Персонализация образовательной деятельности | Добрян Татьяна Владимировна. Работа №316567
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования с использование современных информационных технологий. Главной целью современного образования, помимо приобретения знаний, становиться выработка у учащихся навыков и компетенций, которые позволят им максимально эффективно ориентироваться в стремительно изменяющемся мире. Все эти тенденции указывают на то, что современному учителю необходимо использовать персонализацию образовательной деятельности, которая отвечает требованиям современного образования. Персонализация образовательной деятельности делает процесс обучения более продуктивным, активизирует познавательную деятельность учащихся, а также повышает их мотивацию к обучению.
Татьяна Владимировна Добрян,
учитель биологии высшей
квалификационной категории,
МБОУ «Лянторская СОШ №5»
Проект
«Персонализация образовательной деятельности»
Аннотация. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования с использование современных информационных технологий. Главной целью современного образования, помимо приобретения знаний, становиться выработка у учащихся навыков и компетенций, которые позволят им максимально эффективно ориентироваться в стремительно изменяющемся мире. Все эти тенденции указывают на то, что современному учителю необходимо использовать персонализацию образовательной деятельности, которая отвечает требованиям современного образования. Персонализация образовательной деятельности делает процесс обучения более продуктивным, активизирует познавательную деятельность учащихся, а также повышает их мотивацию к обучению.
Ключевые слова. Персонализация, образование, обучение, деятельность.
В условиях решения стратегических задач современного образования, где важнейшими качествами личности является способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые дополнительные знания по предметам, а также умение выбирать профессиональный путь и готовность обучаться в течение всей жизни. Персонализированное образование предоставляет учащимся возможность планировать собственную образовательную траекторию, ставить или выбирать значимые для себя учебные цели, управлять темпом и временем обучения, что способствует повышению мотивации к обучению. Персонализированный подход базируется на положении, что человек учится и развивается лучше, если он мотивирован, активен и если учитываются его индивидуальные особенности [1, 2].
Персонализированная модель образования – это способ образовательного процесса, который поможет мне, как учителю, выстроить траекторию личностно-ориентированного обучения учащихся, где учитываются особенности и потребности развития каждого ребенка.
Цель проекта: раскрыть наиболее эффективные формы и методы персонализированной модели образования на уроках биологии.
Задачи:
Изучить литературные
источник
и, интернет ресурсы
по теме проекта.
Выявить потенциальные способности учащихся в изучении предмета биологии.
Реализовать принципы персонализированного подхода к обучению.
Разработать
индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, где учитываются особенности и потребности каждого ребенка.
Доказать э
кспериментальным путем эффективность разнообразных форм и методов персонализации образовательной деятельности
.
Объект исследования: процесс организации персонализации образовательной деятельности.
Предмет исследования: формы и методы организации персонализации образовательной деятельности при изучении биологии, способствующие личностному развитию обучающихся, успешной подготовке к итоговой аттестации.
Гипотеза: персонализация образовательной деятельности с применением разнообразных форм, методов обучения, цифровых технологий, а также учетом индивидуальных особенностей учащихся, повышает их мотивацию и интерес к предмету, что соответственно повышает уровень и качество знаний обучающихся.
Практическая значимость проекта: полученные результаты исследования в применение персонализации на уроках биологии могут быть полезны для учителей предметников при внедрении положительного педагогического опыта.
Теоретико-методологическая основа
проекта
В современных научных исследованиях персонализация рассматривается как процесс:
- в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность (С.Ю. Головин, Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.) [3, 4];
- превращения внешних, социальных побуждений, требований, ограничений и общественного опыта в элементы структуры собственной личности (в потребности, стремления, навыки, знания и др.) [6];
- в результате которого социальные отношения принимают личностный характер (Д. Джери, Дж. Джери) [4];
- обретения субъектом общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально неповторимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определённую роль, творчески строить общение с другими людьми, активно влиять на их восприятие (А.С. Воронин, Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров)[7];
- удовлетворения потребности государства, общества и личности на данном
историческом этапе в формировании и развитии социально значимых субъектных качеств личности, позволяющих эффективно выполнять социальные и профессиональные роли (В.В. Гульчевская) [8].
В современных теоретических исследованиях персонализированное образование рассматривается как:
1) педагогическая система с корректно поставленной дидактической задачей и педагогической технологией, способствующей её решению, причем педагогическая задача определяется особенностями личности учащегося (Л.В. Байбородова);
2) межличностное пространство, в котором возможны педагогическое воздействие и преобразование личности, включая и самопреобразование (Ю.В. Крупнов);
3) организация учебного процесса с учетом доминантных специальных способностей обучающихся, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого учащегося (А. Кондратенко);
4) межличностное пространство абсолютно разных и несводимых друг к другу личностей, в котором только и существует возможность работать с педагогической позиции (Ю.В. Крупнов).
Смысл и назначение персонального образования – через подбор личной образовательной программы соединить конкретного ребёнка с социально‐культурным сообществом, которое практически разрабатывает систему новых наук и
практик или воспроизводство традиций и, тем самым, с большой степенью вероятности обеспечивает перспективность образования ребёнка (Ю.В. Крупнов).
Ю.В. Громыко инструментальную функцию персонализирующего образования видит в инициации личностного роста учащегося, в преобразовании им
самого себя. Самопреобразование определяется автором как процесс преодоления ребёнком себя, который требует мобилизации его духовных и физических усилий и даже мужества.
Среди основных методологических подходов обеспечения персонализации образования В.В. Грачёв выделяет:
- личностный подход, который выступает этической основой персонализации образовательного процесса (генезис и развитие образовательных систем складывается на личностном уровне и в процессе взаимных деятельностей личностей педагога и ученика, строящихся на отношениях доверия, взаимоуважения, принятия, сотрудничества);
- культурологический подход, обеспечивающий пространственно‐средовой план персонализации образовательного процесса (культура понимается как особое пространство персонализации образовательного процесса, т.е. с точки зрения социокультурного развития и становления личности);
- аксиологический подход представляет ценностный вектор персонализации образовательного процесса (суть персонализации заключается в том, что любое знание (информация) представляет собой определённый уровень ценности для самого обучаемого, его становления и развития как личности);
- синергетический подход открывает организационный механизм обеспечения персонализации образовательного процесса (понимание персонализации, как самоорганизующегося процесса, как нелокализованной внутрииндивидно, открытой системы, органично связанной со сценариями развертывания событий в реальности на микро‐ макро‐ и мегауровнях существования личности);
- герменевтический поход раскрывает содержательную сторону персонализации образовательного процесса (персонализация предстаёт как потребность, стремление развивающейся личности к выработке своего собственного языка как «стихии передавания», к пониманию культуры и своего «Я» в ней посредством овладения символическо‐знаковыми моделями объяснения действительности и достижения основ миропонимания).
Целевая конструкция персонализации образовательного процесса складывается из трех взаимосвязанных компонентов:
1) развитие ценностно‐смысловой устремленности личности на достижение субъективно‐значимого и отвечающего культуре образа «Я»;
2) расширение сферы «Я – компетентностей» обучаемого, т.е. тех его личностных образований, интегрирующих в единое целое знания, умения и понимание, его способность к творчеству в определённой области человеческого опыта;
3) развитие внутренней ответственности (авторской позиции) учащегося в образовательном процессе как его внутренней подотчётности за всё, что он делает, чему обучается, а также развитие его сопричастности к социуму, культуре, к миру в целом.
Персонализированное учение – весь спектр образовательных программ, форм и методов учебной деятельности, направленных на удовлетворение конкретных образовательных запросов, интересов, устремлений, обучающихся, позволяющих самостоятельно определять стратегию и темп учения.
Практическая часть
Выявление потенциальных способностей учащихся
Учитель, заинтересованный в повышении эффективности своей деятельности обращает внимание на мотивацию учения и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне. Для этого существуют различные диагностические инструментарии позволяющие выявить уровень мотивации учащихся к изучению предмета (мотивацию к предмету, сформированность естественнонаучной грамотности, а также сформированность исследовательских умений обучающихся).
Мотивации учебной деятельности учащихся при изучении биологии.
Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста [9].
Вывод: Анализ мониторинга позволяет выявить уровень мотивации учебной деятельности у обучающихся при изучении биологии, что позволяет спланировать дальнейшую работу по предмету.
Сформированность естественнонаучной грамотности.
Оценивание естественнонаучной грамотности учащихся в исследовании PISA основывается на следующем определении этого понятия: Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: – научно объяснять явления; – понимать особенности естественнонаучного исследования; – научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов. Из этого определения вытекают требования к заданиям по оцениванию естественнонаучной грамотности. Они должны быть направлены на проверку перечисленных выше компетенций и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях. Именно такие задания, объединенные в тематические блоки, составляют измерительный инструментарий исследования PISA. Блок заданий включают в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. При этом каждый из вопросов-заданий классифицируется по следующим категориям: компетенция, на оценивание которой направлено задание; тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в задании; контекст; познавательный уровень (или степень трудности) задания.
Вывод: Мониторинг формирования естественнонаучной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов. Основная идея формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования естественнонаучной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA (концептуальных рамок, заданий и результатов их выполнения учащимися). При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.
Сформированность исследовательских умений обучающихся.
Учебный проект (исследовательская работа) – это форма работы, которая ориентирована на изучение учебной темы или учебного раздела, это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность обучающихся, которая имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы. Учебный проект может быть как групповым, так и индивидуальным.
Цель проведения диагностики (сформированность исследовательских учений обучающихся) - получение данных для оценки сформированности метапредметных действий.
Вывод: проведения диагностики позволяет определить динамику развития проектных умений вследствие выполнения проекта, определить сформированность метапредметных действий, а также спланировать целенаправленную индивидуальную работу с обучающимися.
Реализация принципов персонализированного подхода к обучению
В качестве основных принципов персонализации содержания образования выделяются:
- принцип обобщенности и фундаментальности знаний;
- принцип смысловой направленности содержания обучения;
- принцип проблемности содержания образования;
- принцип открытости знаний;
- принцип конструктивности знаний;
- принцип гуманизации содержания образования;
- принцип альтернативности знаний в содержании образования;
- принцип гибкости и вариативности организации содержания образования;
- принцип научно‐исследовательской ориентации содержания образования
Факторы персонализации:
- Проектная деятельность;
- Исследовательская деятельность;
- Критериальное оценивание;
- Смешанное обучение;
- Индивидуальные учебные планы, Индивидуальное расписание.
В педагогической практике и теории исследуются и обсуждаются такие актуальные вопросы как: место и функции проверки знаний и умений по изучаемому предмету; обоснование требований к содержанию и применению разных способов проверки, как необходимое условие их объективной оценки; роль проверки и оценки учебных достижений обучающихся в развитии их активной познавательной деятельности. С помощью диагностики учебных достижений выявляются знания и умения, которые усвоили школьники на каждом этапе обучения, успехи и недостатки в подготовке учащихся.
Для проведения диагностики предметных результатов, мною разработан «Фонд оценочных средств» (ФОС), для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся по предмету Биология.
ФОС разработан в соответствии: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 17.12.2010г. № 1897 (с изменениями и дополнениями); основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лянторская СОШ №5»; примерной программы основного общего образования по предмету Биология.
Вывод: Результаты диагностики показывают и эффективность работы учителя, правильность выбора им различных методов и средств контроля, форм организации деятельности учащихся. От того, как осуществляется проверка и оценка знаний, умений учащихся, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учению, к домашней и классной работе, формирование интереса к предмету, а также развитие важных качеств личности школьника как самостоятельность, инициатива, трудолюбие.
Кроме того, предметные результаты диагностики учащихся служат ориентиром для родителей, информируя об учебных достижениях их детей и нацеливая, в случае необходимости, на согласованные действия с учителем по устранению причин, снижающих успеваемость.
Разработка индивидуального образовательного маршрута
Персонификация образования как процесса педагогического взаимодействия означает реализацию дидактического принципа дифференциации содержания образования в плане учета потребностей, возрастных особенностей, физиологических, когнитивных и эмоционально-волевых свойств личности обучаемых. Персонализация образования как системы акцентирует роль педагога в качестве ведущего субъекта в системе, определяя его автономность в области создания авторской методической системы и адекватных ей образовательных ресурсов, средств обучения и диагностики. Персонализация образовательной деятельности предполагает: организацию образовательного процесса по индивидуальным образовательным маршрутам в соответствии с индивидуальными особенностями, личностными возможностями и изменяющимися потребностями.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования. Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Следует отметить, что индивидуализированные маршруты, как правило, разрабатываются педагогом, в то время как персонализированные траектории выстраиваются самими учащимися. Дифференциация и индивидуализация осуществляются для повышения качества освоения предмета, в то время как в персонализации большее внимание уделяется развитию всех сфер личности, а академический успех является логичным следствием.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ребенка представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными особенностями своего развития и способностями к обучению.
Алгоритм построения ИОМ.
Учащийся активно участвует в построении собственной образовательной траектории и является «хозяином» своего процесса обучения и несёт за него ответственность. Учащиеся вместе с учителем определяют цели своего учебного плана и основные вехи продвижения к ней, а также конкретную образовательную траекторию.
1. Сформулируйте образовательную цель.
Цель - это субъективный образ желаемого, предполагаемый результат деятельности. Поставить цель - значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Она должна быть конкретной, т.е :
- на определенный срок;
- по достижению успехов в целом и по отдельным направлениям;
- на выбор способов получаемого образования после школы.
2. Определите задачи - пути достижения цели. Задача - часть цели, цель на определенном этапе. Задачи позволяют разработать план своей деятельности по достижению поставленной цели:
- на определенный срок;
- по конкретным видам деятельности;
- по отдельным предметам.
3. Выберите формы и методы обучения, которые помогают эффективно усваивать учебный материал:
- Поиск и применение наиболее эффективных способов обучения;
- Какие формы и методы контроля вы будете использовать?
- Как часто будете осуществлять контроль;
- Каким способом лучше проверять знания по отдельным предметам;
4. Познакомьтесь с учебным планом на этот учебный год.
5. Проанализируйте полученные результаты, соотнесите с поставленными задачами и внесите изменения в ИОМ.
6. Ознакомить родителей с индивидуальным образовательным маршрутом учащегося. Эффективность разнообразных форм и методов персонализации
образовательной деятельности
Выбор методов и средств обучения определяется, с одной стороны, их возможностями в создании в учебном процессе обучения учебно-познавательных ситуации, с другой, - их инструментальностью и воспроизводимостью, возможностями организации и активизации учебной деятельности учащихся. Формы задания при персонализации могут быть различными. Это или задания, поддающиеся быстрому решению в классе, дома, или задания, требующие целого урока, домашние задания на определенный срок. При этом этот метод применяется в разных направлениях: включение элемента поиска в некоторые задания для учащихся; организация целостного исследования, осуществляемого учащимися самостоятельно, но под руководством и наблюдением учителя (доклады, сообщения, проекты, основанные на самостоятельном поиске, анализе, обобщении фактов), которые выполняются как домашняя работа.
Формы организации учебной деятельности: урок, внеурочная учебная деятельность, участие обучающихся в конкурсах исследовательских и проектных работ по биологии.
Методы обучения: активный (дидактические игры, анализ практических работ, дискуссии, квесты, работа в группах и др.), интерактивный (решение кейсов, мозговой штурм, деловая игра).
Последовательная реализация этих методов повышает эффективность образования по следующим показателям:
• более гибкое и прочное усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
• существенное повышение мотивации и интереса к учению;
• обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Активно в своей работе использую платформы Российская электронная школа и ЯКласс.
Сильной стороной платформы является блок по созданию учебных предметов и проверочных работ. На ресурсе «ЯКласс» я создаю проверочную работу для класса. Выбираю уже готовые и разбитые по тематике и степени сложности задания. Созданную проверочную работу назначаю для выполнения как всему классу, так и одному или нескольким ученикам. На платформе предлагается множество уже готовых курсов и заданий. Есть множество открытых заданий, на которых ученик может потренироваться, отработать умения, проверить усвоение материала. Результат — каждый ученик в своем темпе и в удобном для себя формате движется по курсу параллельно с классическим школьным обучением. Также ресурс «ЯКласс» позволяет отслеживать прогресс и успехи обучающихся.
Обучение с использованием цифровой платформы очное, оно осуществляется в тесном контакте учителя и учеников друг с другом. Цифровая платформа — интерактивный помощник, мобильное учебное пособие, средство для реализации авторских методических замыслов, инструмент оперативной обратной связи, визуализации и анализа большого объёма данных о персональном развитии ученика, а также личное портфолио. Таким образом, персонализированная модель образования освобождает учителя для личного общения с детьми, а не заменяет его.
Заключение
Теоретический анализ литературных источников показал, что персонализация образовательной деятельности рассматривается как целостный и непрерывный процесс развития личности обучающегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия.
Реализация данного проекта была начата в 2018 учебном году. Для достижения цели и решения поставленных задач был применён комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ литературы и исследований по проблеме; изучение и обобщение практического опыта по теме исследования; изучение документов, определяющих политику государства в области образования; педагогический эксперимент, включающий диагностику, прогнозирование, моделирование, сбор статистических данных.
На первом этапе определены теоретические основы персонализация образовательной деятельности, осуществлена диагностика обучающихся.
На втором этапе осуществлялся отбор дидактического содержания, подбирались наиболее эффективные приемы, методы и формы организации учебных занятий, разрабатывались ИОМ. Созданная модель внутри образовательного учреждения позволяет персонализировано подходить к каждому обучающемуся как в урочное, так и внеурочное время.
Реализация проекта позволяет добиться положительной динамики в развитии и обучении детей, через повышение: мотивации к предмету, исследовательских и творческих способностей, коммуникативной компетентности обучающегося. Развитие предметных компетенций проявляется через участие обучающихся в различных конкурсных мероприятиях и олимпиадах.
Такие метапредметные компетентности, как умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять цели, умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения биологических процессов и явлений, умение выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, успешно формируются при выполнении учебных проектов и исследовательских работ.
Целенаправленная работа даёт положительную динамику в развитии и обучении детей. Это видно по результатам мониторинга качества знаний по предмету, по результатам сдачи экзаменов. Результатом применения инновационного опыта является стабильно позитивная динамика достижений воспитанников при 100% успеваемости выпускников школы.
В процессе работы над проектом перед педагогом также открываются возможности профессионального и личностного роста. Работая над проектом, я пришла к выводу, что работа учителя биологии, является мощным стимулом для постоянного самообразования и развития как личности. Это связано с поисками новых методик и технологий педагогической деятельности, выстраивание ответов на возникающие вопросы, выходящие за рамки школьной программы и преподаваемого предмета.
Разработанные рекомендации и материалы получили высокую оценку педагогического сообщества на школьном, муниципальном и Всероссийском уровнях. Опыт моей работы был обобщен на уровне школьного методического объединения, научно-методического совета школы. Методические разработки, представленные на Всероссийских конкурсах, были рекомендованы для широкого использования.
Сформулированная на подготовительном этапе гипотеза о том, что персонализация образовательной деятельности с применением разнообразных форм, методов обучения, цифровых технологий, а также учетом индивидуальных особенностей учащихся, повышает их мотивацию и интерес к предмету, что соответственно повышает уровень и качество знаний обучающихся, в ходе эксперимента получила своё подтверждение.
Считаю, цель работы достигнутой, задачи выполненными, хотя тема очень объёмная, серьёзная и требует дальнейшего изучения и применения.
В дальнейшем работа над проектом будет продолжена, так как постоянно обновляется копилка учебно-дидактических материалов, электронный банк ученических проектов.
Список литературы
1. Клячко, Т.Л., Синельников-Мурылёв, С.Г. Стратегия для России: образование / Клячко Т.Л., Синельников Мурылёв С.Г. — М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, — с. — (Научные доклады: образование).
2. ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: Ермаков Д. С., Кириллов П. Н., Корякина Н. И, Янкевич С. А. Под редакцией члена-корреспондента Российской академии образования Е. И. Казаковой
3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога: Персонализация. –
Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
4. Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь: Персонализация. – Ростов‐н/Д.: Феникс. 1998. – 687 с.
5. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь.
В 2‐х т. – М.: Вече, АСТ, 1999. – Т. 1. – 544 с. – Т. 2. – 528 с.
6. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике: персонализа-
ция [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://psychology_pedagogy.academic.ru (дата обращения: 10.12.2021).
7. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике:
Персонализация. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ–УПИ, 2006. – 135 с.
8. Гульчевская В.Г. Индивидуализация обучения как перспективная модель инновационного развития образования [Электронный ресурс].
9. https://pandia.ru/text/83/635/11142.php