Первые шаги исследователя. Свойтва воды. 2 класс | Мизинова Юлия Анатольевна. Работа №318937
Вода- это жидкость, которая не имеет запаха и вкуса, цвета.Она прозрачна и текучая. Вода – это растворитель некоторых веществ. Воду необходимо беречь . об этом могут узнать дети самостоятельно на примерах простейших опытов, побывать в научной лаборатории, узнать правила поведения в лаборатории,познакомиться слабораторным оборудованием, как можно очистить речную воду, какую воду можно пить, познакомиться с новыми профессиями. Открывая каждое свойство воды у детей возникает интерес двигаться дальше !
Первые шаги исследователя.
Долгожданный дан звонок. Начинается урок.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!
А удача нам сегодня очень нужна, потому что мы пригласили вас на необычное занятие. На занятии мы откроем научную лабораторию, а вам предлагаем побыть в роли исследователей и провести опыты. А помогать нам будут великие учёные Смешарики.
-Что же должны уметь исследователи?
(Задавать вопросы; искать ответы на эти вопросы; наблюдать, проводить опыты; проверять свои догадки; делать выводы.)
2. Определение объекта исследования:
- Давайте определим, что будет сегодня объектом нашего исследования.
А поможет вам загадка:
- Отгадайте загадку
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли-
Жить нельзя нам без ...(воды).
3. Актуальность.
-Возможна ли жизнь на планете без воды?
- Кому нужна вода? (Вода нужна всем и человеку, и животным, и птицам, и рыбам, и растениям, без неё они погибнут.)
-Вода- источник жизни для всего живого на Земле.
- Поэтому мы должно четко представлять что это за вещество и какие свойства имеет.
-Итак, предметом нашего исследования будут свойства воды.
Прежде чем приступить к исследованиям, с чем мы должны познакомиться?
4. Правила работы в группах и правила безопасности в лаборатории.
Правила повторили, можем приступать!
- Вы сегодня будете работать в группах. Как в каждой научной лаборатории, у ученых есть свои обязанности, так и у вас тоже будут свои обязанности. Посмотрите на свои бэйджи. В каждой группе будут руководитель, секретарь и лаборанты.
Чем будет заниматься руководитель группы? (Руководитель группы зачитывает задание.)
Какие обязанности будут у лаборанта? ( Лаборант выполняет опыт.)
Чем будет заниматься секретарь? (Вся группа наблюдает за опытом, секретарь записывает результаты исследования в таблицу.)
-Посмотрите на свои столы.Как в настоящей лаборатории мы будем пользоваться лабораторным оборудованием
6. Знакомство с лабораторным оборудованием.
Давайте познакомимся с ним.
Учитель показывает оборудование и называет его
Лабораторный стакан, стеклянная палочка для размешивания, колба, воронка, фильтры, стаканы с водой, краситель, салфетки, фломастеры.
7. Проведение исследований.
Первые опыты проведем вместе, а затем вы будете работать самостоятельно со своим руководителем.
1) Понюхайте воду. Имеет ли вода запах? Обсудите в группе, все ли пришли к такому выводу.Придите к общему мнению и зафиксируйте вывод в таблицу.
2) Попробуйте воду. Имеет ли вода вкус? Сделайте вывод. Занесите вывод в таблицу.
3) Поставьте стакан с водой на картинку. Видно ли текст? О каком свойстве это говорит? Занесите результат в таблицу.
4) Имеет ли вода форму? Запишите этот вывод в таблицу.
Давайте заслушаем докладчика 1 группы. Какие выводы сделала группа?
-Итак, благодаря простейшим опытам какие свойства воды нам удалось открыть.
-Заслушаем выводы первой группы.
- А в другой группе, какие выводы получили?
Вывод: Вода не имеет запаха, не имеет вкуса, прозрачна, не имеет формы.
-Асейчас мы отдохнем, физминутку проведем.
8. Физкультминутка .
8. Продолжение исследований.
-Переходим к более сложным опытам.
- Скажите, может вода растворять вещества?
-А все ли вещества она растворяет?
-Ответить на этот вопрос нам поможет следующий опыт, который вы будете проводить самостоятельно со своим руководителем.
Инструкция у вас есть на листочке. Все необходимое оборудование стоит на столе. Приступайте к выполнению опытов. Не забудьте зафиксировать результат в таблице.
После выполнения опытов к доске приглашаются докладчики всех четырёх групп и заслушиваются результаты четырёх опытов.
Насыпали сахар в стакан с водой. Размешали палочкой. Сахар исчез, растворился.
Насыпали соль в стакан с водой. Размешали. Соль растворилась в воде.
Насыпали в стакан толчёный мел и размешали. Вода окрасилась в цвет мела. Частички мела не растворились.
Насыпали в стакан песок, размешали. Песок не растворился в воде.
-Сделайте вывод. Все ли вещества может растворять вода?
Вывод: вода может растворять некоторые вещества.
-как может называться это свойство?
9. Практическое применение знаний о свойствах воды
- Ребята Лосяш и Карыч пошли в поход, очень им захотелось пить, а питьевая вода закончилась. Увидели речку, но вода в ней мутная, с землёй и песком.
-Можно ли из неё пить воду?
- Как поступить? (Попробовать очистить воду)
-Для очистки воды используют фильтры. Умеете ли вы делать простейшие фильтры?
-Проведем опыты. (1 группа очищает воду, смешанную с песком, 2 группа, смешанную с землей).
-Удалось ли очистить воду с песком?
-А воду с землёй?
( Воду с песком удалось очистить с помощью фильтра.
А воду с землёй до конца очистить не удалось. В воде растворились некоторые вещества, которые были в земле.)
-Очищенную от песка воду уже можно пить? Какой ещё способ обеззараживания воды от бактерий и микробов вы знаете? (Кипячение.)
Вывод: очищенную воду после кипячения можно пить.
- Кто виноват в загрязнении этих водоёмов?
Что мы можем сделать, чтобы сохранить водоемы чистыми?
10. Физминутка
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево, вправо)
Речка лентой впереди. (Потягивания- руки вперёд)
Сверху мостик – погляди. (Потягивания – руки вверх)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться. (Садятся)
11.- Пока мы плавали, Нюша решила прогуляться по лугу и нарвать красивый букет.Она ведь обожает
собирать цветы, но цветы к сожалению ещё не распустились. Давайте порадуем Нюшу и проведем опыт
1) Волшебные цветы.
Для опыта необходимо:
положите в емкость с водой бумажные цветы.
- Наблюдаем. Что происходит с цветами?
-Удалось ли нам порадовать Нюшу?
-может ли вода подниматься?
- Какой мы можем сделать вывод?
Объяснение:вода поднимается вверх, проникает в маленькие пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает. Сгибы в бумаге распрямляются и цветок «распускается».
12. Мы выяснили ,что вода может подниматься вверх, « А может ли вода течь вверх?»
Нам поможет выяснить следующий опыт
1)Берём полоску из салфетки .
2) Наносим фломастером несколько разноцветных отметок фломастерами разных цветов.
3) Наливаем воду в стакан, опускаем полоску из салфетки, чтобы она слегка касалась воды.
-Что мы видим?( Вода, поднимаясь вверх, увлекает за собой краску, оставляя плавный градиент на салфетке.)
-Ребята, почему это происходит? (Салфетка имеет пористую структуру и , в свою очередь, имеет волокнистое строение. Таким образом, воде не составляет труда найти себе пути-капилляры для движения вверх.)
-Ответили ли мы наш вопрос? Может ли вода течь вверх?
Какое свойство мы открыли: текучесть
А ещё какой опыт мы проводили совсем недавно?Кто может о нем рассказать?
-Какое свойство воды помогло окрасить наши цветы?
4) Посмотрите на доску. У нас осталась одно нераскрытое свойство.
- Давайте проведем заключительный опыт.
-Перед вами кусочек стебля растения, картофеля, огурца, яблока, положите эти кусочки между двумя листами бумаги и надовите на них.Раскройте листы.
-Что вы увидели?(на бумаге появилась вода)
-О чем это говорит?
Значит,растения в своем составе имеют воду.
Свойство :вода входит в состав всех живых веществ. Значит важно пить воду всем организмам
- Давайте проверим правильно мы определили последнее свойство.
13. Давайте подведем Итог работы нашей научной лаборатории.
- Что нового узнали?
- Что было интересно?
- Обьем информации был большой, давайте закрепим её.Увас на столах лежат карточки.Закончите предложения.
Вода- это жидкость, которая не имеет запаха и вкуса, цвета.Она прозрачна и текучая. Вода – это растворитель некоторых веществ.Воду необходимо беречь .
Мы хорошо потрудились. Оцените свою работу
14. Рефлексия
- У вас на столах кораблики. Давайте отправим их в плавание по воде. Кому было сегодня всё понятно, интересно, возьмите зелёный кораблик. Кто не всё понял, затруднялся – жёлтый. Кому было очень трудно, кто ничего не понял – красный. ( Учащиеся выбирают кораблик и прикрепляют его магнитом к доске)