Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОУ | Широкая Светлана Анатольевна. Работа №338093
Аннотация: В статье рассматриваются методы и приемы педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, обсуждаются меры, направленные на помощь детям в преодолении трудностей и полноценном участии в жизни учреждения, включая разработку индивидуальных образовательных программ и создание инклюзивной среды.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, дети с ОВЗ, дошкольные образовательные учреждения, индивидуальные образовательные программы, инклюзивная среда, дифференцированный подход, интерактивное обучение, индивидуальная работа.
Широкая Светлана Анатольевна, воспитатель,
МБОУ Одинцовская СОШ № 1 дошкольное подразделение Полисадик,
г. Одинцово, Московская обл.
Аннотация: В статье рассматриваются методы и приемы педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, обсуждаются меры, направленные на помощь детям в преодолении трудностей и полноценном участии в жизни учреждения, включая разработку индивидуальных образовательных программ и создание инклюзивной среды.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, дети с ОВЗ, дошкольные образовательные учреждения, индивидуальные образовательные программы, инклюзивная среда, дифференцированный подход, интерактивное обучение, индивидуальная работа.
Современное образование ставит перед собой целью обеспечить равные возможности и условия получения знаний для каждого ребенка, вне зависимости от его особенностей и способностей. Для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), педагогическое сопровождение в дошкольных образовательных учреждения (ДОУ) является неотъемлемой частью процесса обучения и воспитания.
Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ предусматривает комплекс мер, направленных на помощь ребенку в преодолении его трудностей и полноценном участии в жизни дошкольного учреждения. Важным аспектом этого процесса является создание инклюзивной среды, которая бы способствовала развитию всех детей, независимо от их особенностей. Это процесс, который включает в себя планирование, организацию и контроль образовательного процесса, а также индивидуальную работу с каждым ребенком.
Основная задача педагогического сопровождения заключается в создании благоприятной образовательной среды в ДОУ, где дети с ОВЗ могут активно участвовать в общении, играх и учебных занятиях наравне со своими сверстниками.
Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном учреждении включает в себя:
1. Разработка индивидуальных образовательных программ (ИОП), которые учитывают особенности каждого ребенка. Это позволяет создать наиболее благоприятные условия для их развития и дальнейшего обучения. Для этого необходимо провести диагностику и оценку индивидуальных потребностей ребенка, а также определить специальные методы и приемы обучения, которые соответствуют его возможностям.
2. Работа с детьми с ОВЗ требует наличия специально оборудованных помещений и материалов, которые обеспечивают доступность и комфортность обучения. Например, для детей с ограниченными двигательными возможностями необходимы специальные стулья, столы и приспособления для физической активности. Для детей с нарушениями слуха или зрения требуются аудио- и видеоаппаратура, а также другие специализированные учебные материалы.
Дети с ОВЗ могут иметь различные физические, психические или душевные особенности, которые требуют специального внимания и учета в процессе образования и воспитания. Для успешного сопровождения и поддержки таких детей необходимо использование различных методов, которые учитывают их индивидуальные особенности и потребности.
Одним из методов, применяемых в педагогическом сопровождении детей с ОВЗ, является дифференцированный подход. Он предполагает индивидуальное планирование и организацию образовательного процесса с учетом уровня развития и способностей каждого ребенка. Для этого педагоги должны иметь достаточное количество знаний о конкретном виде ОВЗ и специфике его проявления у каждого ребенка. Дифференцированный подход позволяет эффективно содействовать развитию детей с ОВЗ и создавать условия, способствующие их успешной интеграции среди своих сверстников.
Еще одним методом, который может быть использован в педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в ДОУ, является интерактивное обучение. В данном подходе акцент делается на взаимодействии между воспитателем и ребенком, а также между детьми в группе. Интерактивное обучение способствует развитию коммуникативных навыков, социализации, а также формированию эмоциональной и социальной компетентности у детей с ОВЗ. Педагоги, использующие этот метод, активно привлекают детей к образовательному процессу, создают условия для взаимодействия, обмена опытом и участия в коллективных мероприятиях.
Не менее важным подходом к педагогическому сопровождению детей с ОВЗ является индивидуальная работа с каждым ребенком. Процесс индивидуальной работы включает в себя анализ и оценку выявленных особенностей развития, определение целей и задач, планирование образовательного процесса, выбор методов и средств обучения, а также непосредственное взаимодействие с ребенком.
Все эти методы являются основой для создания специальной образовательной среды, которая предоставляет им равные возможности для развития и получения образования. Важно подчеркнуть, что успешное сопровождение детей с ОВЗ требует тесного взаимодействия педагогов, родителей и специалистов, которые работают с этими детьми. Только таким образом можно обеспечить оптимальные условия для их полноценного включения в образовательный процесс и успешной социализации.
Основной задачей педагогов и специалистов является создание комфортной и безопасной среды для всех детей, включая тех, у которых есть особенности в развитии.
В первую очередь, педагоги должны быть готовыми к работе с детьми, имеющими ОВЗ. Это означает, что им необходимо обладать знаниями и навыками, позволяющими адаптироваться и подходить индивидуально к каждому ребенку. Они должны быть знакомы с особенностями развития различных видов ОВЗ, а также с методами работы, направленными на эффективное сопровождение.
Однако, роль педагогов не ограничивается только подготовкой и самостоятельной работой. Важным аспектом является также сотрудничество с другими специалистами – психологами, логопедами, дефектологами и другими специалистами – для того чтобы направлять усилия на общие цели, а также обмениваться знаниями и опытом. Совместная работа позволяет находить наилучшие решения для поддержки каждого ребенка с ОВЗ.
Проведенные исследования на тему педагогического сопровождения детей с особыми воспитательными потребностями (ОВЗ) в условиях дошкольного образовательного учреждения позволили выявить положительные результаты данной практики, а также определить перспективы развития этого направления.
Однако, для того чтобы успешно развивать и совершенствовать педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, необходима дальнейшая профессиональная подготовка и обучение педагогов. Важно изучать и внедрять передовые методики, применять научные исследования в практическую деятельность, а также уделять внимание обмену опытом и взаимному обучению между педагогами.
Список литературы
Доронова, Т. Н. Организация инклюзивного образования в детском саду : практическое пособие / Т. Н. Доронова, С. Г. Шевченко. — М. : Айрис-пресс, 2011. — 224 с.
Коняева, Н. И. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности Специальная дошкольная педагогика и психология / Н. И. Коняева, А. В. Баранова, Н. В. Мазур. — М. : Академия, 2008. — 224 с.