Педагогическое мероприятие "Лесные следопыты" | Бойченко Татьяна Николаевна. Работа №339415. Номер работы: №339415
В данном мероприятии показана возможность использования технологии коллекционирования на примере работы с одной тематической коллекции природоведческой направленности. Акцент направлен на развитие у детей наблюдательности, познавательного интереса, при которых у ребёнка появляется желание увидеть в окружающей природе необычное, замечать мельчайшие детали, которые не заметно происходят во круг нас, ведь объектом исследования состаляет ближайшее окружение ребёнка - дошкольника.
Гуляя с родителями в лесу, дети часто встречаются с дятлом. Вместе с тем, чаще всего они обращают внимание на звуки, издаваемые этой птицей. А ведь следов дятла можно обнаружить гораздо больше, если есть базовые знания о нём, а так же умение устанавливать причинно - следственные связи. Одна из задач данного мероприятия обогатить представление детей о дятле, как о типичном обитателе лесов местного края.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 30 г. Челябинска»
454079 г. Челябинск ул. Зальцмана, д.24
тел/факс 729-67-60 (66), email: madouds30@mail.ru, dс30.ru
Педагогическое мероприятие
«Лесные следопыты»
(6 -7 лет)
Бойченко Татьяна Николаевна,
воспитатель
высшая квалификационная категория
Челябинск, 2023 г.
Вид детской деятельности: познавательная.
Тема: Лесные следопыты.
Задачи:
1. Обогатить представления детей о дятле, как типичном обитателе лесов местного края (особенностях внешнего вида, издаваемых звуках, приспособлении к типу питания, месте обитания – птица – дуплогнёздник).
2. Развивать познавательно-исследовательский интерес, умение обобщать и делать выводы.
3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к обитателям леса родного края.
Оборудование: мультимедийная презентация, экспонаты коллекции «Музей в моём чемодане» - перья дятла, фрагменты берёзовой коры со «строчкой» дятла, сосновые шишки (в том числе, расклёванные дятлом), спилы деревьев, дневнички юного следопыта (на каждого ребёнка), иллюстрации с изображением птиц (сорока, синица, дятел), графическая модель «Почему у птиц перья разные», подушки (по количеству детей).
Ход педагогического мероприятия:
Этапы педагогического мероприятия
Содержание деятельности воспитателя
Содержание деятельности детей
Вводная часть
Эмоциональный настрой на совместную деятельность
Приглашает детей в путешествие по осеннему лесу. Предлагает прислушаться к звукам осеннего леса. Вопрос: Что вы слышите?
Демонстрирует на слайде дупло. Предлагает подумать, кто в нём живёт.
Проходят на «лесную полянку», садятся на подушки на полукруг перед экраном.
Прослушивают аудиозапись «Звуки осеннего леса». Отвечают на вопрос: Что вы слышите?
Высказывают предположение, кто может быть хозяином дупла.
Познавательная мотивация
Предлагает детям стать «лесными следопытами» и по различным следам узнать хозяина «домика на дереве». Демонстрирует дневничок следопыта, предлагает во время путешествия по осеннему лесу заполнить его, отражая в нём свои впечатления.
Дети знакомятся с дневничком наблюдений, отправляются на поиски «следов» хозяина дупла.
Основная часть
Работа с коллекциями природоведческой направленности
Остановка
«Загадки на пне»
Остановка
«Кузница дятла»
Остановка
«Лесная полянка»
Обращает внимание на перья, демонстрирует иллюстрации с изображением некоторых лесных птиц, предлагает определить, кто из них обронил перья (по окрасу).
Предлагает рассмотреть образцы перьев, ответить на вопрос: Все ли они одинаковые?
Задает вопрос «Для чего птицам такие разные перья?», предлагает поискать ответ с помощью дневничка следопыта, используя для поиска ответа на вопрос демонстрационный материал.
Включает аудиозапись со звуками «работы» дятла, предлагает подумать, кто такие звуки издает; найти следы этого обитателя леса.
Демонстрирует образцы коры, в том числе, со «строчкой», оставленной дятлом. Задает уточняющий вопрос: Зачем дятел стучит по столу дереву?
Предлагает зарисовать в дневничке увиденную строчку дятла.
Обращает внимание на шишки, в том числе, расклеванные дятлом. Задает уточняющие вопросы: Все ли шишки одинаковые? Что помогает дятлу расклевывать твердые шишки и доставать насекомых из-под коры дерева?
Предлагает выполнить задание в дневничке (найти клюв дятла, обвести его: соединить линиями клюв дятла с тем, чем питается эта птица).
Обобщает, что во время прогулки, было найдено много следов, подтверждающих, что хозяином дупла является дятел.
Предлагает с помощью дневничка их еще раз вспомнить.
Вместе с детьми приходит к выводу, что предположение оказалось верным.
Читает отрывок из стихотворения:
- Что ты, дятел
Здесь стучишь?
- Я недаром тут стучу:
Червяков достать хочу.
Пообедаю на славу
И берёзу полечу.
Рассматривают перья, находят признаки сходства перьев по окрасу с изображением птиц. Выдвигают предположения, кому они могут принадлежать.
Рассматривают образцы перьев, высказывают суждения.
Работая с дневничком следопыта, рассматривают перья, выделяют с помощью воспитателя разные типы перьев, определяют их значение в жизни птиц.
Прослушивают аудиозапись, определяют, кому принадлежат издаваемые звуки.
Отправляются на поиски следов.
Дети определяют, на каких кусочках коры «поработал» дятел. Рассматривают расположение «строчек» на коре, делают вывод о том, что дятел достает из-под коры насекомых.
Зарисовывают «строчку» дятла.
Рассматривают образцы шишек сосны, приходят к выводу о том, что добывать пищу дятлу помогает длинный, острый, прочный клюв.
Отображают сделанные выводы в дневничке.
С помощью дневничка вспоминают, какие следы помогли определить, что хозяином дупла является дятел. Делают вывод, что их предположение верное.
Заключительная часть
Рефлексия
Предлагает по возращению в группу поделиться с товарищами впечатлениями и знаниями, полученными в ходе прогулки по осеннему лесу.
Благодарит детей за участие в совместной прогулке, отмечает, что сегодня они были самыми настоящими следопытами.
Забирают с собой в группу дневнички следопыта, прощаются с воспитателем и гостями.