Педагогический проект "Воздух - невидимка" | Смолий Юлия Юрьевна. Работа №307073
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с воздухом.
Задачи:
- Дать детям понятие, что такое «воздух» через детское экспериментирование.
- Формировать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
- Познакомить с качественной характеристикой воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).
- Развивать умение детей решать проблемные задачи.
- Воспитывать интерес к экспериментированию.
В результате проведённой совместно с детьми деятельности по проекту были:
- опровергнуты две гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет» и «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет»;
- подтверждены следующие высказанные детьми гипотезы: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь.
Смолий Юлия Юрьеввна
воспитатель МБДОУ д/с № 39, г.Ставрополь
Педагогический проект
«Воздух - невидимка»
Вид проекта: Познавательно-исследовательский.
Срок реализации проекта: краткосрочный (месяц).
Актуальность.
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с воздухом.
Задачи:
- Дать детям понятие, что такое «воздух» через детское экспериментирование.
- Формировать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
- Познакомить с качественной характеристикой воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).
- Развивать умение детей решать проблемные задачи.
- Воспитывать интерес к экспериментированию.
Организация проекта:
1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
К празднику мы с ребятами решили украсить группу воздушными шарами. Стали их надувать насосом для надувания шаров. Катя спросила: « А почему надувается воздушный шар? Что из насоса туда надувается…?». В ходе размышлений, беседы, мы с детьми выявили проблему: «Что такое воздух?», «Откуда он берется?».
В соответствие с проблемой, мы поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
Узнать про воздух, как можно больше.
Провести опыты с воздухом.
Узнать какой воздух нам полезен.
При разработке проекта детьми были высказаны следующие гипотезы:
- «Воздух невидим потому, что его нет»;
- «Мы не можем потрогать воздух»;
- «Воздух можно поймать»;
- «Воздух может двигать предметы»;
- «Воздух может быть холодным и теплым».
С целью проверки гипотез была запланирована следующая работа:
- серия опытов на выявления свойств воздуха;
- наблюдения на прогулке;
- беседы;
- чтение познавательной литературы;
- игры-развлечения.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала
Создание технической базы для детского экспериментирования:
воздушные шары, пакеты
Работа с родителями:
Оформление папок – передвижек, папок – раскладушек. Подбор художественного слова, загадок.
Выставка рисунков.
Индивидуальные беседы.
Оформление родительского уголка, размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта.
2 этап. Организация исследования в рамках проекта.
1) Занятия.
Наблюдения.
Эвристические беседы.
Опыты и эксперименты.
Игровое упражнение «Почувствуй воздух» - дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.
Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой, так чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.
Дети отгадывают ее и объясняют, почему они догадались.
Для чего нам нужен воздух? Сделаем глубокий вдох…и затем выдохнем. Воздух нам нужен чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Можем ли мы его увидеть? (Нет, он невидим.) Можем ли мы его почувствовать? Возьмем салфетку или веер и помашем возле лица. Чем пахнет воздух?
Игра «Узнай по запаху». Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (апельсина, духов, ванилина, чеснока) – что вы чувствовали? Д е д З н а й. Вы почувствовали запах того вещества, которое я вам предлагал понюхать. Если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта. Имеет ли свой запах воздух? (Нет.) Посмотрите сегодня у нас в лаборатории много воздушных шариков. Как вы думаете, что внутри этих шариков? (Воздух) А в не надутых шариках есть воздух?
3 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности.
1) Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом
2) Оформление проектной папки.
Практическая значимость проекта:
для общества – ребенок, овладевший навыками поисково-исследовательской деятельности способен самостоятельно решать возникающие задачи, что необходимо для школьного обучения и успешной самореализации в социуме;
для ребенка – развитие познавательных навыков, личностных качеств.
Предполагаемый результат: открытое занятие, оформление проектной папки.
В результате проведённой совместно с детьми деятельности по проекту были:
- опровергнуты две гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет» и «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет»;
- подтверждены следующие высказанные детьми гипотезы: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
Литература:
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» ТЦ «Сфера», 2001;
2. Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» ООО «Детство – пресс», 2010.