Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса в воспитании как психолого-педагогическая проблема | Хангулова Амалия Эдуардовна. Работа №205248

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Хангулова Амалия Эдуардовна
Cистема взаимодействия в образовательном пространстве - сложная система взаимодействия множества субъектов образования в ситуации разновозрастной социальной общности. Педагогическое взаимодействие, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, способствует не только становлению личности ребёнка, но и творческому росту педагога.

Хангулова Амалия Эдуардовна
Ставропольский государственный педагогический институт,
Железноводск
Hangulova A.E
Stavropol State Pedagogical Institute,
Zheleznovodsk
E-mail: amalya.hangulova@yandex.ru
Научный руководитель: Захарова С.Н.
Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса в воспитании как психолого-педагогическая проблема
Pedagogical interaction of participants of educational process in education as a psychological and pedagogical problem
Аннотация: система взаимодействия в образовательном пространстве - сложная система взаимодействия множества субъектов образования в ситуации разновозрастной социальной общности. Педагогическое взаимодействие, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, способствует не только становлению личности ребёнка, но и творческому росту педагога.
Abstract: the system of interaction in the educational space is a complex system of interaction of many subjects of education in a situation of different ages of social community. Pedagogical interaction, being improved in process of complication of spiritual and intellectual needs of its participants, promotes not only formation of the personality of the child, but also creative growth of the teacher.
Ключевые слова: психолого-педагогическая компетентность, педагогическая культурность, эффективное родительство.
Index terms: psychological and pedagogical competence, pedagogical culture, effective parenthood.
Образование может рассматриваться как система, включающая стандарты, программы, образовательные учреждения и все организации и объединения, участвующие в организации образовательного процесса.
Участниками образовательного процесса являются: обучающиеся, педагогические работники и родители (законные представители) обучающихся. Таким образом, образовательный (педагогический, учебно-воспитательный) процесс включает в себя процессы воспитания и обучения, способствует развитию человека, а также стимулирует процессы самовоспитания, самообразования, саморазвития учащегося.
Система взаимодействия в образовательном пространстве - сложная система взаимодействия множества субъектов образования в ситуации разновозрастной социальной общности[1].
Взаимодействие может быть непосредственным, опосредованным, внешне предъявленным или выраженным во внутренних отношениях.
Психолого-педагогические основы взаимодействия нами рассматриваются как взаимодействие различных субъектов образовательного процесса, определяемое решением педагогических задач и имеющее особую психологическую и социально-психологическую регуляцию.
Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. Однако в отношениях с детьми взрослые часто используют авторитарное воздействие, опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества. Поэтому для взрослых педагогическое взаимодействие связано с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счёте, насилие над личностью.
Педагогическое взаимодействие, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, способствует не только становлению личности ребёнка, но и творческому росту педагога.
Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.
Начальный этап процесса воспитания - осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения. Без этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным.
Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории педагогическое воздействие, сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям. Следует обратить внимание на то, что категория педагогического взаимодействия учитывает личностные характеристики взаимодействующих субъектов и обеспечивает как освоение социальных навыков, так и взаимопреобразование на принципах доверия и творчества, паритетности и сотрудничества[2].
В условиях гуманистически ориентированного воспитания каждый педагог должен стремиться к организации воспитания на основе взаимодействия.
Путями развития педагогического взаимодействия являются:
организация совместной деятельности;
объективность и всесторонняя информированность друг о друге
участников взаимодействия;
овладение способами организации совместной деятельности и общения
психологическая, теоретическая и практическая подготовка).
Важнейший путь развития сотрудничества участников воспитательного процесса - организация их совместной деятельности, эффективность которой повышается, если:
сформирована положительная установка у взаимодействующих сторон на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций воспитателей и воспитанников в этом процессе;
создаются ситуации свободного выбора участниками видов и способов деятельности;
позиция, стиль работы педагога способствует самореализации и самовыражению участников деятельности[3].
Важным условием успешного воспитания детей является единство требований, предъявляемых к детям всеми членами семьи, а также единые требования к детям со стороны семьи и школы. Отсутствие единства требований между школой и семьей подрывает авторитет учителя и родителей. Целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию.
Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.
Современный этап развития отечественного образования в основном определяется целями его модернизации, которая направлена на гуманизацию и обеспечение высокого качества образования и воспитания. Совместная деятельность учителя и учащихся является основой воспитательного процесса, важнейшей составляющей процесса образования.
Психологическая служба образования является одним из необходимых структурных компонентов системы народного образования на современном этапе развития общества и в перспективе. Психологическая служба образования – подсистема системы образования, целью которой является содействие образовательному учреждению в создании такой ситуации, которая обеспечивает позитивное развитие личности всех участников образовательного процесса.
Таким образом, сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.
Список литературы
Бороздина Г.В. Психология и педагогика / под ред. Баркова Г.А. – М.: Юрайт-Издат, 2011. – 477 с.
Вайдорф-Сысоева М.Е. Педагогика: коспект лекций / под ред. Гришиной Л.В. – М.: Юрайт, 2010. – 239 с.
История социальной педагогики/под ред. М. Н. Галагузовой. М.: Сфера, 2002. – 544с.
Дмитриева И.К. Педагогика. – М.: Феникс, 2007. – 185 с.
Ефремов О.Ю. Педагогика: учебное пособие.–Спб.: Питер, 2010.– 352с.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×