Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Педсовет "Формирование читательской грамотности" | Татьяна Александровна Соловьёва. Работа №330851

Дата публикации:
Автор:
Описание:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ 

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ЭЛЕМЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

 

Цель: систематизация знаний и повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов по вопросу формирования предпосылок читательской грамотности у дошкольников.

План.

1.«Мозговой штурм»

2. Сообщение на тему «Читательская грамотность как одна из составляющих функциональной грамотности в ДОО»

        3. Выступление воспитателя Соколовой А.В.

        4. «Буквы, буквы, буквы … Это интересно.»

        5. Выступление воспитателя Чистяковой О.В. о технологии буккроссинг.

        6. Выступление воспитателей гр. «Ромашка»

        7. Кроссворд «Читаем детям»

        8. Решение педсовета.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ 

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ЭЛЕМЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

 

Цель: систематизация знаний и повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов по вопросу формирования предпосылок читательской грамотности у дошкольников.

План.

1.«Мозговой штурм»

2. Сообщение на тему «Читательская грамотность как одна из составляющих функциональной грамотности в ДОО»

3. Выступление воспитателя Соколовой А.В.

4. «Буквы, буквы, буквы … Это интересно

5. Выступление воспитателя Чистяковой О.В. о технологии буккроссинг.

6. Выступление воспитателей гр. «Ромашка»

7. Кроссворд «Читаем детям»

8. Решение педсовета.

 

 

 

Ход мероприятия

Добрый день уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на нашем педагогическом совете! Мне бы хотелось его начать со слов великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского «Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл», Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное»

1. «Мозговой штурм»

Предлагаю вам написать три предложения о себе, но в ваших словах не должно быть букв А, О.

(Например: Я люблю петь.)

Вроде , подумаешь нет только 2 букв, а как без них сложно.

Русский писатель и историограф Николай Михайлович Карамзин говорил: «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием».

Чтение и письмо открывают человеку новый мир, - особенно в наше время, при нынешних успехах разума.

В алфавите 33 буквы и все буквы русского алфавита необходимы и важны, нет ни одной «лишней» буквы. По алфавиту размещают слова в словарях и справочниках, составляют разные списки. Хорошее знание алфавита помогает человеку в жизни.

 

2. Сообщение на тему «Читательская грамотность как одна из составляющих функциональной грамотности в ДОО»

Формирование функциональной грамотности – это одна из главных задач современного образования.

Функционально грамотный человек является самостоятельным, понимающим, способным развиваться и обучаться, а также применять свои знания на практике. Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума.

Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования в отдельную образовательную область выделено «Речевое развитие», которое включает в себя как приоритет: "Знакомство с книжной культурой, детской

литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы".

Вопрос готовности дошкольного учреждения, родителей и воспитателей к работе по приобщению детей к чтению, развитию у них устойчивого интереса к литературе, любви к чтению, формирования начальных представлений о роли книги в жизни человека и потребности жить с книгой на современном этапе является достаточно актуальным.

 

Говорят «Книга - обучает, развивает, воспитывает .»

Вопрос педагогам: Как обучает?

(• Книга дает теоретические знания обо всем, что нас окружает, о любых явлениях, объектах, событиях

Вопрос педагогам : Как воспитывает?

(• Правила поведения(хорошо\плохо)

• духовно-нравственные категории (добро\зло, послушание\непослушание, согласие\вражда, трудолюбие\лень, бескорыстие\жадность, простота\ хитрость)

• Правильно и бережно обращаться с книгой (над изготовлением книги трудились люди, много ресурсов затрачено.Приводить книги в порядок, ремонтировать.)

Вопрос педагогам : Как развивает?

(• Развитие и активизация воображения, образного мышления, внимания, памяти, мышления, кругозор.

• Расширяет и обогащает словарный запас.

• Эмоциональная отзывчивость.

• Успокаивает, веселит

• Стимулирует на иные виды деятельности: игру, творчество, экспериментирование и др.

 

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Современные дети — это «наблюдатели и зрители», они с ранних лет привыкли воспринимать картинку на экране. Чтение уходит на задний план и становится не интересным. Постепенно из нашей жизни уходит такая важная традиция, как чтение, а в итоге — низкий уровень читательской грамотности.

Что же такое читательская грамотность? (Ответы воспитателей.)

(Читательская грамотность дошкольника – способность понимать смысл текстов, размышлять над ними, чтобы расширять свои представления и возможности взаимодействовать с социальным окружением.)

Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение развивает речь, память, мышление дошкольника. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других.

 

Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные. Давайте перечислим их:

 

  чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;

 

 прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;

 

  беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;

 

  чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;

 

  разучивание стихотворений;

 

  чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;

 

  проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями, в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;

 

 самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями.

 

 

Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи.

Назовите эти этапы.

Предлагаю собрать пазл: каждому этапу подобрать задачу.

Этапы формирования основ читательской грамотности

1Организационно-подготовительный

2.Мотивационно-диагностический

3Деятельностный

4.Рефлексивный

Задачи:

1Организация соответствующей предметно- развивающей и речевой среды

2Продуманный анализ содержания произведения

3.Развитие у детей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях .

4Организация совместной игровой деятельности с детьми по мотивам произведения художественной

 

Каковы же механизмы формирования читательской грамотности, которыми необходимо руководствоваться при достижении данной цели…

Личностно-ориентированный механизм - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Данный механизм содержит такие мероприятия как: индивидуальные и фронтальные чтения, беседы, конкурсы, тематические досуги, создание развивающей среды..

Игровой механизм –это воспитательная система, в которую внедряются различные игровые моменты: инсценирования , викторины, различные виды театров. То есть существует огромное количество игровых взаимодействий с детьми, для создания интереса к чтению.

Информационно-коммуникационный – это воспитательная система с применением современных технологий. Использование ТСО таких как проекторы и интерактивные доски в педагогическом процессе далеко не новы. Они позволяют нам использовать в своей работе различные презентации, электронные иллюстрации, аудио и видеоматериалы и т.д.

И, наконец, проектирование. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный и перспективный метод, который занимает свое достойное место в системе дошкольного образования. Стержнем механизма проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

В своей работе вы используете различные инновационные технологии Это – проектная деятельность, технологии «скрайбинг», квест – игра, вид здоровьесберегающей терапии (сказкотерапия) и др.

3. О некоторых приемах инновационной технологии «Развитие критического мышления» расскажет воспитатель Соколова А.В.

Выступление воспитателя Соколовой А.В.

Образовательная деятельность с применением инновационных методов дает возможность дошкольнику проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности. В целом, нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

 

4. Буквы, буквы, буквы … Это интересно

А вы знаете, что:

1) Из букв слагаются слова.   Самое длинное слово переосвидетельствование  содержит 23 буквы. Самое длинное слово из разных букв – разгильдяйство  содержит 14 букв. В слове четырёхугольник –  на одну букву больше, но оно составное. Интересно, что слово дикость –   это самое длинное слово, в котором буквы идут в алфавитном порядке.

2) Одно и то же по написанию слово может иметь разный смысл в зависимости от слов, стоящих рядом в предложении.    Например: «В лесу мы ели у ели.   Сорока  и сорок  аСосна и со сна».

3) Звуки образуют слоги. Самые маленькие слова состоят из одного слога. Например, междометия. Междометия  - это малоизученный класс  неизменяемых слов, служащих для нерасчлененного выражения чувств, ощущений, душевных состояний и других часто  непроизвольных эмоционально-волевых реакций на окружающую действительность. К эмоциональным междометиям близки звукоподражания: уа-уа, мяу-мяу, бряк, бац. Междометия волеизъявления выражают команды и призывы, обращенные к людям или животным. Значительная часть их принадлежит профессиональной речи военных, охотников, моряков, строителей, дрессировщиков: фу, фас,  алле, куш, пиль, майна, вира, полундра и др.

                               4) Почему алфавит называют азбукой?

  Почему азбуку называют алфавитом.

 Ответ:  По первым буквам алфавита.

По гречески    алфавит Αα –  альфа , Вβ –  вита.

По славянски  азбука:      Аа – аз,           Бб – буки.

            5) «Редкие» буквы

           Какую букву чаще всего называют даже игроки “Поля чудес”, начиная игру со словом? А! И чаще всего она в слове есть. Но я утверждаю, что буква а в начале русских слов — большая редкость! Русскому языку очень свойственны слова, где эта буква находится в середине: лампа, банка, словарь, заяц и т. д.; на конце: рука, нога, девочка, голова, удочка …
           А вот оказывается, русский язык почти совсем не терпит слов, начинающихся на а. Возьмем в руки “Толковый словарь”. Откроем. Здесь довольно много слов на а. Но почти около каждого из них указано, что это слово пришло к нам их другого языка вместе с понятием, которое оно обозначает:

ананас — индейское;
абажур — французское;
абзац — немецкое и т. д.            

6) “Ф” в произведениях А.С.Пушкина
Реже всего встречается в текстах буква Ф.

В сказке «О рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина нет ни одной буквы Ф. А в сказке «О царе Салтане» только в одном слове ФЛОТ, но оно не русского происхождения. В русском словаре В.И.Даля  слов на букву ф всего –  277 .

Перелистаем: “Сквозь волнистые туманы …”, “Песнь о вещем Олеге”, “Сказку о попе …”, “Полтава” …  Вот в “Полтаве” 30000 слов и только два слова  с буквой Ф:
цифры — тогда обозначали шифр (араб.);
анафема — проклятие (греч.).
            Что же это: случайность или предвзятое отношение великого поэта к несчастной букве?
Нет! Вы с таким же результатом можете пролистать произведения и других русских писателей-классиков.. Если вы опять откроете словарь, то убедитесь, что любое слово с Ф пришло к нам из другого языка.

А редкость буквы Ф в нашей классической литературе — это лишь доказательство высокой чистоты русского языка у наших великих писателей!
           7) Чаще всего встречается в текстах буква О.

8)  Приглядитесь к пишущей машинке, клавиатуре компьютера…
“П”, “Р”, “К”, “Е”, “Н”, “О” - в центре, под рукой
“Э”, “Ы”, “ Ф”. “ Й”, “ Я”,“ Ъ”     — в углу: они не так часто в работе.


         Если вы имеете записную книжку, перелистайте её! Законы русского языка и здесь приняты во внимание: под “популярные” буквы отведено несколько страниц, под “Щ”, “Я” — по одной.
     9) Ё – это загадочная и очень интересная буква.        

Во-первых, она придумана была более 200 лет назад (в 18 веке) знаменитым русским писателем Н.М.Карамзиным, который посвятил много лет своей жизни описанию многовековой истории Русского государства. В 1797 году он впервые употребил эту букву в слове слёзы.

Во-вторых, эта буква особенная. Она употребляется для обозначения ударного звука, который в той же самой морфеме (корне, суффиксе или окончании) в безударном положении передаётся буквой ё. Берёза - березняк, нёс - несу, чёрный - чернота и т. д.

В-третьих, это единственная буква русского алфавита, употреблять которую было необязательно. Сейчас эта буква вернула свои права.

Из  букв можно сложить слова. Какие? Это зависит от нас. Я предлагаю складывать буквы только в добрые слова: «солнце», «мама», «спасибо». И тогда мир вокруг непременно станет добрей и лучше.

 

5. Чтобы привить потребность детей к чтению необходимо взаимодействовать с семьей: проводить консультации, беседы, родительские собрания, мастер-классы и т.д. В беседах с родителями обращать внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.

Взаимодействовать с родителями по данной теме можно используя инновационные технологии.

О технологии «Буккроссинг» расскажет воспитатель Чистякова О.В.

«Буккроссинг» - это эффективное средство развития социального интеллекта дошкольников, а так же один из главных факторов, стимулирующих возрождения семейного чтения. Буккроссинг – это непросто интересное социальное движение «книголюбов». Благодаря ему дети проявляют интерес к литературе, учатся делиться книгами.

 

Поделятся опытом по формированию читательской грамотности воспитатели группы «Ромашка».

 Если в семье любят и много читают, то и ребёнок будет подражать образу жизни своей семьи.

Результат- детки правильно формулируют свои мысли, логично строят высказывания, лучше запоминают информацию. Родители становятся участниками образовательного процесса.

 

Предлагаю вашему вниманию тематический кроссворд «Читаем детям»

 

 

1. Как звали героя сказки, который был хорошим другом Вишенки и Редиски (Чиполлино.)

2. Какой возрастной группе соответствуют задачи по художественной литературе:

 Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения. (Старшая группа)

 

3. Для работы с детьми, какой возрастной группы используются следующие произведения: З. Александрова «Мой мишка», А. Барто «Девочка-ревушка», С. Маршак «Усатый-полосатый»«Петушок и бобовое зернышко»«Маша и медведь»«Коза-дереза»«У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко» (МЛАДШАЯ)

 

4. К какому виду творчества это относится?

  «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)

 

5.. К какому виду творчества это относится?

Поленился утром Вова

Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова,

Причесала языком! ( Частушка)

 

6. К какому виду творчества это относится?

«Расскажу-ка я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские…» ( Былина.)

 

7. Для работы с детьми, какой возрастной группы используются следующие произведения«Лисичка со скалочкой»«Гуси-Лебеди»«Два жадных медвежонка»«Зимовье», Я. Тайц «По грибы», К. Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке»«Одуванчик». (СРЕДНЯЯ)

 

8. На кого упала луна в сказке К. Чуковского "Тараканище"? (На бегемота.)

9.«Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал» (Потешка)

10.Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:

   Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. (Подготовительная к школе группа)

 

11.Универсальное лечебное средство, по мнению доктора из ароматного сказочного города (касторка, доктор Пилюлькин из Цветочного города).

 

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования в школьном обучении и во многом определяет их.

  Поэтому наша задача состоит в том, чтобы создать условия, которые будут способствовать активному включению ребенка в читательскую деятельность, формированию интереса к книге, развитию основ разносторонней читательской деятельности.

 

Решение педсовета:

1. Продолжить работу по формированию читательской грамотности у дошкольников, разнообразив использование современных технологий.

2. Провести с родителями беседы, консультации, собрания о важности чтения в жизни детей.

3. Разработать рекомендации по формированию читательской грамотности для всех возрастов.

 

Педсовет хочется закончить словами В.А. Сухомлинского «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих

себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с

чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта

книга, начинается кропотливая работа над словом».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарь значимых дат на 2024 год.

27 января 145 лет со дня рождения

П. П.

Бажова

11 февраля – 130 лет со дн

я рождения В. В.

Бианки

14 февраля – Международный день дарения книги

1

марта

Всемирный день чтения вслух

2 марта – 200

лет со дня рождения К.

Д.

Ушинского

3

март

а-

Всемирный день писателя

6 марта – Всемирный день чтения вслух

21

марта -

Всемирный день поэзии

24-30

марта -

Неделя детской и юношеской книги

27

марта -

Международный день театра

2

апрел

я

-

Международный день детской книги

27

мая -

Общероссийский День библиотек

6 июня – Пушкинский день России и День родного языка

225

лет со дня рождения А.С. Пушкина

9

августа -

Всемирный день книголюбов

15 октября – 210 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова

22

нября -

День словарей и энциклопедий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета для родителей  «Читаем детям»

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

Ваше мнение для нас очень важно.

1.Фамилие имя ребенка ______________________________________________________

2.Есть ли у вас дома библиотека, что она собой представляет?

а) несколько книжных полок;    б) книжный шкаф;

в) стеллажи с книгами;     г) другое____________________________

3.Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

а) да;    б) нет.

4.Посещаете ли вы с ребенком детскую библиотеку?

а) часто;  б) нет, не записаны и даже не знаем, где она находится;

в) нет, не посещаем по другой причине: ___________________________________________

5.Часто ли вы читаете ребенку книги?

а) каждый день;      б) каждый день перед сном;

в) когда попросит;     г) иногда.

6.. Внимательно ли и с удовольствием слушает ваш ребенок, когда ему читают вслух? __________________________________________________

_____________________________________________________________________

7.Задает ли Ваш ребенок вопросы, если ему не понятны слова, или какая-либо ситуация в произведении? __________________________________________________________________

8.Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка: __________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений: _________________________________________________________________

10.Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?а) да; б) нет; в) иногда.

11.Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

а) да;               б) нет;       в) не знаю.

12.Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?   ______________________________________________________________________________

13.Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой книги?

а) да;                 б) нет;               в) не знаю.

14.Выписываете или покупаете вы детские журналы? Какие? _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

15.По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. На Ваш взгляд, семейное чтение – это: (нужное отметить)

– обсуждение прочитанного всей семьей или ее частью:

– чтение вслух для всех членов семьи;

– книги для каждого члена семьи отдельно;

– когда все члены семьи заняты чтением;

17.Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать? _____________________________________________________________

18. По вашему мнению ,что даёт современному ребёнку чтение книг?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим Вас за помощь. Ваши ответы помогут в педагогической работе по приобщению детей к чтению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К 3 годам Федеральная образовательная программа

• ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым;

• пересказывает знакомые литературные произведения; • ребёнок понимает содержание литературных произведений и участвует в их драматизации, рассматривает иллюстрации в книгах, запоминает небольшие потешки, стихотворения, эмоционально откликается на них; • ребёнок совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, короткие стихи; • ребёнок в театрализованных играх разыгрывает отрывки из знакомых сказок, рассказов, передает интонацию и мимические движения.

К 5 годам

К 6 годам

• ребёнок самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные рассказы и загадки; • ребёнок проявляет словотворчество, интерес к языку, с интересом слушает литературные тексты, воспроизводит текст; • ребёнок проявляет себя в театрализованной деятельности.

• ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в процессе придумывания загадок, сказок, рассказов, • самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра; • ребёнок проявляет интерес и (или) с желанием занимается театрализованной деятельностью.

• ребёнок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев.

Задачи из ФОП

2-3 формировать у детей умение воспринимать небольшие по объему потешки, сказки и рассказы с наглядным сопровождением (и без него); побуждать договаривать и произносить четверостишия уже известных ребёнку стихов и песенок, воспроизводить игровые действия, движения персонажей; поощрять отклик на ритм и мелодичность стихотворений, потешек; формировать умение в процессе чтения произведения повторять звуковые жесты; развивать умение произносить звукоподражания, связанные с содержанием литературного материала (мяу-мяу, тик-так, баю-бай, ква- ква и тому подобное), отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений; побуждать рассматривать книги и иллюстрации вместе с педагогом и самостоятельно; развивать восприятие вопросительных и восклицательных интонаций художественного произведения.

3-4

обогащать опыт восприятия жанров фольклора (потешки, песенки, прибаутки, сказки о животных) и художественной литературы (небольшие авторские сказки, рассказы, стихотворения); формировать навык совместного слушания выразительного чтения и рассказывания (с наглядным сопровождением и без него); способствовать восприятию и пониманию содержания и композиции текста (поступки персонажей, последовательность событий в сказках, рассказах); формировать умение внятно, не спеша произносить небольшие потешки и стихотворения, воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за педагогом знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, пальчиковых игр; поддерживать общение детей друг с другом и с педагогом в процессе совместного рассматривания книжек-картинок, иллюстраций; поддерживать положительные эмоциональные проявления (улыбки, смех, жесты) детей в процессе совместного слушания художественных произведений.

4-5 обогащать опыт восприятия жанров фольклора (загадки, считалки, заклички, сказки о животных, волшебные сказки) и художественной литературы (авторские сказки, рассказы, стихотворения); знать основные особенности жанров литературных произведений; развивать способность воспринимать содержание и форму художественных произведений (устанавливать причинно-следственные связи в повествовании, понимать главные характеристики героев; привлекать внимание детей к ритму поэтической речи, образным характеристикам предметов и явлений); развивать художественно-речевые и исполнительские умения (выразительное чтение наизусть потешек, прибауток, стихотворений; выразительное исполнение ролей в инсценировках; пересказ небольших рассказов и сказок); воспитывать ценностное отношение к книге, уважение к творчеству писателей и иллюстраторов.

5-6

обогащать опыт восприятия жанров фольклора (потешки, песенки, прибаутки, сказки о животных, волшебные сказки) и художественной литературы (небольшие авторские сказки, рассказы, стихотворения); развивать интерес к произведениям познавательного характера; формировать положительное эмоциональное отношение к "чтению с продолжением" (сказка-повесть, цикл рассказов со сквозным персонажем); формировать избирательное отношение к известным произведениям фольклора и художественной литературы, поддерживать инициативу детей в выборе произведений для совместного слушания (в том числе и повторное); формировать представления о некоторых жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений: поговорка, загадка, считалка, скороговорка, народная сказка, рассказ, стихотворение; углублять восприятие содержания и формы произведений (оценка характера персонажа с опорой на его портрет, поступки, мотивы поведения и другие средства раскрытия образа; ритм в поэтическом тексте; рассматривание иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению); совершенствовать художественно-речевые и исполнительские умения (выразительное чтение наизусть потешек, прибауток, стихотворений; выразительное чтение по ролям в инсценировках; пересказ близко к тексту); развивать образность речи и словесное творчество (умения выделять из текста образные единицы, понимать их значение; составлять короткие рассказы по потешке, прибаутке).

6-7

формировать отношение детей к книге как эстетическому объекту, поддерживать положительные эмоциональные проявления детей (радость, удовольствие при слушании произведений); развивать интерес к изданиям познавательного и энциклопедического характера; знакомить с разнообразными по жанру и тематике художественными произведениями; формировать положительное эмоциональное отношение к "чтению с продолжением" (сказка-повесть, цикл рассказов со сквозным персонажем); формировать представления о жанровых, композиционных и языковых особенностях жанров литературы: литературная сказка, рассказ, стихотворение, басня, пословица, небылица, былина; углублять восприятие содержания и формы произведений (оценка характера персонажа с опорой на его портрет, поступки, мотивы поведения и другие средства раскрытия образа; развитие поэтического слуха); поддерживать избирательные интересы детей к произведениям определенного жанра и тематики; развивать образность речи и словесное творчество (составление сравнений, метафор, описательных и метафорических загадок, сочинение текстов сказочного и реалистического характера, создание рифмованных строк).

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×