«Первые шаги к учебному успеху ученика начальной школы» | Денисова Валентина Терентьевна. Работа №290342
Автор: Денисова Валентина Терентьевна
С чего начать первые шаги к учебному успеху ученика? Конечно же, с овладения всей системой компетенций педагога, а именно:
1. Владение содержанием и методологией предмета
2. Знание и применение закономерностей познавательных процессов ученика
3. Знание валеологических требований к уроку
4. Владение приемами эффективного общения с детьми, коллегами, родителями
5. Владение приемами, социализирующими и развивающими ребенка средствами учебного предмета
6. Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация)
7. Умение управлять инновационным процессом
8. Владение навыками обобщения и передачи своего опыта.
Статья на тему: «Первые шаги к учебному успеху
ученика начальной школы»
Денисова Валентина Терентьевна
учитель начальных классов
МОУ СОШ №63 п. Чернышевск
Забайкальский край
Что я делаю, когда осуществляю свою профессиональную деятельность (обучаю свой класс, обучаю каждого конкретного ученика или вместе с каждым конкретным учеником познаю законы окружающего мира и учусь управлять собой и миром вокруг…)? Такой вопрос должен задать себе каждый современный учитель, тем самым определив свою педагогическую концепцию, т.к. введение новых образовательных стандартов предусматривает серьезные изменения в компетенциях педагога.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, построение образовательного процесса с учетом индивидуальности учащихся, их возрастных, психологических и физиологических особенностей, воспитание и развитие личности ребенка .
Для педагога ФГОС являются уникальной «инструкцией», соблюдение которой приведет к достижению всех уровней результатов. Но какой бы полной и качественной инструкция ни была, положительный результат, все равно, целиком зависит от личностных качеств исполнителя, в данном случае – учителя начальных классов.
Это может быть «учитель-предметник», который стремится «научить всех», работая фронтально. Но в условиях начальной школы «учителю-предметнику» будет сложно осуществлять индивидуальный подход, без которого невозможно обучение на данном этапе.
Это может быть «учитель-наставник», успешно обучающий детей с высоким и средним уровнем учебных возможностей, преодолевая неуспеваемость через учет скорости усвоения разными учениками учебного материала.
Это может быть «учитель-партнер», цель которого «научить каждого». Для такого учителя учебный предмет – это средство обучения детей способам познания мира и продуктивного общения с ним. Такой учитель ежеминутно для каждого ученика создает ситуацию успеха или целенаправленного учебного затруднения для развития. Совершенно очевидно, что именно эта третья модель описывает учителя начальных классов (а может и не только?), осуществляющего требования ФГОС .
Для такого учителя большое значение имеют навыки сознательного и конструктивного анализа учебных ресурсов ученика, конструирование целей, планирования и организации процесса обучения и снова – анализа, но уже результатов (не только ученических, но и собственной деятельности).
С чего начать первые шаги к учебному успеху ученика? Конечно же, с овладения всей системой компетенций педагога, а именно:
Владение содержанием и методологией предмета
Знание и применение закономерностей познавательных процессов ученика
Знание
валеологических
требований к уроку
Владение приемами эффективного общения с детьми, коллегами, родителями
Владение приемами, социализирующими и развивающими ребенка средствами учебного предмета
Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация)
Умение управлять инновационным процессом
Владение навыками обобщения и передачи своего опыта
.
Учителя начальных классов обладают разнообразными и хорошо организованными ресурсами обучения, но при возникновении ситуации, требующей индивидуализации или хотя бы дифференциации учебного процесса, далеко не все обладают достаточными знаниями и навыками для отбора форм и средств учебной работы. А ведь только личностно-ориентированная педагогика сможет обеспечить деятельностный подход-основу ФГОС. Главным в индивидуализации образовательного процесса лежит умение учителя «увидеть» ученика, его проблемы и научиться «управлять» той образовательной средой, в которой можно увидеть и поддержать каждый успех ребенка.
Алгоритм деятельности учителя в ситуации успеха ученика можно представить в следующем порядке шагов: анализ – целеполагание – планирование – организация – анализ результатов. Педагогический анализ как система знаний, умений и навыков учителя, обеспечивающих осознание особенностей учеников, дидактических средств и условий, уровня развития собственных компетенций – один из важнейших шагов на пути развития каждого ученика.
В основе знаний учителя об ученике должно лежать знание о множественности и динамичности интеллекта, что дает возможность развивать интеллект ученика разными способами, в разных направлениях, одновременно повышая общий уровень интеллекта, работая с каждым учащимся, даже если учителю кажется, что какая-то врожденная способность его подопечного на низком уровне. Девиз учителя, работающего на развитие и успех каждого ученика: «Неуспешный ученик – другой, он не понимает меня, потому что он – другой, а не плохой ».
Учебный успех ребенка зависит от многих параметров, каждый из которых необходимо учитывать и развивать, а именно внимание, память, модальность, доминирование полушарий, организационные, коммуникативные, информационные навыки, уровень развития мотивационной сферы, одним словом, учитель начальных классов должен иметь глубокие знания о психофизиологии обучения, о вариативности процессов становления и развития учебно-познавательных процессов учащихся (обучаемость).
Обучаемость можно представить как площадь замкнутой фигуры, вершинами которой являются уровни развития параметров учебной деятельности
Если развивается и растет уровень любого из перечисленных параметров учебной деятельности, то увеличивается общий уровень учебно-познавательных возможностей ученика (обучаемости), а это отражается и в отметке, и в самооценке, и в росте мотивации к учению.
Для обеспечения развивающего потенциала образовательной среды и оптимального уровня дифференциации и индивидуализации учебного процесса учителям необходимо сформировать картотеку приемов и форм учебных заданий, направленных на развитие учебного успеха ребенка с учетом его индивидуальных характеристик.
С приемами работы учащихся на уроках чтения, русского языка и математики с учетом ведущей модальности ребенка можно познакомиться в книге Е.С.Гобовой «Понимать детей дело интересное».
Приемы работы с учетом функционального доминирования полушарий мозга представлены в адаптивной методике (соединение логоса и образа, пересечение логического луча с ассоциативным) О.Л.Соболевой.
С формами учебно-познавательной деятельности, организацией самостоятельной деятельности учащихся можно познакомиться в монографии И.Н.Зайдман, О.А.Ефремовой «Как научить всех и каждого»