Перспективное планирование организации трудовой деятельности с детьми 4-5 лет. | Шевченко Елена Анатольевна. Работа №288683
Автор: Шевченко Елена Анатольевна
Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей.
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду. Перспективное планирование позволяет решить следующие задачи:
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
• развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Трудовое воспитание детей в средней группе детского сада.
Самообслуживание.
Создавать условия для проявления самостоятельности, аккуратности, опрятности (дети должны одеваться и раздеваться с некоторой помощью взрослого).
Побуждать к устранению непорядка в одежде при небольшой помощи и самостоятельно.
Способствовать формированию привычки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
Формировать умение правильно удерживать ложку, набирать необходимое количество пищи.
Побуждать к использованию салфетки во время еды и после приема пищи.
Хозяйственно – бытовой труд.
Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям, помогать накрывать стол к обеду, после игры убирать на место игрушки, строительный материал.
Содействовать проявлению желание участвовать в посильном труде, умения преодолевать небольшие трудности.
Побуждать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.
Создавать условия для формирования положительного отношения к труду взрослых. Актуализировать знания детей о понятных им профессиях (дворник, помощник воспитателя, повар), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
Воспитывать уважение к людям знакомых профессий.
Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
Труд в природе
Побуждать детей к участию в уходе за растениями в уголке природы и на участке: поливу комнатных растений и растений на грядках, посадке лука, посеву семян цветов.
Способствовать усвоению элементарных сведений о среде произрастания растений и правилах ухода за ними.
В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор семян, уборка сухих растений цветника); в зимний период — к расчистке дорожек, сгребанию снега к корням деревьев и посыпанию скользких дорожек.
Приобщать детей к заготовке семян и подкормке зимующих птиц (с помощью взрослых).
Воспитание культурно-гигиенических навыков
•Обретение понимания необходимости привычки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
•Способствовать формированию умения пользоваться расческой, носовым платком.
•Приучать при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
•Создавать условия для формирования навыков аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.
Перспективное планирование мероприятий по трудовому воспитанию
(средняя группа)
Раздел
Тематика
Содержание
Сентябрь
I неделя
Само -
обслуживание
Игра «Найди своё полотенце, свою расчёску»
Формировать у детей простейшие культурно гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Труд в природе
Сбор опавших листьев в корзину.
Учить работать дружно, помогая друг другу
II неделя
Само -
обслуживание
Игровое упр. «Правильно держу ложку»
Учить детей правильно держать ложку
Труд в природе
Сбор опавших листьев, веток в корзину.
Продолжать учить работать дружно, помогая друг другу
III неделя
Само -
обслуживание
Игра «Научим Хрюшу умываться»
Обучение приёмам умывания (правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, насухо вытираться полотенцем, вешать его на своё место).
Хозяйственно-бытовой труд
Беседа «Каждой вещи своё место»
Воспитание привычки убирать игрушки после игры в определённые места.
Труд в природе
Сбор семян растений цветника
Привлечение к оказанию посильной помощи взрослым в сборе семян.
Самообслуживание
Упражнение «Закатаем рукава»
Обучение детей приёмам закатывания рукавов перед умыванием.
IV неделя
Хозяйственно-бытовой труд
Игра на подражание: «Что мы делаем не скажем, а что делаем – покажем»
Имитация действий по наведению порядка в группе (мытьё посуды, подметание или мытьё пола и т.д.) .
Труд в природе
НОД Игра – занятие: «Без рук без ног, но двигается»
Закрепление знаний об условиях, необходимых для роста и развития комнатных растений.
Октябрь
I неделя
Самообслуживание
Ситуативный разговор о правилах поведения за столом
Знакомство со способами аккуратной еды (правильное удерживание ложки, набор необходимого количества пищи, использование салфетки после еды) и культурного поведения за столом (есть молча, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не крошить хлеб, не ставить локти на стол).
Хозяйственно-бытовой труд
Наблюдение за трудом дворника
Формирование представления о труде взрослых; знакомство с особенностями работы дворника в осенний период.
Труд в природе
Уборка сухих растений из цветника
Привлечение к оказанию посильной помощи взрослым в уборке сухих растений.
II неделя
Самообслуживание
Дидактическое упражнение: «Оденем куклу на прогулку»
Формирование стремления самостоятельно одеваться на прогулку в определённой последовательности; уточнение представлений детей о демисезонной одежде.
III неделя
Самообслуживание
Чтение стихотворения
Е. Благининой «Я умею обуваться»
Формирование желания самостоятельно надевать обувь, правильно различать правую и левую ногу.
Хозяйственно-бытовой труд
Показ приёмов выполнения элемен -тарных поручений (дежурство по столовой: убрать хлебницы, салфетницы со столов)
Знакомство со способами выполнения обязанностей дежурных по столовой.
Труд в природе
Игровое упражнение «Напои цветок»
Обучение детей поливу комнатных растений.
IV неделя
Самообслуживание
Дидактическая игра «Шнуровки – застёжки»
Обучение детей приёмам выполнения шнуровки, а так же застёгиванию пуговиц
Хозяйственно-бытовой труд
Сюжетно – ролевая игра «Наведём порядок в доме»
Обучение приёмам наведения порядка в кукольном доме.
Труд в природе
Игра-драматизация: «Есть у нас огород»
Обобщение представлений детей об уборке урожая.
I неделя
Самообслуживание
Дидактическая игра «Что за чем?»
Закрепление алгоритма мытья рук.
Хозяйственно-бытовой труд
Знакомство с пословицами о труде.
Расширение представлений детей о труде. Воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
Труд в природе
Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное»
Закрепление знаний об овощах и фруктах.
II неделя
Самообслуживание
Рассматривание плаката «Правила поведения за столом» и беседа по содержанию.
Приобщение к культуре поведения за столом.
Хозяйственно-бытовой труд
Наблюдение за трудом помощника воспитателя.
Уточнение представлений детей о труде помощника воспитателя.
Труд в природе
Беседа «Как помочь птицам зимой?»
Формирование представлений о том, как человек может помочь птицам перезимовать.
III неделя
Самообслуживание
Заучивание стихотворения
Э. Мошковской «Приказ».
Воспитание привычки самостоятельно умываться, следить за своим внешним видом.
Хозяйственно-бытовой труд
Раскладывание книг в книжном уголке.
Формирование привычки соблюдать порядок и чистоту в групповой комнате.
Труд в природе
Семейная акция: «Накормим птиц зимой»
Привлечение родителей к совместной с детьми заготовке корма.
IV неделя
Самообслуживание
Словесная игра «Чем можно порадовать маму?»
Воспитание желания оказывать маме посильную помощь по дому.
Хозяйственно-бытовой труд
Упражнение: «Всё мы делаем по порядку»
Обучение правильной последовательности одевания после дневного сна.
Труд в природе
Показ приёмов ухода за комнатными растениями.
Воспитание желания участвовать в уходе за комнатными растениями, знакомство со способами ухода: полив, рыхление, опрыскивание, протирание крупных листьев.
Декабрь
I неделя
Самообслуживание
Игровое упражнение «Я учу малыша пользоваться носовым платком»
Воспитание опрятности, умения при необходимости правильно пользоваться носовым платком.
Хозяйственно-бытовой труд
Наблюдение за трудом дворника.
Формирование представления о труде взрослых; знакомство с особенностями работы дворника в зимний период.
Труд в природе
Семейный конкурс «Кормушка для птиц»
Привлечение родителей к совместному с детьми изготовлению кормушек.
II неделя
Самообслуживание
Дидактическое упражнение «Оденем куклу на прогулку»
Формирование стремления самостоятельно одеваться на прогулку в определён ной последовательности; уточнение представлений детей о зимней одежде.
Хозяйственно-бытовой труд
Дидактическое упражнение «Для чего зимой лопатки?»
Формирование привычки соблюдать порядок на участке детского сада, оказывать посильную помощь взрослому при выполнении элементарных трудовых действий.
Труд в природе
Рассказ воспитателя: «Что происходит с растениями зимой?»
Знакомство с особенностями развития и ухода за комнатными растениями в зимний период.
III неделя
Самообслуживание
Ситуативный разговор на тему «Для чего мы сушим варежки?»
Формирование привычки ухаживать за своей одеждой, приводить её в порядок.
Хозяйственно-бытовой труд
Наблюдение за трудом взрослых
«Украсим группу к Новому году»
Воспитание желания оказывать посильную помощь взрослым при выполнении элементарных трудовых действий.
Труд в природе
Посадка лука.
Формирование знаний об основных потребностях растения, необходимых для его роста.
IV неделя
Самообслуживание
Игровое упражнение «Для чего нужна расчёска?»
Формирование привычки следить за своим внешним видом, самостоятельно приводить в порядок голову.
Хозяйственно-бытовой труд
Беседа «Как вести себя в гостях»
Воспитание желания оказывать посильную помощь взрослым при выполнении элементарных трудовых действий, уважение к результатам чужого труда.
Труд в природе
Экологическая акция: «Поможем деревьям выжить зимой»
Обучение приёмам сгребания снега к корням деревьев.
Январь
II неделя
Самообслуживание
Совместная деятельность взрослого и детей «Уберём новогодние украшения после праздника»
Продолжать учить работать дружно, помогая друг другу
Хозяйственно-бытовой труд
Дежурство в уголке природы
Содействие совместной работе по уходу за комнатными растениями.
Труд в природе
Кормление птичек у кормушки.
Привлечение детей к постоянной заботе о птицах кормушек.
III неделя
Самообслуживание
Игра малой подвижности «Ножками потопаем, ручками похлопаем»
Обучение способам очищения снега с варежек и валенок.
Хозяйственно-бытовой труд
Совместная деятельность взрослого и детей «Уберём новогодние украшения после праздника»
Воспитание желания оказывать посильную помощь взрослым при выполнении элементарных трудовых действий.
Труд в природе
Наблюдение за ростом и развитием лука и уход за ним.
Формирование умения замечать изменения во внешнем виде растения, выполнение элементарных действий, необходимых для его роста.
IV неделя
Самообслуживание
Дидактическое упражнение: «Шнуровки – застёжки»
Развитие навыка самостоятельного застёгивания пуговиц, шнуровки ботинок.
Хозяйственно-бытовой труд
Игровое упражнение: «Учимся мыть кукольную посуду»
Оказание посильной помощи взрослым в процессе мытья кукольной посуды.
Труд в природе
Сбор урожая лука. Приготовление лукового салата.
Обобщение знаний детей о росте и развитии растения и необходимом уходе.
Февраль
I неделя
Самообслуживание
Ситуативный разговор «Расставим правильно стульчики»
Формирование потребности поддерживать порядок в групповой комнате, выполнять элементарные трудовые поручения.
Хозяйственно-бытовой труд
Чтение стихотворения А. Барто «Помощница»
Воспитание желания самостоятельно выполнять посильные трудовые поручения.
Труд в природе
Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
Воспитание уважения к чужому труду, желания трудиться вместе со взрослыми.
II неделя
Самообслуживание
Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Я под краном руки мыла»
Воспитание привычки следить за своим внешним видом, самостоятельно мыть руки и лицо.
Хозяйственно-бытовой труд
Совместная деятельность взрослого и детей «Уборка игрушек и строительного материала в определённое место»
Воспитание привычки поддерживать чистоту и порядок в группе.
Труд в природе
Рассматривание фотографий домашних питомцев.
Формирование представлений о способах ухода за домашними животными.
III неделя
Самообслуживание
Дидактическая игра «Как правильно?»
Закрепление правил поведения за столом во время приёма пищи.
Хозяйственно-бытовой труд
Наблюдение за машинами, которые привозят продукты в детский сад.
Знакомство с профессией водителя, уточнение представлений о видах действий, выполняемых им.
Труд в природе
Совместная деятельность взрослого и детей. Участие в уходе за комнатными растениями.
Обучение приёмам выполнения трудовых действий по уходу за комнатными растениями.
IV неделя
Самообслуживание
Игра – драматизация «Что не так?»
Обучение способам устранения непорядка в одежде при небольшой помощи взрослого.
Хозяйственно-бытовой труд
Рассматривание сюжетной картины «Труд в семье»
Формирование представлений о том, какие обязанности по дому выполняют члены семьи. Воспитание желания оказывать посильную помощь взрослым.
Труд в природе
Трудовой десант «Скользкие дорожки»
Привлечение детей к выполнению посильных трудовых действий.
Март
I неделя
Самообслуживание
Дидактическое упражнение
«Чем можно порадовать маму?»
Формирование представлений о том, какие обязанности по дому могут выполнять дети. Воспитание желания оказывать посильную помощь взрослым.
Хозяйственно-бытовой труд
Совместная деятельность взрослого и детей: Сервировка стола.
Обучение способам выполнения обязанностей дежурного по столовой (расставление салфетниц и хлебниц).
Труд в природе
Акция «Птичья столовая»
Оказание помощи взрослым в ремонте кормушек и подкормке птиц.
II неделя
Самообслуживание
Дидактическое упражнение «Оденем куклу на прогулку»
Формирование стремления самостоятельно одеваться на прогулку в определённой последовательности; уточнение представлений детей о демисезонной одежде.
Хозяйственно-бытовой труд
Игра – драматизация «Маме надо отдыхать»
Воспитание желания оказывать посильную помощь взрослым, уважение к их труду.
Труд в природе
Совместная деятельность взрослого и детей. Участие в уходе за комнатными растениями.
Обучение приёмам протирания крупных листьев комнатных растений.
III неделя
Самообслуживание
Упражнение «Выверни одежду»
Обучение детей приёмам правильного выворачивания одежды.
Хозяйственно-бытовой труд
Игра малой подвижности «Собери мусор в корзину»
Объяснение назначения предметов домашнего обихода, созданных для поддержания порядка в помещении. Воспитание привычки соблюдать чистоту в групповой комнате.
Труд в природе
Наблюдение за ветками в вазе.
Подведение детей к выводу о необходимости тепла, света и воды для роста и развития растений.
IV неделя
Самообслуживание
Показ приёмов ухода за полостью рта.
Обучение способам полоскания рта после приёма пищи.
Хозяйственно-бытовой труд
Игра – драматизация: «Зайка серый умывается»
Формирование представлений о необходимости содержать своё тело в чистоте.
Труд в природе
Рассматривание картины: «Уход за домашними животными»
Формирование представлений о способах ухода за домашними животными.
Апрель
I неделя
Самообслуживание
Упражнение «Всё мы делаем по порядку»
Знакомство с алгоритмом одевания и раздевания в определённой последовательности.
Хозяйственно-бытовой труд
Экскурсия на кухню: «Профессия повара»
знакомство с профессией повара, уточнение представлений о видах действий, выполняемых им.
Труд в природе
Наблюдение за ветками в вазе.
Установление закономерностей между созданием благоприятных условий и изменениями, происходящими с ветками деревьев.
II неделя
Самообслуживание
Игра «Научим Хрюшу пользоваться столовыми приборами»
Обучение способам правильного захвата ложки и вилки во время приёма пищи.
Хозяйственно-бытовой труд
Дидактическая игра «Определи профессию»
Уточнение и расширение знаний детей о профессиях, особенностях внешнего вида и профессиональных обязанностях людей разных профессий.
Труд в природе
Игра малой подвижности «Что делают на огороде?»
Расширение представлений детей о видах выполняемых работ на огородах в весенний период.
III неделя
Самообслуживание
Дидактическая игра «Исправь ошибку»
Развитие умения замечать неполадки в своём внешнем виде и товарищей, устранять их при небольшой помощи взрослого. Воспитание бережного отношения к вещам.
Хозяйственно-бытовой труд
Упражнение: «Уложим Катю спать»
Обучение способу уборки кукольной кроватки.
Труд в природе
Семейная акция «Цветик – семицветик»
Привлечение родителей к оказанию помощи по озеленению территории детского сада.
IV неделя
Самообслуживание
Чтение рассказа В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
Воспитание привычки быть опрятными, следить за своим внешним видом, содержать в чистоте свою одежду и обувь.
Хозяйственно-бытовой труд
Рассматривание картины «Птичница»
Формирование у детей представлений о способах ухода за домашними птицами.
Труд в природе
Совместная деятельность взрослого и детей: «Субботник в детском саду»
Привлечение детей к оказанию посильной помощи взрослым во время выполнения действий по уборке территории детского сада.
Май
I неделя
Самообслуживание
Рассматривание плаката «Правила гигиены и беседа по содержанию»
Обобщение знаний детей о необходимости поддерживать чистоту тела, соблюдать правила гигиены (при кашле и чихании закрывать нос платком, полоскать рот после еды, пользоваться расчёской и т. д.)
Хозяйственно-бытовой труд
Совместная деятельность взрослого и детей: Сервировка стола.
Оказание посильной помощи взрослым при сервировке стола (расставление салфетниц и хлебниц)
Труд в природе
Дидактическое упражнение: «Посади огород»
Знакомство детей со способами высаживания цветов в клумбы (семенами и рассадой).
II неделя
Самообслуживание
Дидактическое упражнение: «Оденем куклу на прогулку»
Формирование стремления самостоятельно одеваться на прогулку в определённой последовательности; уточнение представлений детей о летней одежде.
Хозяйственно-бытовой труд
Дидактическая игра: «Всему своё место»
Воспитание привычки убирать игрушки после игры, поддерживать порядок в игровой комнате.
Труд в природе
Наблюдение за трудом взрослых в цветнике.
Расширение представлений детей о видах выполняемых работ в цветнике в весенний период.
III неделя
Самообслуживание
Упражнение «Всё мы делаем по порядку»
Продолжать отрабатывать алгоритмом одевания и раздевания в определённой последовательности.
Хозяйственно-бытовой труд
Совместная деятельность взрослого и детей: мытье игрушек
Оказание посильной помощи взрослым.
Труд в природе
Дидактическое упражнение «Посади
огород»
Продолжать знакомить детей со способами высаживания цветов в клумбы (семенами и рассадой).
IV неделя
Самообслуживание
Дидактическое упражнение «Оденем куклу на прогулку»
Продолжать формирование стремления самостоятельно одеваться на прогулку в определённой последовательности; уточнение представлений детей о летней одежде.
Хозяйственно-бытовой труд
Упражнение: «Купаем Катю»
Обучение способу мытья кукол.
Труд в природе
Оказание посильной помощи взрослым в цветнике. Помощь в прополке сорняков.
Продолжать учить детей выполнять индивидуальные и коллективные поручения, помогать взрослым и друг другу.
Трудовое воспитание детей в старшей группе детского сада.
Самообслуживание.
Способствовать формированию у детей привычки следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки.
Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
Содействовать развитию умения быстро, аккуратно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), ставить обувь на место, своевременно просушивать одежду и обувь, опрятно заправлять постель.
Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой), набирать необходимое количество пищи, есть аккуратно, бесшумно, пользоваться салфеткой во время еды и после приёма пищи, сохраняя правильную осанку за столом.
Создавать условия для формирования умения самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.
Побуждать к отражению процессов самообслуживания в играх на бытовую тему.
Хозяйственно – бытовой труд.
Способствовать формированию у детей положительного отношение к труду, желания выполнять посильные трудовые поручения.
Разъяснять значимость их труда.
Формировать интерес к труду взрослых.
Актуализировать элементарные сведения о труде взрослых.
Использовать знания о хозяйственно-бытовом труде в своей собственной жизни.
Содействовать проявлению самостоятельности и ответственности, умения доводить начатое дело до конца.
Мотивировать детей к оказанию помощи взрослым, поддержанию порядка в группе, выполнению простейших трудовых поручений: протиранию игрушек, строительного материала, стирке кукольного белья и т.п.
Побуждать участвовать в совместной трудовой деятельности.
Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда.
Формировать потребность добросовестно выполнять обязанности дежурных: сервировать стол, приводить его в порядок после еды; готовить рабочие места к непосредственно-образовательной деятельности.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща.
Труд в природе
Мотивировать детей к выполнению различных поручений, связанных с уходом за растениями в уголке природы; выполнением обязанностей дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д.).
Побуждать детей к оказанию помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью — к сбору семян, уборке сухих растений цветника; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, посыпанию дорожек песком, к созданию фигур и построек из снега; весной — к подготовке почвы и посеву семян цветов, высадке рассады; летом — к рыхлению почвы, поливу клумб.
Конкретизировать знания о том, чем и как кормить животных, о среде их обитания.
Воспитание культурно-гигиенических навыков
•Создавать условия для формирования привычки следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей: при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.
•Побуждать к формированию умения быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель.
•Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.