Педагогический семинар на тему: "Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков" | Покатова Ирина Александровна. Работа №243666
Автор: Покатова Ирина Александровна
Раскрыть приёмы и метоты работы с подростками, склонными к девиантному поведению
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
Тема: «Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков»
Цель:
познакомить педагогов с отклонениями в поведении несовершеннолетних
Задачи:
раскрыть приёмы и методы работы с подростками, склонными к
девиантному
и
делинкветному
поведению
обсудить факторы риска в семье и в социуме, способствующие отклоняющемуся поведению
обобщить эффективность коррекционной и профилактической работы
Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
А в нашем случае подростки со сложным характером, неадекватным поведением, те, которых мы называем трудными, с отклоняющимся поведением. Но в первую очередь мы должны помнить, что «трудные» – это такие дети, не с которыми трудно, а которым трудно. И мы как специалисты, педагоги центра при работе с такими детьми должны стараться понять, что чувствует этот ребенок, заглянуть в его мир, посмотреть, чем он живет, о чем переживает, что скрывается под маской безразличия и агрессивности?
Выделяют три формы девиантного поведения:
Антисоциальное поведение
Асоциальное поведение
Аутодеструктивное поведение
Рассмотрим конкретно каждую из этих форм.
Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.
Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются антисоциальными?
Насилие над
более младшими
и слабыми сверстниками, животными;
Воровство
Мелкое хулиганство
Вандализм;
Порча чужого имущества;
Торговля наркотиками.
Асоциальное поведение – Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений:
Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются асоциальными?
Побеги из дому;
Систематические пропуски в школе;
Агрессивное поведение;
Ложь;
Вымогательство;
Беспорядочные половые связи;
Настенные надписи и рисунки непристойного характера;
Ненормативная лексика.
Аутодеструктивное поведение – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности.
Перечислите, какие поступки являются аутодеструктивными?
Курение;
Токсикомания;
Наркомания;
Алкоголизм;
Суицид.
Уважаемые коллеги, сейчас мы предлагаем вам ситуации. Вам необходимо соотнести их с формами деструктивного поведения, определить, к какой группе они относятся, и найти решение выхода из них.
Ситуации.
После сделанного вами замечания, ребенок вышел из комнаты, демонстративно громко хлопнув дверью. (агрессия – асоциальное поведение)
Группа подростков из систематически издеваются над младшим , подстерегая его в разных местах. (насилие–Антисоциальное поведение)
Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. При этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. (токсикомания – аутодеструктивное поведение)
Как вы думаете чтобы ребенок вдруг стал девиантным , должны быть какие-то весомые причины.
Каковы же факторы риска и причины отклонений, создающие девиантное поведение ребенка?
Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители? Правонарушителями не рождаются, ими становятся. Как достигается такой результат?
Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение.
Семья
Наследственность
Проблемы в подростковом возрасте
Отсутствие прочных социальных связей.
Рассмотрим поближе каждый из них.
- Уважаемые коллеги, исходя из данных факторов, давайте попробуем самостоятельно определить, какие же причины могут вызвать отклонения в поведении ребенка.
Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.
Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.
Также, причиной формирования
девиантного
поведения у детей и подростков являются
нарушения в физическом и психологическом здоровье
:
п
оражение нервной системы в родах
п
роблемы с психическим и физическим здоро
вьем – разного рода психопатии
ф
изические дефекты
н
аследственность
-
р
ождение от наркомана или алкоголика
Систематически накапливающиеся, как снежный ком,
проблемы подросткового возраста
также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей, создают благоприятные условия для изоляции ребенка от нормального коллектива и вступлению его в антиобщественные группы сверстников.
- Действительно, подростковый период – самый сложный, самый критический из всех возрастов. Это период полового созревания, в котором подросток плохо контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников. Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники.
Отсутствие прочных социальных связей в семье, школе, неформальном обществе инициируют в таких подростках постоянное желание восставать против чего-либо. Они не признают ничьи авторитеты. У них появляется сильное стремление к независимости. Вместе с тем, подростки испытывают ощущение провала, безнадежности. Чувствуя себя брошенными, никому не нужными, они уже не способны устанавливать близкие взаимоотношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, все дальше отдаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны криминального окружения.