Первые шаги в грамоте. «Звуки речи – я вас знаю и различаю!» | Елена Владимировна Кравецкая. Работа №284953
Автор: Елена Владимировна Кравецкая
Можно ли учить ребенка читать до его поступления в школу? Этот вопрос интересует многих родителей. Педагоги и психологи отвечают на него вполне определенно: да, можно. И лучше это делать грамотно.Для полноценного овладения чтением и письмом необходимо, чтобы ребенок сохранял в своей памяти устойчивое представление о каждом звуке, то есть мог мысленно представить себе звучание любого звука. Это важно потому, что во время самостоятельного чтения и письма он может соотнести каждый звук с соответствующей ему буквой только на основе таких мысленных представлений о звуках.
Лекторий для заботливых мам и пап
Первые шаги в грамоте. «Звуки речи – я вас знаю и различаю!»
Можно ли учить ребенка читать до его поступления в школу? Этот вопрос интересует многих родителей. Педагоги и психологи отвечают на него вполне определенно: да, можно. И лучше это делать грамотно.
Прежде надо подготовить ребенка.Специалисты рекомендуют начинать подготовку к обучению чтению с пяти лет. Эта подготовка включает знакомство ребенка со звуковой стороной речи родного языка. Предполагается научить детей выделять в слове определенные звуки; устанавливать порядок их следования друг за другом; различать гласные и согласные звуки, а среди согласных — твердые и мягкие; находить сходство и различие в звучании разных слов.
Детям четырех-пяти лет свойственно играть звуками, словами — «перебирать» звуки, составлять всевозможные сочетания, порой бессмысленные и смешные. Поэтому и начинать мы рекомендуем с выделения отдельных звуков в слове. При этом гласные звуки легче выделять, так как их можно спеть (аааа, ииии... и т. д.) или долго потянуть. Труднее научить выделять согласные звуки. Правда, некоторые из них тоже по длительному произ- несению (ж, ш, р, з, с и др.). Лучше начать учить ребенка выделению согласных звуков именно с них. Нужно произнести слово слитно, протянув при этом согласный звук:
«мммак», «жжжук» и т. д. Другие согласные звуки (к, д. п, т, б и др.) долго тянуть нельзя. Чтобы ребенок начал выделять такие звуки в словах, учите его произносить их громко и отчетливо: Дом, Кот и т. д.
Взрослые и сами должны овладеть умением интонационно выделять звук, чтобы учить этому ребенка.
Самое главное правило: учите выделять звуки в словах так, как они слышатся на фоне слитного произнесения всего слова. Так, в слове рррак — первый звук звучит твердо (р), а в слове рьрьрьепка звучит мягко (рь), в слове лллук — «л», а в слове льльльес — «ль» и т. п. Произнося согласные звуки, не подменяйте их названиями букв (не «рэ», не «эр», а «р» или «рь»; не «кэ», не «ка», а «к», «кь» и т. д.). При выделении какого-нибудь звука слово не разрываем, а произносим целиком. Звук не отрывается от всего слова, только подчеркивается голосом интонационно. Например: шшшум, мышшшь, мышшшеловка, мышшшонок, шшшуршшшат или Кот, маКароны, маК и др.
Важно подбирать для анализа слова, в которых все звуки ребенку доступны для произнесения.
Предложите ребенку игровую ситуацию. Например, пойти в «Магазин» и купить вкусные вещи со звуками «к» и «кь» или «с» и «сь», положить их (игрушки, картинки) в корзинку, сумку. Потом посчитать, кто больше набрал «продуктов». Или предложить такую игру: «Ппойти в лес» и называть животных, птиц со звуками «р» и «рь», «л» и «ль»; поехать в «Детский мир» за игрушками и т. д.
Очень важно познакомить ребенка с гласными и согласными звуками, твердыми и мягкими согласными, научить различать их.
Дошкольник узнает «секрет» о гласных звуках — они особенные, «волшебные», их можно громко крикнуть, спеть. Дайте возможность ребенку самому отгадать в словах мак, дам, дым, лук, лес, кит и др. «волшебные» звуки (а, о, у, ы, э, и). Объясните, что эти звуки произносятся с голосом и называются гласными и обозначаются красной фишкой.
А согласные звуки пропеть нельзя – есть преграда (зубы, или губы, или язык) Согласные звучат по-разному, это звуки — «братцы»: один звучит твердо — л, он старший «братец», твердый согласный и будет обозначаться синей фишкой; другой звучит мягко — ль, он младший «братец», мягкий согласный и будет обозначаться зеленой фишкой. Нужно внимательно следить за правильным употреблением ребенком терминов: гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук.
Закрепляются полученные ребенком навыки звукового анализа конечно же в игре. Игра подразумевает наличие партнеров. Хорошо, если в занятиях участвуют два- три ребенка или взрослый сам включается в игру. Можно использовать игрушки:
куклу, мишку или других зверюшек. На пример, мама берет куклу и от ее имени задает ребенку вопросы. Потом ребенок задает вопросы мишке и сам за него отвечает, т. е. берет на себя определенную роль и разыгрывает ситуацию. Так можно организовывать любую игру в «слова», в «школу» и др.
В какие игры можно играть с детьми дома?
Игра на повторение и закрепление звукового анализа слова. Например, разобрали слово лист по звукам: первый звук — ль, мягкий согласный; второй звук — и, гласный; третий — с, твердый согласный, четвертый — т, твердый согласный. Обозначили их соответствующими фишками: зеленая, красная, синяя, синяя. Предлагаете ребенку и его партнерам (или его игрушкам) стать звуками: одному даете зеленую фишку и говорите, что он будет звуком ль; другому — красную, он — звук и; третьему — синюю, он — звук с; четвертому — синюю, он — звук т. Каждому дают по одной фишке. После этого нужно «построить» слово, т. е. всем фишкам встать слева направо, чтобы можно было прочитать слово лист. Дети (взрослые или игрушки) садятся (или встают) слева направо в ряд, друг за другом. Теперь дайте задания ребенку, игрушкам: «Пусть гласный звук назовет себя громко». Ребенок выполняет за себя (или за игрушку). «Мягкий согласный звук, назови своего старшего «братца» (л)». «Первый твердый согласный, назови слово со своим звуком» (самолет, собака и др.). «Второй твердый согласный, покружись Позже в игре ведущим может быть и сам ребенок, а взрослый — на втором плане, подсказывает, помогает.
Игра «Назови слова» закрепляет способ интонационного выделения звука в слове, помогает различать звуки. Вы предлагаете ребенку назвать слова, в которых есть, например, звук «р» (при условии, что ребенок его произносит), и даете примеры: ррак, коррка, шарр, рракета, парр, карр и т. д. Ребенок называет свои слова, например: коррова, ррама, моторр и др. Игру можно усложнить: предложить назвать слова, в которых заданный звук обязательно первый, последний или в середине слова. Если ребенок ошибся, помогите ему разобраться.
Замечательная игра, которая учит ребенка выделять в слове первый и последний звуки – известная всем «Цепочка слов» - на последний звук слова придумать новое слово, и так много- много раз.
Возможные ошибки взрослого. Например, ребенок подбирает слова со звуком «ш» и говорит: нож. Вы не даете ему фишку — награду, (твердо уверенные в том, что он ошибся, так как в конце слова «нож» буква «ж». В таком случае прав ребенок: в русском языке написание слов расходится с произношением, и слово «нож» произносится со звуком «ш» в конце. Дошкольник ориентируется в звуковой стороне речи и не знает закономерностей языковой действительности.
Подобных примеров, где согласные оглушаются в конце или в середине слова, много: дуБ, глаЗ, ряд, лоБ и т. д. То же с безударными гласными: Окно, нО ра, гОра и т. д. Нужно быть внимательным и не путать произношение с написанием, ориентироваться сначала в звуковой стороне речи.
Итак, для полноценного овладения чтением и письмом необходимо, чтобы ребенок сохранял в своей памяти устойчивое представление о каждом звуке, то есть мог мысленно представить себе звучание любого звука. Это важно потому, что во время самостоятельного чтения и письма он может соотнести каждый звук с соответствующей ему буквой только на основе таких мысленных представлений о звуках.
Навыком звукового анализа слов ребенок должен овладеть до начала его обучения грамоте или на самых начальных этапах такого обучения. Поэтому, если ребенок придет в школу совершенно не подготовленным к сложному процессу звукового анализа слов, то он неизбежно встретится на этом пути с большими трудностями, которые в конечном итоге не позволят ему полноценно овладеть письмом.
Ребенок с речевыми недостатками без дополнительных специальных занятий, как правило, не может овладеть навыками звукового анализа, поэтому ему необходима помощь взрослого.