Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики. | Иванова Светлана Васильевна. Работа №288329
Автор: Иванова Светлана Васильевна
Статья посвящена одному из актуальных вопросов современного общества о педагогической этики. Современное образовательное пространство предъявляет повышенный запрос к личности преподавателя, его нравственному и этическому статусу, моральным ценностям, профессиональным качествам. В век цифровых технологий и возможностей, дистанционного обучения - умение находить общий язык с обучающимися, соблюдая ту хрупкую грань, в основе которой лежит неотъемлемый компонент педагогического мастерства – педагогический такт.
Педагогический такт – одна из форм реализации
педагогической этики.
Иванова С.В. преподаватель математики,
ГПОУ «Юргинский технологический колледж»,
г. Юрга, Кемеровская обл.-Кузбасс
Особенность современного педагогического процесса состоит в том, что основной центр тяжести при использовании современных информационных технологий постепенно переносится на обучающегося, который вынужден активно строить свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию развития в информационной образовательной среде.
Основная функция преподавателя при этом (роль тьютора) – поддержать обучающегося в его деятельности: способствовать его успешному продвижению в потоке учебной информации, облегчить решение возникающих проблем и способствовать успешному достижению образовательных результатов, помочь освоить учебную информацию. Таким образом, в основание педагогического процесса закладывается помощь обучающемуся в осознании себя творчески компетентной личностью, выявлении и раскрытии своих способностей, становлении самосознания. [5]
Поэтому, современное образовательное пространство предъявляет повышенный запрос к личности преподавателя, его нравственному и этическому статусу, моральным ценностям. Роль педагога за последние десятилетия неоднократно пересматривалась, но одно осталось неизменным – умение находить общий язык с обучающимися, как в процессе обучения, так и при личном общении, соблюдая ту хрупкую грань, в основе которой лежит неотъемлемый компонент педагогического мастерства – педагогический такт.
Такт в буквальном смысле — «прикосновение». Исследователи проблемы педагогического такта по-разному трактуют это понятие. Приведем лишь некоторые из них.
Педагогический такт — это:
«поведение преподавателя, организованное как нравственно целесообразная мера взаимодействия педагога с обучающимися и воздействия на них»;
«одна из основных педагогических способностей и важная составная часть педагогического мастерства педагога»;
«форма поведения, когда человек идет на моральный компромисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим»;
«мера педагогически целесообразного воздействия преподавателя на обучающихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения»;
«особое чувство оптимума, мера того, что делает педагог»;
«способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов
»
.
[2]
Особо мы выделяем следующую трактовку этого понятия:
Педагогический такт – это чувство меры в выборе средств педагогического воздействия, умение в любом случае использовать самые оптимальные способы воспитательного воздействия, не переходя некоторую грань.
Поэтому педагогический такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.
Анализируя представленные понятия, можно выделить основные элементы педагогического такта:
-требовательность и уважительность к обучающемуся;
-умение видеть и слышать обучающегося, сопереживать ему;
-деловой тон общения;
-внимательность, чуткость педагога.
Также педагогический такт проявляется:
-во внешнем облике педагога;
-в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
-в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
-в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к обучающимся;
-в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
-в самокритичной оценке своего труда. [3]
Нередко считают, если преподаватель владеет своим предметом и методикой преподавания, то педагогический такт является к нему сам собой. Однако многолетний опыт показывает, что можно неплохо знать свой предмет, его методику, психологию обучающихся, добиваться их послушания, но в то же время не обладать педагогическим тактом, т.к. в педагогической деятельности самым сложным является умение налаживать межличностное общение со всеми участниками образовательного процесса.
Педагогический такт - не врожденное, а приобретаемое качество личности.
Педагогический такт формируется в личности преподавателя довольно долго, и тренируется ежедневно, и является результатом личностной работы преподавателя. И, конечно же, во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. [1]
Одну из ключевых позиций занимает педагогический такт и при организации дистанционных занятий. В условиях пандемии, при организации занятий в режиме онлайн -конференций психологически сложным практически для каждого педагога, оказалось отсутствие непосредственного контакта с обучающимися. Их отсроченная реакция на занятиях, их «уход» из эфира во время проведения занятия, различная мотивацию обучающихся к выполнению самостоятельной работы, разный уровень их подготовленности и технической оснащенности. Принятие и выполнение каждым студентом того или иного задания зависят и от того смысла, который обучающий вкладывает в это задание, и от ожидания оценки, и от готовности к дополнительным усилиям для выполнения задания, и от отношения к педагогу. Все это требовало от преподавателей гибкости, понимания психологических особенностей каждого обучающегося, проявление педагогического такта.
Заключение
Итак, педагогический такт - это не отдельные штрихи поведения преподавателя, а стиль его работы, стиль его общения с обучающимися, часть педагогической культуры, педагогического мастерства. Он имеет глубокое внутреннее содержание и различные внешние проявления.
Компетентный, тактичный педагог должен направлять, формировать, организовывать и поддерживать условия обучения и воспитания. При этом, сохраняя доброжелательный эмоциональный климат в любой ситуации. Педагогический такт является показателем мастерства педагога и отражает уровень его педагогической культуры в целом.
Если вас заинтересовал вопрос: «Сформирован ли у вас педагогический такт?» предлагаем вам пройти тест.
Тест: «Сформирован ли у вас педагогический такт»
(модификация Р.Р. Калининой)
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на вопросы утверждением «да» или отрицанием «нет» и заполните бланк ответов.
1. Чувствительны ли вы к огорчениям, обидам?
2. Быстро ли вы забываете о причиненной кому-либо обиде?
3. зависит ли ваше настроение от внешних причин?
4. Склонны ли вы иногда к душевным порывам, внутреннему беспокойству?
5. Отстаиваете ли вы энергично свои интересы, когда по отношению к вам проявляли несправедливость?
6. Отстаиваете ли вы интересы несправедливо обиженных детей?
7. Легко ли вы впадаете в гнев?
8. Заступаетесь ли вы за посторонних людей, по отношению к которым допущена несправедливость?
9. Общительный вы человек?
10.Можете ли вы сказать, что даже при неудаче не теряете чувства юмора?
11.Стараетесь ли вы помириться с тем, кого обидели?
12.Предпринимаете ли вы первым шаги к примирению?
13.Можете ли вы, если на кого-нибудь сердитесь, дать волю рукам?
14.Может ли трагический фильм так взволновать вас, что на глазах выступят слезы?
15.Легко ли вы приспосабливаетесь к новым условиям?
16.Сможете ли вы обратиться к человеку, которого недолюбливаете, столь дружески, что он и не заподозрит о вашем настоящем отношении к нему?
17.Очень ли вы переживаете от несправедливости?
18.Относитесь ли вы к будущему пессимистически?
19.Удается ли вам при общении с людьми создавать определенное настроение?
20.Долго ли вы храните чувство гнева, досады?
21.Переживаете ли вы долгое время горести других людей?
22.Можно ли сказать, что вы относитесь к людям скорее настороженно, недоверчиво, чем доверительно?
23.Удается ли вам отвлечься от гнетущих проблем, чтобы не думать о них постоянно?
24. Совершаете ли вы внезапные, импульсивные поступки?
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Педагогический такт проявляется с первой до последней минуты контакта с детьми. В течение всего дня, будь то занятие, прогулка, подготовка ко сну или другой режимный момент. Педагогический такт обуславливает культуру взаимоотношений педагога с детьми, способствует наибольшему воспитательному эффекту. Характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблонов и формализма. В основе педагогического такта лежит знание психологии ребенка, уважение к его личности, чуткость, внимательность к психическому состоянию ребенка, ровное обращение с детьми. Педагогический такт, деликатность, чувство меры необходимы в тех случаях, когда педагог не может сразу разобраться в том или ином поступке ребенка, не знает, как отреагировать на него.
КЛЮЧ
Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы: 1; 2; 4; 6; 8; 9; 10; 11; 12; 14; 15; 16; 17; 19; 21; 23. Количество отрицательных ответов на вопросы: 3; 5; 7; 13; 18; 20; 22; 24.
Суммируйте эти два показателя.
До 12 баллов. Первая стадия развития такта. Такт неустойчив, его воспитательное влияние еще не имеет глубокой педагогической эффективности.
13 – 16 баллов. Вторая стадия развития такта. Значительных нарушений такта не наблюдается. Однако педагогу недостает педагогической находчивости в реагировании на различные ситуации, требующие педагогически тонкого вмешательства.
17 – 20 баллов. Третья стадия развития такта. Такт становится устойчивым педагогическим умением воспитателя. Легче устанавливается деловой контакт с детьми, но более сложно достигается контакт психологический.
21 – 24 балла. Четвертая стадия развития такта. Такт становится привычкой, устойчивой чертой характера педагога.
БЛАНК ОТВЕТОВ
(сформирован ли у вас педагогический такт)
Ф.И.О. педагога ____________________________
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Да
Нет
№
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Да
Нет
Список использованной литературы:
Кириллова Т.В., Кириллова О.В. Педагогический такт как условие и средство повышения культуры профессионально-педагогического общения // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL:
https://science-education.ru/ru/article/view?id=16179
(дата обращения: 10.12.2021).
Страхов
И.В.Психология
педагогического такта. - Саратов, 1966.
Тимонина И.В. Педагогическая этика: Учебно-методическое пособие. - Кемерово:
Кузбассвузиздат
, 2000.
Ушинский К.Д. Предисловие.
Пед
. соч. в шести томах. Т. 5. -М.: Педагогика, 1990, с. 31.
Формирование и проявление педагогического такта в условиях образования
URL:https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=784464(дата обращения: 10.12.2021).