Педагогическое взаимодействие «Преподаватель-студент» на уроках экономики ☼
Автор: Гавриленко Венера васильевна
В педагогическом процессе, построенном на гуманитарных основаниях, ключевым является взаимодействие его участников.
В классической педагогике проблема взаимодействия была поставлена К. Д. Ушинским, В. Дильтеем, И. Песталоцци и др. В XXI веке проблема построения отношений сотрудничества все еще остается до конца не решенной. Взаимодействие участников образовательного процесса - изменение системы отношений и действий между ними, ориентированных на другого. Только в таком случае, возможно, приблизиться к гуманитарной организации процессов обучения и воспитания.
Взаимодействие - взаимная связь процессов, людей. Поскольку взаимная связь в повседневной жизни постоянно нарушается или часто совсем отсутствует, проблема обращения очень актуальна.
Понятие педагогического взаимодействия в образовательном процессе рассматривается в педагогических словарях. Педагогическое взаимодействие - процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности студента.
Различные аспекты педагогики сотрудничества освещены в работах Ю. Н. Азарова, Ю. П. Азарова, М. М. Безруких, С. П. Ефимовой и других ученых.
Взаимодействие опосредуется общением. Благодаря общению люди могут вступать во взаимодействие.
Если говорить о групповом взаимодействии (в педагогическом процессе - класс) - процесс непосредственного воздействия множественных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь; происходит между частями групп, и между целыми группами. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Известны такие виды группового взаимодействия, как сотрудничество, конкуренция и конфликт. Так, в ходе взаимодействия между членами вновь созданной группы появляются признаки, характеризующие эту группу как взаимосвязанную устойчивую структуру определенного уровня развития. Структурированность группы проявляется в статусных отношениях, в действии признаваемых всеми членами группы нормах поведения, в групповых целях и ценностях.
Педагогическое взаимодействие может проявляться в виде сотрудничества, когда успехи одних участников совместной деятельности стимулируют или тормозят более продуктивную и целенаправленную деятельность других ее участников.
Гуманистически - ориентированный педагогический процесс может быть только процессом педагогического взаимодействия воспитателя и воспитанника, где оба участника выступают как равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры. В процессе взаимодействия педагогов и учащихся можно не только обменяться информацией, но и спланировать общую деятельность и организовать ее. В этом проявляется субъективный характер взаимоотношений, разграничение функций субъекта - воспитателя и объекта – воспитуемого. В любом взаимодействии педагогов и учащихся, как правило, одна сторона бывает активнее другой точки зрения «обмена» информацией, целей и способов деятельности. В учебно-воспитательном коллективе взаимодействие происходит в зависимости от статуса членов коллектива, их обязанностей, задач.
Понятие «взаимодействие» можно трактовать по-разному. Общим является то, что это:
1) процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь;
2) взаимодействие делится на групповое и межличностное;
3) выделяется три основных вида взаимодействия: сотрудничество, конкуренция и конфликт.
За рабочее понятие в контексте я взяла следующее:
взаимодействие - взаимная связь процессов, людей;
личностный контакт воспитателя и воспитанника, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.
Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития студента, поскольку это согласованная деятельность по достижению совместных целей, направленных на определенный результат, по решению участниками значимой для них проблемы.
Известно, что педагогическое взаимодействие педагога со студентом по моему мнению строится на равноправных отношениях, свободном высказывании своих мыслей, точек зрения. Оно предполагает общение, обмен информацией, оценку происходящим событиям, основано на совместной деятельности, сотрудничестве, партнерстве. Как взаимно согласованная деятельность по достижению какого-либо результата, педагогическое взаимодействие включает в себя диалог, общение, воздействие друг на друга.
В общении большое значение имеет сам тип взаимодействия между людьми: кооперация или конкуренция и особый случай взаимодействия - конфликт.
Общение - это основное условие конструктивного разрешения конфликтов. Кризисные моменты решаются успешнее, если обе стороны заинтересованы в достижении некоторого общего результата, побуждающего их к сотрудничеству. Опыт совместной деятельности во имя достижения общей цели сближает партнеров, позволяет открывать новые, дополнительные способы преодоления трудностей и неприятностей, связанных с решением конфликта. Успешное решение совместных задач повышает также степень взаимного доверия, что облегчает риск открытости в общении.
Конкуренция характеризуется достижением индивидуальных или групповых целей, интересов другими индивидами или группами. Конкуренция обычно отличается сильной персональной вовлеченностью в борьбу. Конкуренция между студентами может побуждать их к получению более высоких оценок за свою успеваемость и занятию авторитетного положения в учебной группе. Конкуренция, тем не менее, связана с кооперацией, поскольку конкурентное взаимодействие требует установления определенных правил, без которых она вырождается в открытую войну.
Кооперация (от лат. coperatio - сотрудничество) - одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей.
Проблема учебного сотрудничества (коллективных, кооперативных, групповых форм работы) активно и всесторонне разрабатывается в последние десятилетия в отечественной педагогике и за рубежом.
С подобной проблемой столкнулась и я на своих уроках. Я начала искать выход из положения. Начала размышлять, а как выстроить свои уроки так, чтобы они были интересными и плодотворными. Я поняла только при помощи сотрудничества и взаимодействия я, наверное, смогу чего - то добиться. И я начала применять на уроках технологию Р.К.Ч.М.П., метод пректов, применять элементы технологии кейсстадий. И по моим наблюдениям на уроках исчезла проблема работы студента на уроке.
Так, как понятие «взаимодействие» в разных науках трактуется неоднозначно. Но, в общем, определение в различных науках схожее:
1) процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь;
2) взаимодействие делится на групповое и межличностное
3) выделяется три основных вида взаимодействия: сотрудничество, конкуренция и конфликт.
Конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Конкуренция характеризуется достижением индивидуальных или групповых целей, интересов другими индивидами или группами. Конкуренция между учащимися может побуждать их к получению более высоких оценок за свою успеваемость и занятию авторитетного положения в классе, учебной группе.
Сотрудничество характеризуется объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей.
Из моих наблюдений наиболее эффективным видом взаимодействия «Студент – педагог» является сотрудничество. При сотрудничестве мы можем определить собственное понимание проблемы и самого себя. Коллектив и каждая личность состоят в отношениях обмена ценностями, исполняют роль дающего и получающего, взаимно обогащая друг друга. При сотрудничестве каждый из участников взаимодействия высказывает свое мнение, обменивается информацией не только с учениками, но и с учителем; сотрудничество - это, прежде всего, личностный контакт.
Взаимодействие на уровне это целеполагания деятельности педагога и студента, их предъявление друг другу, согласование и реальное воплощение. Порождение, осуществление целей и смыслов предусматривает взаимодействие «Студент - педагог», которое может изменить стиль их взаимоотношений. Чтобы студент сформулировал цель и присвоил ее, необходимо создать ситуацию, в которой он, опираясь на имеющийся опыт, обнаружит дефицит знаний, способностей. Только в этом случае цель учеником воспринимается как проблема, которая приобретает для него личностный смысл.
Решение проблемы личностного развития участников образовательного процесса требует от преподавателя особого отбора учебного материала, постоянного обращения к существующему опыту студента как опыту его собственной жизнедеятельности. Опыт этот необходимо подвести под научные обоснования, носителем которых является и преподаватель. Знания, его опыт и сам он становятся средством и условием развития. Самоопределение педагога в педагогической деятельности (цели, отбор содержания и методов его освоения) становится условием самоопределения и саморазвития студента. Двусторонний процесс и предполагает взаимодействие преподавателя и студента, как обмен жизненным опытом, опытом познания.
Именно поэтому в последнее время я останавливаю свой выбор на методах и приемах, способствующих организации активного образовательного процесса. Это проблемные вопросы и задания, дебаты, ассоциативное вхождение в тему занятия. Монолог на уроке соседствует с диалогом. И в месте с этим я поняла, что и форма организации образовательного процесса должна быть активной: групповой, коллективной или любой другой, но главное - личностной, субъективной.
Участвуя в совместной работе, студенты осуществляют процесс подлинного исследования, проявляют интерес, испытывают эмоциональные переживания, что в значительной степени стимулирует их эффективное развитие. В то же время учить студентов грамотному учебному общению, организовывать ситуации содержательно направленной коллективной и групповой учебной работы, ведущей к развитию способов взаимодействия, содействия и сотрудничества трудно, хотя и необходимо для развития студентов. Сотрудничество детей и взрослых создает условия продуктивного содействия при освоении новых действий, исключающее авторитарный стиль управления.
Благодаря взаимодействию - сотрудничеству на уроке студенты могут высказывать свое собственное мнение, обмениваться информацией, удаться прислушиваться друг к другу и понимать друг друга; между студентом и педагогом, таким образом, возникает диалог в педагогическом процессе.
Такая форма работы, как взаимодействие - сотрудничество, позволяет студентам:
а) иметь свое личное мнение;
б) уметь работать в паре, в группе;
в) сотрудничать со всеми и с педагогом;
г) уметь понимать друг друга;
д) осуществить взаимодействие студент-преподаватель, студент-студент, студент-Я.
Список литературы
1. Азаров, Ю. Н. Искусство воспитывать: книга для учителя /Ю. Н. Азаров. - М.: Просвещение, 1985. - 214с.
2. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы /Ю. П. Азаров. - М.: Аргументы и факты, 1993. - 367с.
3. Безруких, М. М., Ефимова, С. П. Знаете ли вы своего ученика: книга для учителя /М. М. Безруких, С. П. Ефимова. - М.: Просвещение, 1991. - С. 119-125.
4. Каган, М. С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений /М. С. Каган. - М.: Политиздат, 1988. - 319с.
5. Кан-Калик, В. А., Никандров, Н. Д. Педагогическое творчество /В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. - М.: Педагогика, 1990. - 144с.
6. Куликова, Л. Н. Овладение педагогическим творчеством в ходе профессиональной деятельности учителя /Л. Н. Куликова // Сибирский педагогический журнал. - 2005. - №3. - С. 29-47.
7. Леонтьев, А. А. Лекция как общение /А. А. Леонтьев. - М., 1974. - 40с.
8. Леонтьев, А. А. Психология общения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. А. Леонтьев. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 368с.
9. Лобанов, А. А. Основы профессионально-педагогического общения: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А. А. Лобанов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192с.
10. Педагогика: большая современная энциклопедия /сост. Е. С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2005. - 720с.
11. Рубцов, В. В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения /В. В. Рубцов // Вопросы психологии. - 1998. - №5. - С. 49-59.
12. Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: книга для учителя /М. М. Рыбакова - М.: Просвещение, 1991. - 128с.
13. Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Ю. В. Сенько. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 240с.
14. Сенько, Ю. В. Учебный процесс. Сотворчество педагога и учащегося /Ю. В. Сенько // Педагогика. - 1997. - №3. - С. 40-45.
15. Сенько, Ю. В., Фроловская, М. Н. Учитель-ученик: возможность понимания /Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская. - Б.: изд-во АГУ, 2005. - 50с.
16. .Сидоренков, А. В. Направления психолого-педагогического воздействия на учебные группы /А. В. Сидоренков // Вопросы психологии. - 1998. - №4. - С. 21-30.
17. Слуцкий, В. И. Философия образования Мартина Бубера /В. И. Слуцкий // Педагогика. - 2000. - №8. - С. 94-99.
Фроловская М. Н. Педагогика искусства /М. Н. Фроловская. - Б.: изд-во АГУ, 2007. - 130с.