Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 07.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Первые шаги к учебному успеху ученика начальной школы» | Денисова Валентина Терентьевна. Работа №290342

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Денисова Валентина Терентьевна
С чего начать первые шаги к учебному успеху ученика? Конечно же, с овладения всей системой компетенций педагога, а именно:

1.     Владение содержанием и методологией предмета

2.     Знание и применение закономерностей познавательных процессов ученика

3.     Знание валеологических требований к уроку

4.     Владение приемами эффективного общения с детьми, коллегами, родителями

5.     Владение приемами, социализирующими и развивающими ребенка средствами учебного предмета

6.     Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация)

7.     Умение управлять инновационным процессом

8.     Владение навыками обобщения и передачи своего опыта.

Статья на тему: «Первые шаги к учебному успеху

ученика начальной школы»

Денисова Валентина Терентьевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ №63 п. Чернышевск

Забайкальский край

Что я делаю, когда осуществляю свою профессиональную деятельность (обучаю свой класс, обучаю каждого конкретного ученика или вместе с каждым конкретным учеником познаю законы окружающего мира и учусь управлять собой и миром вокруг…)? Такой вопрос должен задать себе каждый современный учитель, тем самым определив свою педагогическую концепцию, т.к. введение новых образовательных стандартов предусматривает серьезные изменения в компетенциях педагога.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, построение образовательного процесса с учетом индивидуальности учащихся, их возрастных, психологических и физиологических особенностей, воспитание и развитие личности ребенка .

Для педагога ФГОС являются уникальной «инструкцией», соблюдение которой приведет к достижению всех уровней результатов. Но какой бы полной и качественной инструкция ни была, положительный результат, все равно, целиком зависит от личностных качеств исполнителя, в данном случае – учителя начальных классов.

Это может быть «учитель-предметник», который стремится «научить всех», работая фронтально. Но в условиях начальной школы «учителю-предметнику» будет сложно осуществлять индивидуальный подход, без которого невозможно обучение на данном этапе.

Это может быть «учитель-наставник», успешно обучающий детей с высоким и средним уровнем учебных возможностей, преодолевая неуспеваемость через учет скорости усвоения разными учениками учебного материала.

Это может быть «учитель-партнер», цель которого «научить каждого». Для такого учителя учебный предмет – это средство обучения детей способам познания мира и продуктивного общения с ним. Такой учитель ежеминутно для каждого ученика создает ситуацию успеха или целенаправленного учебного затруднения для развития. Совершенно очевидно, что именно эта третья модель описывает учителя начальных классов (а может и не только?), осуществляющего требования ФГОС .

Для такого учителя большое значение имеют навыки сознательного и конструктивного анализа учебных ресурсов ученика, конструирование целей, планирования и организации процесса обучения и снова – анализа, но уже результатов (не только ученических, но и собственной деятельности).

С чего начать первые шаги к учебному успеху ученика? Конечно же, с овладения всей системой компетенций педагога, а именно:

Владение содержанием и методологией предмета

Знание и применение закономерностей познавательных процессов ученика

Знание

валеологических

требований к уроку

Владение приемами эффективного общения с детьми, коллегами, родителями

Владение приемами, социализирующими и развивающими ребенка средствами учебного предмета

Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация)

Умение управлять инновационным процессом

Владение навыками обобщения и передачи своего опыта

.

Учителя начальных классов обладают разнообразными и хорошо организованными ресурсами обучения, но при возникновении ситуации, требующей индивидуализации или хотя бы дифференциации учебного процесса, далеко не все обладают достаточными знаниями и навыками для отбора форм и средств учебной работы. А ведь только личностно-ориентированная педагогика сможет обеспечить деятельностный подход-основу ФГОС. Главным в индивидуализации образовательного процесса лежит умение учителя «увидеть» ученика, его проблемы и научиться «управлять» той образовательной средой, в которой можно увидеть и поддержать каждый успех ребенка.

Алгоритм деятельности учителя в ситуации успеха ученика можно представить в следующем порядке шагов: анализ целеполагание – планирование – организация – анализ результатов. Педагогический анализ как система знаний, умений и навыков учителя, обеспечивающих осознание особенностей учеников, дидактических средств и условий, уровня развития собственных компетенций – один из важнейших шагов на пути развития каждого ученика.

В основе знаний учителя об ученике должно лежать знание о множественности и динамичности интеллекта, что дает возможность развивать интеллект ученика разными способами, в разных направлениях, одновременно повышая общий уровень интеллекта, работая с каждым учащимся, даже если учителю кажется, что какая-то врожденная способность его подопечного на низком уровне. Девиз учителя, работающего на развитие и успех каждого ученика: «Неуспешный ученик – другой, он не понимает меня, потому что он – другой, а не плохой ».

Учебный успех ребенка зависит от многих параметров, каждый из которых необходимо учитывать и развивать, а именно внимание, память, модальность, доминирование полушарий, организационные, коммуникативные, информационные навыки, уровень развития мотивационной сферы, одним словом, учитель начальных классов должен иметь глубокие знания о психофизиологии обучения, о вариативности процессов становления и развития учебно-познавательных процессов учащихся (обучаемость).

Обучаемость можно представить как площадь замкнутой фигуры, вершинами которой являются уровни развития параметров учебной деятельности

 

 

 

 

Если развивается и растет уровень любого из перечисленных параметров учебной деятельности, то увеличивается общий уровень учебно-познавательных возможностей ученика (обучаемости), а это отражается и в отметке, и в самооценке, и в росте мотивации к учению.

Для обеспечения развивающего потенциала образовательной среды и оптимального уровня дифференциации и индивидуализации учебного процесса учителям необходимо сформировать картотеку приемов и форм учебных заданий, направленных на развитие учебного успеха ребенка с учетом его индивидуальных характеристик.

С приемами работы учащихся на уроках чтения, русского языка и математики с учетом ведущей модальности ребенка можно познакомиться в книге Е.С.Гобовой «Понимать детей дело интересное».

Приемы работы с учетом функционального доминирования полушарий мозга представлены в адаптивной методике (соединение логоса и образа, пересечение логического луча с ассоциативным) О.Л.Соболевой.

С формами учебно-познавательной деятельности, организацией самостоятельной деятельности учащихся можно познакомиться в монографии И.Н.Зайдман, О.А.Ефремовой «Как научить всех и каждого»

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×