните правой кнопкой мышки вне файла, что бы он не выделился, и произведите упорядочивание файлов (по имени), если это, конечно будет необходимо:
Выделяем все файлы мышкой или стандартным сочетанием клавиш Ctrl+A и, либо перетаскиваем на шкалу времени, либо жмём правой кнопкой мыши по выделенному и выбираем «Добавить на шкалу времени», либо используем сочетание клавиш Ctrl+D. Все наши файлы, и фотографии, и музыка занимают свои места на шкале времени:
Может так случиться, что после добавления на шкалу, на ней ничего не видно. Такое может быть при первом запуске программы или если до этого в программе был объёмный по времени проект. Покликайте несколько раз на кнопку увеличения масштаба.
Далее нажимаем на ссылку «Просмотр видеоэффектов». Выбираем понравившийся эффект, например,«Ослаблять, внутрь» и копируем его в буфер обмена (т.е. жмём копировать):
Переходим на шкалу времени, кликаем правой кнопкой мышки на первое фото и выбираем «вставить». Проделаем такую процедуру через слайд (т.е. кликнуть на слайд – вставить, и снова кликнуть через один – вставить):
Теперь выберем эффект «Ослаблять наружу» и проделаем то же самое, только начиная со второго фото. Будьте внимательны: визуально не видно, к какой фотографии применён эффект, а к какой нет.
Учитывайте то, что к одному слайду можно применить несколько эффектов, кроме того каждый эффект может применяться несколько раз.
Продолжаем разбираться, как работать в WindowsMovieMaker. Нажимаем ссылку «Просмотр видео переходов». Здесь суть та же самая, что и с видеоэффектами. Выбираем понравившийся переход – просматриваем, сделав по нему двойной щелчок мышкой – копируем и вставляем через 1-2 изображения. Можно и после каждого, это уж как Вы пожелаете. При добавлении перехода, ниже, под слайдами, на дорожке «переход», появляются значки, по которым определяем, где есть переход, а где нет.
Эффекты и переходы добавляются перетаскиванием мышкой, или, используя сочетания клавиш.
Осталось добавить титры. Нажимаем следующий пункт меню «Создание названий и титров». Откроется меню титров. Нажимаем на первый пункт этого меню:
и вписываем название в первом поле. Затем изменим анимацию названия, нажав на соответствующую ссылку:
Выбираем из довольно большого списка подходящую анимацию, в данном случае это будет «Движущиеся надписи, слоями». Затем кликаем ссылку «Изменить шрифт и цвет текста»:
Изменяем шрифт и цвет текста. Щелкаем ссылку «Готово, добавить название в фильм»:
Таким же образом, выбрав последний пункт меню “Создание названий и титров”, создаем титры в конце фильма. Между титрами и фильмом можно добавить переходы.
Почти всегда выходит так, что дорожки «Видео» и «Звук или музыка» не совпадают по длине:
Это возможно решить тремя способами:
Добавить фото, что не всегда подходит
Растянуть слайды, каждый в отдельности, что довольно трудоемко, и тоже не всегда подходит
Обрезать музыку
Сделаем последнее.
Кликаем мышкой по дорожке, где у нас музыка, чтобы она выделилась(1). Устанавливаем бегунок на место, где должна закончиться музыка (2). Переходим в самом верхнем меню, на вкладку клип и выбираем пункт «Разделить» (3) или используем сочетание клавиш Ctrl+L.
Звуковая дорожка разделиться, при этом вторая, ненужная часть останется выделенной. Просто удаляем её нажатием клавиши Delete или, кликнув правой кнопкой мыши и выбрав «Удалить»:
Снова кликнем правой кнопкой мыши по нашей музыке и выбираем пункт «Исчезание»:
Видеоролик готов.
Можно ещё создать Слайд Шоу, использовав пункт меню Создание автофильма:
Но в этой версии данного продукта эта функция реализована недостаточно хорошо, и видеоролик получится совсем не важным.