Первый этап экологического образования | Матвиец Ирина Анатольевна. Работа №310806
Дошкольное детство-первый этап экологического образования.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры-осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Он узнает, что все живое, в том числе и человек имеет определенное наличие определенных внешних условий-среды обитания, пригодные для того или иного организма.
Итак, важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа, которая постоянно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а затем активизирует начальные моменты познания-ощущения и восприятия.
Много внимания воспитанию человека в раннем детстве (до 6-и лет) уделял великий чешский педагог Ян Амос Коменский. Основной задачей этого периода, по мнению ученого, является накопление конкретных представлений об окружающем мире. «Начало познания,- писал Я.А. Коменский,- всегда вытекает из ощущений… А по тому, следовало бы начинать обучение не с совместного толкования о вещах, но реального наблюдения за ними».
С.Н. Николаева считает, что человек и природа-актуальный вопрос современности. Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, перед историей. Как же сохранить природу? Как обрести истинную экологическую культуру мышления и сознания? Выход один-взрослые должны «прозреть», а детей надо воспитывать! Это всеобщая задача.
Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний о себе, о своем Доме, для того чтобы его жизнь в нем была мирной, здоровой, гармоничной и созидательной. Конечно, нет! Без этих знаний ничего не измениться. Экология, как наука, должна быть знанием с большой буквы, пронизанным любовью и гуманизмом. Сколько бы ребенок не запомнил названия растений, сколько бы не посадил деревьев, цветов, если при этом не зажигается в нем любовь-все бесплодно.
«Годы детства-это, прежде всего воспитание сердцем», -писал В.А. Сухомлинский, -и срок для этого отпущен не большой-семь лет, дальше это будет сделать крайне трудно
Природа является богатым источником ощущений. Воспитателю важно поддержать, сохранить первые наиболее яркие детские впечатления и опираясь на них обучить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы, следовательно, экологические знания влияют не только на разум, но и эмоции человека, его чувство прекрасного.
Экологические знания раскрывают взаимосвязь всего существующего в природе и этим способствуют формированию осознанного отношения к природным объектам.
Дошкольное детство-первый этап экологического образования.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры-осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Он узнает, что все живое, в том числе и человек имеет определенное наличие определенных внешних условий-среды обитания, пригодные для того или иного организма.
Итак, важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа, которая постоянно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а затем активизирует начальные моменты познания-ощущения и восприятия.
Много внимания воспитанию человека в раннем детстве (до 6-и лет) уделял великий чешский педагог Ян Амос Коменский. Основной задачей этого периода, по мнению ученого, является накопление конкретных представлений об окружающем мире. «Начало познания,- писал Я.А. Коменский,- всегда вытекает из ощущений… А по тому, следовало бы начинать обучение не с совместного толкования о вещах, но реального наблюдения за ними».
С.Н. Николаева считает, что человек и природа-актуальный вопрос современности. Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, перед историей. Как же сохранить природу? Как обрести истинную экологическую культуру мышления и сознания? Выход один-взрослые должны «прозреть», а детей надо воспитывать! Это всеобщая задача.
Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний о себе, о своем Доме, для того чтобы его жизнь в нем была мирной, здоровой, гармоничной и созидательной. Конечно, нет! Без этих знаний ничего не измениться. Экология, как наука, должна быть знанием с большой буквы, пронизанным любовью и гуманизмом. Сколько бы ребенок не запомнил названия растений, сколько бы не посадил деревьев, цветов, если при этом не зажигается в нем любовь-все бесплодно.
«Годы детства-это, прежде всего воспитание сердцем», -писал В.А. Сухомлинский, -и срок для этого отпущен не большой-семь лет, дальше это будет сделать крайне трудно [37]
Природа является богатым источником ощущений. Воспитателю важно поддержать, сохранить первые наиболее яркие детские впечатления и опираясь на них обучить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы, следовательно, экологические знания влияют не только на разум, но и эмоции человека, его чувство прекрасного.
Экологические знания раскрывают взаимосвязь всего существующего в природе и этим способствуют формированию осознанного отношения к природным объектам.
Мы считаем, что дошкольный возраст-это наиболее благоприятный период для становления представлений о природе. На основе интереса ребенок-дошкольник способен усвоить достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Знания, полученные в дошкольном возрасте, являются переходным периодом к дальнейшему экологическому образованию.