Педагогическое проектирование информационной образовательной среды для учителя | Кали Гулжазира Калдымураткызы. Работа №345083
Аннотация. Статья посвящена вопросам проектирования информационной образовательной среды для подготовки учителя к новым видам профессиональной деятельности. В ней освещены особенности и основные принципы педагогического проектирования информационной образовательной среды, приводятся ее дидактические характеристики, значимые для организации учебного процесса, направленного на достижение новых образовательных результатов.
Ключевые слова. Педагогическое проектирование, информационная образовательная среда, подготовка учителя, профессиональная деятельность педагога, средства информационно-коммуникационных технологий.
Педагогическое проектирование информационной образовательной среды для учителя
Аннотация. Статья посвящена вопросам проектирования информационной образовательной среды для подготовки учителя к новым видам профессиональной деятельности. В ней освещены особенности и основные принципы педагогического проектирования информационной образовательной среды, приводятся ее дидактические характеристики, значимые для организации учебного процесса, направленного на достижение новых образовательных результатов.
Ключевые слова. Педагогическое проектирование, информационная образовательная среда, подготовка учителя, профессиональная деятельность педагога, средства информационно-коммуникационных технологий.
Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, построении образовательного процесса, направленного на достижение новых образовательных результатов. Однако, как показывает опыт, российская система подготовки школьных педагогов в некоторых случаях продолжает жить в социальном времени ушедшего столетия. Поэтому она не в полной мере обеспечивает развитие профессионализма педагогических кадров с высоким уровнем коммуникативных, исследовательских, информационных компетенций, способности к современной организации и планированию учебной деятельности, готовности решать профессиональные проблемы.
Самая главная проблема повышения квалификации на современном этапе состоит в том, что сама система не успела перестроиться. Неэффективность системы повышения квалификации заключается в том, что курсы повышения квалификации фактически не становятся "точкой роста" для профессионального развития педагога, в их рамках происходит, скорее, консервация старых способов работы. Не стоит забывать, что существует и проблема форм осуществления повышения квалификации. Чаще всего программы повышения квалификации строятся по "академической" схеме, где есть посещение лекций и выполнение самостоятельных заданий. Таким образом, педагоги знакомятся с новыми образовательными технологиями "на слух": они узнают о том, как должен строиться образовательный процесс в современных условиях. Однако такие формы обучения учителей не соответствуют сути педагогической деятельности, которая строится на основании обратных связей: результаты оценки ученических достижений позволяют корректировать образовательный процесс, с учетом проведенных занятий учитель проектирует дальнейший учебный процесс. Понятно, что овладение учителем такой деятельностью не может идти через следование образцам: такая деятельность должна реализоваться самим субъектом в ходе решения задач. Таким образом, наиболее адекватной новым образовательным практикам формой повышения квалификации может стать погружение педагогов в ситуацию решения профессиональных задач, т.е. в ситуацию построения своей деятельности. Именно такие возможности предоставляет информационная образовательная среда, на основе дидактических возможностей которой учитель может реализовать новые цели и содержание образования, достичь планируемых образовательных результатов.
Следует отметить, что новые требования к образовательным результатам и соответствующие изменения в содержании и методах обучения обусловливают переход к инновационной образовательной среде. Потенциалом, необходимым для новой образовательной среды, обладают средства ИКТ. Среда, построенная на их основе, позволяет обеспечить индивидуализацию обучения, адаптивность к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творческих способностей, доступ к новым источникам учебной информации, использование информационного моделирования изучаемых объектов. В связи с этим все более значимой становится роль ИКТ в системе подготовки и повышения квалификации учителей.
Потребность в такой среде становится компонентом ценностных ориентаций педагога в профессиональной деятельности, в первую очередь по причине того, что использование ИКТ служит залогом его успешной профессиональной деятельности, а также достижения высоких образовательных результатов в их современном понимании.
Современный этап развития образования характеризуют не только новые требования, предъявляемые к процессу обучения, но и новые возможности, которые открываются перед его участниками. В связи с этим идет осмысление ключевых понятий, отражающих и задающих его сегодняшнюю специфику. Это "информационное образовательное пространство", "инновационная образовательная среда", "информационная образовательная среда". Данные ключевые понятия присутствуют в лексике каждого современного педагога. Рассмотрим их содержание подробнее.
Понятие "информационная образовательная среда" появилось в отечественной научно-исследовательской литературе недавно, но уже существует достаточно много его интерпретаций. Впервые концепция информационной среды была предложена Ю. А. Шрейдером, который характеризует такую среду не только как проводник информации, но и как активное начало, воздействующее на ее участников.
А.П.Тряпицына понятие "образовательная среда" обусловливает взаимосвязанными факторами (условиями), обеспечивающими образование человека. В этом случае предполагается активная включенность обучающегося в образовательное пространство.
Понятно, что современная инновационная/информационная образовательная среда должна быть фактором вовлечения педагога в новые виды профессиональной деятельности. Такую среду, в целях повышения эффективности подготовки учителя, необходимо проектировать.
Попытаемся раскрыть суть понятия "педагогическое проектирование", осмысление которого в научных кругах ведется на протяжении нескольких десятилетий. Однозначного его толкования пока нет, что в значительной мере определяется не только сложностью и многоаспектностью педагогической категории, но и разнонаправленностью подходов к ее исследованию. Особый интерес представляют работы, посвященные развитию теории проектирования педагогических объектов и систем.
В трудах ученых понимание процесса педагогического проектирования интерпретируется по-разному:
новая
развивающая
область
знания,
способ
трактовки
педагогической
деятельности
;
прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е. С. Заир-Бек);
технология
обучения
и
др.
Исследователи рассматривают педагогическое проектирование в основном как: этап любой отдельной педагогической деятельности при решении конкретной учебной задачи; проектирование педагогических систем разных типов и уровней, педагогических процессов и ситуаций; результат функционирования этих систем.
Таким образом, мы видим, что педагогическое проектирование предстает как способ организации деятельности учителя для решения профессиональных задач.
Отметим, что в ходе педагогического проектирования информационной образовательной среды необходимо разделять ее компоненты на две категории: субъекты, во взаимодействии которых достигается цель, ради чего существует среда, и объекты, при взаимодействии с которыми субъекты реализуют личностные функции. Субъектами образовательного процесса в среде подготовки учителей являются сами педагоги, преподаватели и др. Объектами - образовательные средства, методики, материальная база и сфера культуры, информационное пространство, сфера управления образовательным процессом, способы коммуникации (организационно-управленческий, разъяснительно-мотивационный, технический, эмоциональный и др.). Объекты несут в себе информацию, которая, будучи усвоена и преобразована сознанием субъектов, превращается в процессе обучающей деятельности в качества личности - систему ценностей и смыслов, убеждения, представления, знания, умения. Дидактические процессы, как способы решения задач педагогического процесса, являются связями между элементами среды.
Ресурсы и средства информационной образовательной среды, используемые в учебном процессе, должны быть построены таким образом, чтобы обеспечить участие обучающихся в принципиально новом виде коммуникации, ориентированном на достижение конкретного образовательного результата. В этом случае информационные средства и ресурсы будут способствовать формированию умений (принимать решения; анализировать ошибки, формировать вариативность и критичность мышления; решать профессиональные учебные задачи) и способностей (усваивать культуру использования различных информационных систем; рефлексивной культуры человека; способности к коллективным видам деятельности).
В этом случае основными принципами педагогического проектирования и организации информационной образовательной среды могут стать: приоритетность разработки и внедрения информационных технологий и объектов учебного и учебно-методического назначения; реализация современных средств доступа обучающихся и преподавателей к информационной образовательной среде; развитие обратной связи от обучающихся к преподавателям посредством педагогического тестирования, педагогической диагностики и пр.
Вместе с тем проектирование информационной образовательной среды для подготовки учителя, а точнее сказать, учебного процесса в ней, имеет особенности, которые необходимо учитывать:
учебный
процесс
следует
строить
так,
чтобы
слушатель
имел
возможность
открыть
для себя личностно значимый смысл в формировании профессиональных компетенций, необходимых ему для работы в информационной образовательной среде (так называемый
компетентностно
-ориентированный
характер обучения);
важно обеспечить условия для самостоятельности и инициативной активности педагогов, актуализации разнообразных рефлексивных процедур;
необходимо проводить обучение на основе дифференцированного подхода к слушателям разных категорий и разного уровня профессионального мастерства;
следует создать условия для построения индивидуальной траектории обучения в соответствии с профессиональными потребностями и возможностями педагогов;
возможно построение учебного процесса в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций, осуществляющих повышение квалификации учителей и располагающих различными методическими, информационными и кадровыми ресурсами, необходимыми для эффективной подготовки учителя к работе в информационной образовательной среде.
Подчеркнем, что информационная образовательная среда проектируется как интегрированная система, состоящая из многих компонентов, которые соответствуют учебной, внеучебной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения, деятельности по управлению образовательной организацией. Важнейшим качеством среды является ее целостность, а также взаимосвязь всех компонентов, которая и обеспечивает системную интеграцию средств ИКТ в образовательный процесс.
Нельзя не сказать и о ряде основных дидактических возможностей информационной образовательной среды, обеспечивающих достижение планируемых результатов, позволяющих реализовывать задачи модернизации образования, поставленные государством перед школой. К таким дидактическим возможностям информационной образовательной среды, основанной на базе средств ИКТ, мы относим следующие: гибкость, целостность, открытость, вариативность, полифункциональность, интерактивность, развитую визуализацию, оперативный контроль образовательных достижений, доступ к разнообразным источникам учебной информации, организацию индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества средствами ИКТ, возможность использования новых педагогических инструментов для решения учебных задач (тем самым расширяя круг решаемых задач), возможность перехода к принципиально новым моделям изучаемых процессов и объектов с возможностями их анализа, исследования и экспериментов с ними и т.д. Кроме того, информационная образовательная среда позволяет реализовать инновационные педагогические технологии, эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу учащихся, обеспечивая тем самым целенаправленное развитие их самостоятельной и познавательной деятельности.
Остановимся более подробно на значимых для организации учебного процесса характеристиках информационной образовательной среды.
Гибкость
организационной структуры обучения. Специфика профессиональной деятельности учителя в условиях работы в новой информационной образовательной среде определяется, в частности, тем, что сама среда имеет гибкую структуру и набор средств обучения, изменяющиеся в зависимости от применяемых учителем образовательных
технологий.
Фактически
информационную
образовательную
среду
урока можно рассматривать как своеобразный конструктор, из элементов которого учитель может создавать версии, способствующие решению поставленных учебных задач для каждого фрагмента осваиваемого содержания.
Целостность,
т.е.
внутреннее
единство
компонентов
среды.
Благодаря
этому
качеству обеспечивается
целесообразная
логика
развертывания
процесса
обучения:
определяются планируемые образовательные результаты и связанная с ними деятельность учителя и учащихся. Целостность возникает в результате сознательных действий субъектов учебного процесса. Она конструируется с учетом инвариантного содержания учебного материала, оптимальных методов и способов обучения, содействующих достижению целей обучения.
Открытость,
как результат взаимодействия среды с информационным образовательным пространством. Неограниченные ресурсы позволяют организовать вариативное обучение, отвечающее субъектным позициям и запросам всех участников образовательного пространства.
Полифункциональность
.
Среда может быть источником знаний и одновременно способствовать организации различных форм самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Вариативность.
Каждому учащемуся предоставляется возможность самому выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию и двигаться
по ней, достигая запланированных образовательных результатов. Кроме того, вариативность предполагает еще и различный подбор фрагментов содержания в зависимости от поставленных задач. Такой подход вызван избыточностью информационной образовательной среды.
Визуализация
- представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительского восприятия.
Интерактивность.
Дидактическая
характеристика
информационной
образовательной среды, предоставляющая условия для оперативного контроля учебных достижений, доступа к разнообразным источникам учебной информации, организации индивидуальной работы школьников, развития их познавательной самостоятельности и
творчества средствами ИКТ, возможности использования новых педагогических инструментов для решения учебных задач (тем самым расширяя круг решаемых задач), перехода к принципиально новым моделям изучаемых процессов и объектов с
возможностями их оперативного анализа, исследования и экспериментов с ними и т.д.
Помимо этого, информационная образовательная среда позволяет реализовать дидактические ресурсы инновационных педагогических технологий, эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу учащихся, обеспечивая тем самым целенаправленное развитие их самостоятельной и познавательной деятельности.
Очень важно подчеркнуть, что среда дает учителю возможность выстроить учебное занятие по-новому. Современные реалии, о которых мы упомянули ранее, предлагают новую логику построения учебного процесса в информационной образовательной среде.
Профессиональная деятельность учителя преимущественно складывается из трех основных этапов: проектирования, организации учебного процесса и анализа его результатов. Переход к работе в информационной образовательной среде предполагает изучение и анализ педагогом возможностей, методов, форм и средств обучения, характерных для этой среды, а также видов учебной деятельности школьников, обеспечивающих получение ожидаемых результатов. Поэтому основополагающим в цепочке компонентов профессиональной деятельности становится проектировочный компонент. Именно он предполагает анализ планируемых результатов обучения, целей и задач учебного процесса, выстраивание содержательных линий изучения предмета, разработку педагогического сценария, проектирование новых видов учебной деятельности, планирование и подбор учебных ситуаций, методов, организационных форм, разработку учебных задач, а также определение средств ИКТ для осуществления планируемой учебной деятельности.
Дидактика информационной образовательной среды исходит из того, что наличие педагога в учебном процессе, безусловно, является решающим фактором, но его основная функция состоит не в передаче информации, а в управлении процессом обучения. Подчеркнем, что проектирование учебного процесса в информационной образовательной среде строится на определенной дидактической концепции, которая определяет отбор содержания, методов, организационных форм и средств обучения для достижения планируемых образовательных результатов.
В качестве педагогических целей, формулируемых учителем в ходе подготовки учебного занятия в информационной образовательной среде, назовем следующие:
развитие
навыков
самостоятельной
познавательной
деятельности
учащихся;
развитие навыков и умений работы с информацией, овладение способами познавательной и творческой деятельности, которые можно применять в дальнейшем при переподготовке или смене профессиональной деятельности;
формирование социальных качеств, в первую очередь, умение работать в коллективе, где совместными усилиями решаются сложные познавательные задачи.
Достижение планируемых образовательных результатов в учебном процессе обеспечивается за счет дидактических функций, реализуемых информационной образовательной средой, к которым относятся:
формирование навыков исследовательской деятельности путем моделирования работы визуальных научных лабораторий;
формирование умения добывать необходимую информацию из разнообразных источников, начиная с партнера по совместному проекту и кончая удаленными базами данных, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий;
организация различного рода совместных учебных и исследовательских работ учащихся и педагогов;
оперативный обмен информацией, идеями, планами по совместным проектам, темам и
т.д.
;
формирование у партнеров по учебной деятельности коммуникативных навыков и культуры общения;
организация
оперативной
консультационной
помощи.
Подводя итог, можно сказать, что информационная образовательная среда обеспечивает достижение планируемых образовательных результатов, а успешное функционирование педагога в ней приводит к его профессиональному и личностному развитию, ориентированному на достижение современных профессиональных результатов.