Пересказ как вид художественно-речевой деятельности старших дошкольников и его роль в развитии монологической речи | Мазяркина Татьяна Сергеевна. Работа №351241
Аннотация: в статье описывается пересказ как вид художественно–речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста, обоснуется и доказывается роль пересказа в развитии монологической речи дошкольников.
Ключевые слова: пересказ, художественно-речевая деятельность, родной язык, произведение, читательская деятельность.
ПЕРЕСКАЗ КАК ВИД ХУДОЖЕСТВЕННО–РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Аннотация: в статье описывается пересказ как вид художественно–речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста, обоснуется и доказывается роль пересказа в развитии монологической речи дошкольников.
Ключевые слова: пересказ, художественно-речевая деятельность, родной язык, произведение, читательская деятельность.
Пересказ текста имеет большое значение для общего развития ребенка и используется активно на различных занятиях в дошкольных учреждениях, будучи основным из главных видов художественно–речевой деятельности, постигаемым детьми с целью их подготовки к школе. Под пересказом специалисты понимают осмысленное воспроизведение в устной речи литературного текста; деятельность, в которой активно участвует мышление ребенка, воображение и память. Значение пересказа высоко оценивали в классики педагогики, такие как К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой. Проблема обучения пересказу ребенка дошкольного возраста раскрыты в работах А. М. Леушиной, Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич, Р. И. Габовой, и др. Авторами подчеркивается роль пересказа в умственном, нравственном, эстетическом воспитании детей, в развитии речи.
Пересказ художественных произведений значимо воздействует на связность детской речи, содействует формированию у детей навыка выразительной речи. Ребенок следует образцу литературной речи, подражает ему. Т. А. Ладыженская отмечает что тексты, используемые для пересказа, содержат образные описания, вызывающие у детей интерес, развивают умение описывать явления и предметы, улучшают все стороны речи.
Обучение пересказу ведет к обогащению словарного запаса, формированию восприятия, внимания и памяти. При этом улучшается произношение, структура речи, усваиваются нормы построения целого текста и отдельных предложений. Использование высокохудожественных текстов классической детской литературы дает возможность эффективно осуществлять работу по формированию «чувства языка» – внимания к синтаксической, грамматической и лексической сторонам речи, умению оценить с точки зрения соответствия их языковой норме правильность высказываний. В. П. Глухов указывает что это особенно значимо в коррекционной работе с детьми, которые имеют общее недоразвитие речи.
В процессе подобных занятий у ребенка формируется любознательность и читательская активность, тяга к самостоятельной читательской деятельности. Складывается полноценное эстетическое восприятие произведений, углубляются и расширяются знания детей, развивается словарный запас, активизируется мыслительная деятельность, появляются возможности для формирования монологической речи – одного из ведущих видов речевой деятельности детей в школьном обучении. Задачами таких занятий являются: научить ребенка рассказывать связно об услышанном и увиденном, верно отражать воспринятое в речи, приучать детей рассказывать не торопясь: помогать им находить нужные слова, выражения, рассказывать с достаточной полнотой и законченностью, последовательно, не отвлекавшись от темы, поощрять употребление точных названий действий, предметов, качеств: формировать образную речь, учить рассказывать выразительно, живо. Благодаря связной речи ребенок в состоянии последовательно, правильно и грамотно формулировать предложения, изложить свои мысли. Этому должны учить детей воспитатели и педагоги.
Спецификой обучения пересказу в сравнении с прочими видами занятий по формированию связной логической речи выступает прежде всего то, что оценивается качество пересказа по степени близости первоисточнику. Детей нужно останавливать, заново обращать их к образцу, если они добавляют слишком много своего или упускают значимые детали. Пересказ близок и доступен детям дошкольного возраста, так как они получают готовый образец, который воздействует на их чувства, заставляет сопереживать и вызывает тем самым желание услышанное запомнить и пересказать.
Ребенок приобщается к подлинно–художественной речи, запоминает образные, эмоциональные слова и словосочетания, учится владеть живым родным языком. Предлагаемая для пересказа высокая художественность произведения, цельность языка, композиции и формы и учит детей последовательно и четко выстраивать рассказ, не увлекаться деталями и не упускать основного, то есть формировать их речевые умения.
Пересказ является также и творческим процессом. Особенностью пересказа является то, что в повествовании не только точно передается сюжет и замысел, но и должен сохраняться стиль произведения. С этой целью исполнитель должен хорошо понимать особенность жанра (рассказ или сказка), не использовать слова и обороты речи, которые не свойственны этому жанру. В частности, в народной сказке фальшиво будут звучать очень современные или книжные слова.
Подготовка пересказа подразумевает идейно–художественный анализ произведения, как при подготовке к художественному чтению – выявление идеи, системы художественных образов, сюжета, композиции, языка.
Пересказ является не самоцелью, а средством речевого развития дошкольников. Потому есть определенные требования к литературному тексту, который используется для пересказа, сущность которых состоит в следующем:
1) доступное полноценное и содержание;
2) четкая композиция;
3) разнообразие жанров;
4) небольшой размер;
5) простой, но богатый язык.
Кроме того, каждое произведение должно развивать в детях старшего дошкольного возраста положительные черты личности, такие как доброта, отзывчивость, толерантность, учить их чему–то полезному.
Для пересказа целесообразно использовать несколько жанров: описание и рассказ, авторскую и народную сказку. Сказки можно находить различные: длинные («Гуси–лебеди») и короткие («Лиса и кувшин») – у каждой есть свои возможности и свои особенности воспитательного воздействия.
Стихотворения не годятся для пересказа – нельзя нарушать единство содержания и формы, вырабатывать невнимание к поэтической форме. Это подтверждают многочисленные работы. Опыт обнаруживает, что ребенок стремится рассказывать стихотворный текст наизусть.
Анализ пересказа различных прозаических текстов, коротких и длинных, простых и сложных, обнаруживает, что дети передают по-разному их содержание.
Список использованных источников и литературы:
[1] Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва : Академия, 1997. – 160 с. – Текст : непосредственный.
[2] Детство : примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – Санкт–Петербург : Детство–Пресс, 2019. – 352 с. – Текст : непосредственный.
[3] 17. Лебедева, Л. В. Обучение пересказу детей с ОНР / Л. В. Лебедева, И. В. Козина. – Текст : непосредственный // Ребёнок в детском саду. – 2008. – № 1. – С. 26–28.
[4] Сомкова, О. Н. Пересказ литературного произведения как средство развития системы личностных смыслов ребёнка / О. Н. Сомкова. – Текст : непосредственный // Дошкольная педагогика. – 2008. – № 1. – С. 12–14.
© Т. С. Мазяркина, 2024