Периодизация и продолжительность жизни животных | Архипова Наталья Николаевна. Работа №349573
Периодизация и продолжительность жизни животных
Цель урока: сформировать знания об онтогенезе как о сложном процессе индивидуального развития особи, возникшего в результате эволюции животного мира.
Задачи:
образовательные: познакомить учащихся с онтогенезом, периодами индивидуального развития, показать его приспособительную роль в жизни животного;
развивающие: создание условий для развития умений и навыков самостоятельной работы поисково-репродуктивного, сравнительно-аналитического и творческого характера;
воспитательные: продолжить формирование ценностного отношения к природе.
Периодизация и продолжительность жизни животных
Цель урока: сформировать знания об онтогенезе как о сложном процессе индивидуального развития особи, возникшего в результате эволюции животного мира.
Задачи:
образовательные:
познакомить учащихся с онтогенезом, периодами индивидуального
развития, показать
его приспособительную роль в жизни животного;
развивающие:
создание условий для развития умений и навыков самостоятельной работы поисково-репродуктивного, сравнительно-аналитического и творческого
характера;
воспитательные:
продолжить формирование ценностного отношения
к природе.
УУД
Личностные
: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
Познавательные
: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре
образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные:
умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные:
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру
гих видов деятельности
.
Методы: частично-поисковый, сравнительно-аналитический, творческий.
Формы работы: индивидуальная, групповая
Ход урока
I. Актуализация знаний
1. Фронтальный опрос.
— Какие два типа развития животных вы знаете?
РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ
Развитие, при котором личинки насекомых обычно похожи на взрослых особей, называют ___________ (А). Насекомые с ___________ (Б) проходят в своём развитии четыре стадии. За счёт накопления личинками питательных веществ под хитиновым покровом ___________ (В) происходят сложные изменения — превращение во взрослую особь. Взрослые насекомые майского жука живут в наземно-воздушной среде, а личинка – в ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) почва
2) вода
3) лес
4) неполное превращение
5) полное превращение
6) куколка
7) гусеница
8) яйцо
9) личинка
Развитие, при котором личинки насекомых обычно похожи на взрослых особей, называют НЕПОЛНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ (А). Насекомые с ПОЛНЫМ ПРЕВРАЩЕНИЕМ (Б) проходят в своём развитии четыре стадии. За счёт накопления личинками питательных веществ под хитиновым покровом КУКОЛКИ (В) происходят сложные изменения — превращение во взрослую особь. Взрослые насекомые майского жука живут в наземно-воздушной среде, а личинка – в ПОЧВЕ (Г).
2. Лабораторная работа «Определение возраста животных».
Лабораторная работа
Изучение стадий развития животных и определение их возраста
Цель: определение возраста животных.
Ход работы.
Определите возраст у двустворчатого моллюска по раковине, а у рыбы – по чешуе.
Найдите на раковине двустворчатого моллюска годичные кольца и подсчитайте их число; на чешуе карпа, найдите годичные кольца и подсчитайте их число.
Возраст моллюска 8 лет
Возраст рыбы 5 лет.
II. Изучение нового материала
Беседа с учащимися с элементами самостоятельной работы.
Мы с вами узнали возраст карпа и двустворчатого моллюска. И каждый живой организм развивается определенное время. Это время представляет собой ОНТОГЕНЕЗ.
Давайте запишем в листах контроля что же такое онтогенез.
ОНТОГЕНЕЗ - процесс индивидуального развития особи (от зарождения до смерти).
Изучение продолжительности жизни животных начато лишь в 20-х годах прошлого века, а исследования динамики численности животных и ее регуляции - только в последние десятилетия. Тем не менее, за этот период накоплено немало, сведений о продолжительности и периодизации жизни животных, а так же раскрыто немало секретов природы, связанных с размножением и индивидуальным развитием некоторых животных
Развитие животного начинается с оплодотворения ( процесс слияния половых клеток) , и всю дальнейшую его жизнь можно разделить на четыре периода.
Эмбриональный период, (от греч. «эмбрион» — зародыш). Это развитие животного от зиготы до момента рождения — самостоятельной жизни вне организма матери или вне яйца. Продолжительность эмбрионального периода у различных групп животных неодинакова. ( на стр 247 учебника найдите примеры).
Формирование и рост организма (ювенильный период). Продолжается от рождения до взрослого состояния (до периода половозрелости). У некоторых животных этот период проходит с превращением, а у других без него. Часто ювенильная особь может быть непохожа на взрослый организм. Она может обитать в другой среде, питаться другой пищей, иметь другое устройство ротового аппарата. (Приведите примеры). В этот период происходит формирование всех систем организма. Для многих животных в характерна забота о потомстве в период его роста и развития. (Приведите примеры). Продолжительность ювенильного периода у различных животных сильно отличается. ( на стр 247 учебника найдите примеры).Ювенильный период заканчивается половым созреванием.
Физкульминутка
Период половой зрелости (фертильный период). В этот период организм способен производить полноценные половые клетки. (Какие половые клетки вы знаете?) Это период активного размножения. Продолжительность его у различных организмов колеблется от нескольких часов до нескольких десятков лет. ( на стр 247 учебника найдите примеры).
Период старости. Это период с момента окончания периода размножения до момента естественной смерти. В этот период постепенно угасают все функции организма, ослабевают органы чувств (зрение, слух, обоняние). Часто проявляются различные заболевания, ослабляется иммунитет. В природе животные редко доживают до периода старости, так как больное, ослабленное животное гораздо легче становится добычей хищных зверей. Старому животному сложно самому добывать себе пищу. Часто ослабленные старые животные страдают от различных паразитов. Забота о сородичах в период старости характерна для очень небольшого числа видов животных, например, для некоторых приматов.
2 Животные долгожители (сообщение учащихся )
Подведение итогов.
Часто утверждают, что продолжительность жизни соотносится с такими признаками, как размер тела, сроки наступления половозрелости и др. Действительно, чем дольше организм развивается до взрослого состояния, тем больше срок его жизни. Однако, это не всегда так. Это правило верно в основном для позвоночных животных. У многих беспозвоночных, в частности у насекомых, личиночная стадия - основной период их жизни, а взрослая форма (имаго) появляется только на короткий период размножения.
Тем не менее, существуют определенные стратегии размножения. Можно заметить, что животные, заботящиеся о своем потомстве, рождают меньшее количество детенышей, чем животные, для которых забота о потомстве нехарактерна.
Часто увидеть как выглядит животное в глубокой старости можно только в зоопарке. При хорошем уходе средняя продолжительность жизни в неволе в 2-15 раз больше продолжительности жизни в природе. Данных о средней продолжительности жизни животных всегда меньше, чем сообщений об отдельных долгожителях.
III. Закрепление знаний
Кроссворд
1. Период от рождения до взрослого состояния.
2. Индивидуальное развитие особи.
3. Период активного полового размножения.
4. Тропический двустворчатый моллюск, живущий до 100 лет.
5. Период, начиная с момента слияния отцовской и материнской половых клеток и образования нового организма.
6. Период, с окончания периода размножения и до естественной смерти.
2. Решение задач.
1) У пары в белых мышей в одном помете рождается в среднем 10 детенышей (самок и самцов поровну), которые вступают в период половой зрелости через 3 месяца. Определите, сколько мышей будет через год, при условии, что все они выживают и дают потомство?
1 пара= 10 детенышей , через 3 месяца – 5 пар = 60 детенышей , через 6 месяцев – 36 пар = 360 детенышей , через 9 месяцев – 216 пар = 2160 детенышей….)
2) В зоопарке живет пара слонов. Известно, что беременность слона длится примерно два года, половой зрелости слоненок достигает на 4-й год. Все это время мать заботится о нем. Следующая беременность самки наступает после достижением потомком половой зрелости. Сколько времени потребуется зоопарку, чтоб утроить число слонов в слоновнике?
Далее учащимся можно предложить самостоятельно составить задачи, используя данные учебника и информацию, полученную на уроке.
Домашнее задание
П. 48 стр.248 задание № 1 .