Периоды максимальных возможностей детей для развития речи и психики | Александрина Наталья Анатольевна. Работа №250098
Автор: Александрина Наталья Анатольевна
Периоды максимальных возможностей детей для развития речи и психики
Александрина Н А
Периоды максимальных возможностей детей для развития речи и психики.
МБОУ ЦППМС «Мытищинский»,
Московская область г. Мытищи.
Каждый человек рождается с определенным набором свойств психики, умственных и творческих задатков. Степень развитости зависит от восприятия детьми разных типов деятельности и индивидуальных особенностей.
Существуют такие периоды, когда ребенок становится особенно восприимчивым к приобретению определенных знаний и навыков — это сенситивные периоды, о которых говорил Л. Выготский.
Сенситивный период — это чувствительный и особо благоприятный этап развития личности и формирования некоторых психологических качеств и видов деятельности. Именно в самом раннем периоде жизни ребенка закладывается базис, который индивид будет использовать в старшем возрасте.
Так, например, раннее детство является сенситивным этапом для формирования сенсорного опыта и речи, если по каким то причинам он будет упущен, ребенку в дальнейшем будет достаточно трудно обобщать свой опыт словами, анализировать предметы с помощью сенсорных эталонов, будет трудно разговаривать и выражать свои мысли связно.
Границы переживания сенситивной фазы являются индивидуальными для каждого ребенка, они опираются на закономерности формирования человеческого мозга, на сложившиеся ранее психические процессы и на те, которые находятся еще в процессе созревания. Существует благоприятный период до года для развития слуховых и тактильных ощущений. Начало периода формирования речи происходит еще во внутриутробном развитии, когда ребенок сквозь воды начинает воспринимать речь матери и звуки окружающей среды. Именно в это время малыш привыкает к речи, и может, находясь еще в животе у матери, реагировать на интонации и настроение мамы. В возрасте от 4 до 4,5 месяцев — малыш ощущает речь, как что-то особенное. Все его впечатления об окружающем мире довольно спутаны, однако речь для него становится единственным ярким образом. Новорожденные дети с момента рождения внимательно относятся к речи, могут замирать или прислушиваться к произнесенным словам. Можно заметить, как дети оборачиваются на звук, смотрят на рот произносящего речь. Взрослые, к сожалению, считают, что маленький ребенок ничего не понимает и поэтому пренебрегают общением с ним, тем самым теряя его сенситивный период. По отсутствию реакций на звук и речь, можно судить о наличии у детей специфических нарушений и проблем со слухом. Эмоционально-личностное общение взрослого с ребенком стимулирует появление лепета и развития слухового внимания. Малыш старается научится подражать слышимым звукам, что свидетельствует о начале тренировки мышц артикуляционного аппарата. Наиболее частые слова, которые обращены к нему он уже начинает понимать.
К году ребенок старается выговорить свое первое слово — это его первое выражение мысли. С года до двух — ребенок наполняет свой пассивный словарь. Может осмысленно употреблять часто произносимые слова. Малыш говорит о том, что желает или чего не хочет. В этот период объектом познания являются предметы и их действия. Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, участию ребенка в различных ситуациях, наблюдениями за реальными явлениями. К двум годам происходит лавинообразное наполнение словаря детей. Дети на этой стадии уже в состоянии воспринимать грамматические стандарты языка и способны грамматически правильно сформулировать фразы и предложения. Именно из-за недостатка слов у взрослых создается впечатление о наличии характерного детского языка с определенными нормами грамматики. Некоторые родители придумывают специальный, более простой детский язык, для облегчения общения. Категорически запрещается для взрослых так называемое «сюсюканье» с малышом. Напротив, в период сенситивности, когда дети более чувствительны к усвоению и восприятию норм языка, речь взрослых должна характеризоваться грамотностью, четкостью и ясностью. На этом этапе дети как никогда более нуждаются в том, чтобы им рассказывали, как можно больше историй, включающих в себя разнообразие и богатство слов, грамматических конструкций речи, рассказов, которые являются образцом стиля и больше с ними общались. В 3-4 года накопленные знания детей об окружающей действительности практически не связаны между собой, ребенок пытается установить связи между представлениями, формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия. Дети учатся сравнивать объекты и явления по одному или нескольким признакам и устанавливают отношения сходства и различия, осуществляют классификацию. С 4 до 5 лет дошкольники активно интересуются буквами, могут с удовольствием их обводить или складывать различные сочетания слов. Дети активно реагируют на образную и вербальную информацию и могут ее продуктивно усвоить, запомнить, анализировать и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами понятиями. К 5 годам ребенок начинает самопроизвольно писать некоторые слова, фразы. Удивительно то, что это наступает вне зависимости от того, обучали ли малыша ранее письму или нет. К 6 годам дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию посредством логических операций, устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и времени. Развивается знаково-симвалическая функция сознания, умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, модели логических отношений между понятиями. В этот период происходит активное развитие мозга, если эта биологическая структура не будет востребована и не будет воздействия на зрительно-слуховые анализаторы, на познавательную сферу ребенка (даже при нормальном анамнезе развития) — тогда угнетение мозга произойдет на нейронном уровне. Важно не упустить сенситивные периоды, когда временное увеличение чувствительности к определенным внешним воздействиям,позволит легче сформировать определенные способности или тип деятельности организма. Если детей принуждать что-нибудь делать вне границ соответственного сенситивного периода (например, осваивать навыки письма и чтения), то результат, конечно, будет, но гораздо позже, а иногда результата может не быть совсем. Так же, если сенситивный период был потерян, то в последующем соответственные ему качества психики ребенка формируются достаточно трудно и не всегда могут достигнуть совершенства. Поэтому необходимо учитывать периоды благоприятные для формирования определенных видов деятельности, психических функций и структур, воздействия на которые в более поздней фазе становятся менее значимыми и продуктивными.
Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1960.