Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Педагогика искусства и система формирования вокальных навыков | Амирова Алия Зуфаковна. Работа №302847

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Ведущим моментом в формировании певческих навыков является внутренний музыкально - вокальный образ. На первых этапах его формирования, в основном, определяется рассказом и показом педагога. В вырабатывании певческих навыков можно выделить три этапа: этап нахождения верной работы голосового аппарата, этап укрепления и уточнения  этой  работы и этап автоматизации и шлифовки. Каждый из этапов имеет свои характерные черты и требует от педагога их учета. Разнообразие выработанных певческих навыков, большой вокальный двигательный  опыт  разрешает  свободно  выражаться  в творческом   подходе к реализации.

 

Педагогика искусства и система формирования вокальных навыков у младших и средних школьников
Автор статьи: А. З. Амирова
1. Все мы жаждем видеть своего ребенка состоявшимся значительным членом общества, обладающим своим местом в нём, для чего человек должен быть, прежде всего, непосредственно личностью.
Ознакомление с музыкой – один из стержневых элементов воспитания и развития ребенка, так как музыка формирует восприятие мира и ощущения, взаимоотношение с окружающими. Музыка выковывает в человеке совершенные подсознательные мысли и чувства, его веру в собственные силы, в свое место в жизни.
Своеобразное место в этом, несомненно, занимает творческое развитие ребенка, в частности музыкально-певческое. Оно является одним из наиболее действенных инструментов. Певческое развитие играет центральную роль особенно в доподростковый период, закладывая основу и выстраивая скелет для развития творческой, всесторонне развитой личности в дальнейшем, когда в нем дает начало формированию взгляда на мир и создается общественно-значимая и зрелая личность.
Актуальная система музыкального образования представляет собой развитие певческих навыков раннего профессионального обучения посредством занятий хорового пения. В этом есть свои веские отрицательные моменты, поскольку уже на первых периодах обучения все учащиеся инициируют обособление на способных и не способных, что логически ведет к потере желания обучаться у вторых, но, в то же время, вырабатывает жажду проявлять рвение к большему у первых. Не способные учащиеся теряют потенциал и самореализации, и олицетворения их чувств, желаний учиться петь. Это и ждет от современного педагога применения индивидуальных личностно-ориентированных методик и технологий вокального обучения, которые были бы способны открыть особенности каждого ученика, использовать эти особенности в музыкально-певческом развитии [2].
2. На огромное облагораживающее действие пения указывается еще в эпоху рождения нашей системы музыкального развития. В трудах А. А. Шеншина, Б. В. Астафьева, Н. М. Ковина, Н. Я. Брюсовой хоровому пению в школе выделяется исключительно немаловажное значение. Такими деятелями как Д.Д. Локшин, В. Г. Соколов, А. В. Свешников отмечается позитивное влияние пения на духовное развитие личности.
Немалый вклад в развитие опыта в процессе певческого обучения и его влиянию на формирование личности привнесли такие деятели, как В. Н. Шацкая, С. И. Бекина, Б. Л. Яровский, А. Д. Войнова, Т. В. Волчанская, Д. Т. Зинич Н. А., Метлов, Е. А. Аймазов, Л. И. Михайлова. [2].
Уже в начале 20-го века по проблеме воспитания певческой культуры определились принципиально разные подходы. Согласно первому, в обучении должны быть применены методики и технологии специального музыкального образования. Согласно второму, музыкальное образование выглядит как живое образное искусство, особая частица культуры. В развитии такого направления важную роль сыграли Б.В. Асафьев, Д.Б. Кобалевский и Л. В. Горюнова.
Именно второе направление, представляющее собой в полной мере педагогику искусства, способно решить существующие задачи воспитания певческой культуры младших школьников [1].
3. Приобщение к музыке и ее составляющим – один из важнейших элементов эстетического воспитания ребенка, так как музыка предельно воздействует на чувства, а через них и на его взгляд к окружающему миру и событиям.
Д. Шостакович говорил: “Любите и уважайте величайшее искусство музыки. Оно раскроет перед вами целый мир великих чувств, страстей и мыслей. Оно сделает вас духовно очищенней, богаче, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе абсолютно новые, неведомые прежде силы. Вы изведаете жизнь в новых красках и тонах”.
Подлинно, музыка вызывает к жизни еще не осознанные мысли и чувства, веру в духовные силы, в свое призвание.
Музыкальное искусство, отображающее жизнь, знаменует внутреннюю красоту человека, ценность дружбы, преданность долгу, раскрывает всю красоту и богатство душевного мира [2].
Собственно целями любого учебного предмета являются освоение учащимися системызнанийи овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладеваниеумениямиинавыкамипроистекает на базе освоения деятельностных знаний, которые предопределяют соответствующие им умения и навыки, т.е. предполагают, как следует выполнять те или иные умения или навыки.
Навык– это способность к действию, достигшему высокого уровня развития, производимому автоматически, без осознания всех посредственных шагов.
Навыки – это автоматизированные элементы сознательного действия человека, которые воплощаются в ходе его выполнения. Навык развивается как сознательно автоматизируемое действие и затем работает как автоматизированный способ его осуществления. То, что то или иное действие стало навыком, означает, что организм в следствии упражнений сформировал возможность осуществлять подобную операцию, не делая ее выполнение своей осознанной целью [3].
В научно-методической литературе и на практике отмечается, что певческие навыки, как и всякие навыки являются каркасом, на котором впоследствии должно сформироваться здание более полных знаний и профессионального мастерства.
Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции [4].
Развитие певческого голоса детей может быть эффективным только на основе правильного пения, в процессе которого должны сформировываться и правильные певческие навыки.
Следует четко обособить певческие навыки и свойства певческого голоса. Первые являются причиной, вторые – следствием.
Свойства певческого голоса:
Основные вокальные навыки:
1) звуковой диапазон;
1) звукообразование;
2) динамический диапазон;
2) певческое дыхание;
3) тембр;
3) артикуляция;
4) качества дикции;
4) слуховые навыки;
5) выразительность исполнения.
5) навыки эмоциональной выразительности.
Звукообразование – это не просто атака звука, то есть момент его образования, но и вытекающее за ним звучание, звуко-высотные модуляции голоса. Умение строго интонировать по внутрислуховому представлению является непосредственной частью навыка звукообразования и также узко связано с обладанием регистрами. С навыком осознанного управления регистровым звучанием связана подвижность голоса.
Осмысление звукообразования как общецелостного процесса включает в себя выделение навыков артикуляции и певческого дыхания, собственно участвующих в образовании звука и сказывающихся на качестве дикции, способы звуковыведения, ровность тембра, динамику, длительность фонационного выдоха и прочее.
Навык артикуляции включает в себя:
- четкая, фонетически обусловленная дикция;
- умеренное закругление фонем посредством их заднего уклада;
- умение искать ближайшую или высочайшую вокальную позицию посредством особого построения переднего уклада артикуляционных органов;
- умение руководствоваться единой манерой артикуляции для всех гласных;
- умение хранить устойчивым уровень гортани в ходе пения различных гласных;
- умение в полной мере растягивать гласные и кратко произносить согласные звуки в границах возможностей ритма исполняемой мелодии.
Навык дыхания в пении также следует диссоциировать на отдельные элементы, главные из которых:
- певческая установка, посредством которой обеспечиваются оптимальные условия для работы органов дыхания;
- глубокий вдох, но определенный по объему с помощью нижних ребер, и в характере песни;
- момент задержки дыхания, в ходе которого готовится в уме представление первого звука и вытекающего звучания, четко определяется положением вздоха, накапливается соответственное подскладочное давление;
- фонационный выдох постепенный, экономный при желании сохранить дыхательную установку;
- умение контролировать подачу дыхания с целью поэтапного усиления или ослабления звука.
К ключевым слуховым навыкам в певческом процессе следует отнести:
- слуховое внимание и самоконтроль;
- слуховое разделение качественных сторон певческого звучания, в том числе и эмоционального выражения;
- вокально-слуховые представления певческого звучания и методы его образования.
Навык выразительности в пении служит действующим навыком, воссоздающим музыкально-эстетическое содержание и воспитательный характер певческой деятельности.
Выразительность исполнения представляет собой фактор эстетического воспитания учащихся посредством вокального искусства и достигается за счет:
- мимики, выражения глаз, жестов и движений;
- динамических оттенков, четкости фразировки;
- богатстве тембровых красок голоса;
- чистоты интонации;
- темпа, пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение;
- разборчивости и смысловой нагрузки дикции.
Выразительность исполнения строится на основе осмысленности содержания и его эмоционального переживания детьми.
По данным разных психологов, уже дети дошкольного возраста по поручению педагога могут выразить радость, нежность, удивление, тревогу, неудовольствие, печаль, гордость и прочие эмоции.
Все певческие навыки тесно связаны между собой. Работа над ними должна вестись систематично и одновременно, а навыки формироваться поэтапно. Это подразумевает элементарную последовательность и регулярность от элементарного к сложному.
Можно обобществить целый ряд общих и специфических принципов обучения пению, которые будут содействовать формированию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.
1. Обучение детей пению должно быть сориентировано не только на вырабатывание певческого голоса детей, но также и на решение задач их совокупного развития.
2. Перспективность в обучении выражается в опоре на зону ближайшего развития (Л.С. Выготский). Это относится как к общему, так и характерному вокальному развитию.
3. Систематичность в развитии певческого голоса выражается в поэтапном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений, включенных в распевание и устремленных на систематическое и последовательное развитие основных качеств певческого голоса и вокальных навыков.
4. Групповой характер обучения и в то же время учет субъективных особенностей учащихся.
5. Позитивный фон обучения, при соблюдении умеренной тяжести границ возможностей каждого ребенка.
Развитие певческих навыков – это целостный педагогический процесс. Певческие навыки вырабатываются относительно одновременно, взаимодействуя друг с другом. Наиважнейшими признаками их формирования являются качественные видоизменения главных свойств певческого голоса ребенка.
Ведущим моментом в формировании певческих навыков является внутренний музыкально - вокальный образ. На первых этапах его формирования, в основном, определяется рассказом и показом педагога. В вырабатывании певческих навыков можно выделить три этапа: этап нахождения верной работы голосового аппарата, этап укрепления и уточнения этой работы и этап автоматизации и шлифовки. Каждый из этапов имеет свои характерные черты и требует от педагога их учета. Разнообразие выработанных певческих навыков, большой вокальный двигательный опыт разрешает свободно выражаться в творческом подходе к реализации.
Список литературы:
1. Алексеева Лариса Леонидовна. Воспитание певческой культуры младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2001 170 c. РГБ ОД, 61:01-13/1654-9
2. Амирова А. З. Развитие вокальных навыков детей среднего школьного возраста на занятиях Вокальное исполнительство в ДМШ Выпускная квалификационная работа / А. З. Амирова
3. Сайт Бурятского государственного университета http://www.bsu.ru/content/page/1415/hec/aismontas/7.html
4. Социальная сеть работников образования nsportal http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2013/01/23/osobennosti-formirovaniya-pervonachalnykh-pevcheskikh-navykov-u
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×