Песенно-игровой фольклор как система детского воспитания. | Молчанова Ирина Владимировна. Работа №207927
Автор: Молчанова Ирина Владимировна
(Для педагогов работающих с дошкольниками)
Цель: показать в статье, что методами воспитания дошкольников, может выступать и песенно-игровой фольклор, в котором в процессе игры, песни и танцевального хоровода заложен огромный потенциал воспитательной работы, так как, в этой форме фольклора присутствует взаимосвязь природы и человека, передача традиций из поколения в поколение. Игра, песня учат детей определенным нормам поведения, формирует эмоциональный отклик на то или иной жанр игрового фольклора
Тема:
Песенно-игровой фольклор как система детского воспитания.
(Для педагогов работающих с дошкольниками)
Цель: показать в статье, что методами воспитания дошкольников, может выступать и песенно-игровой фольклор, в котором в процессе игры, песни и танцевального хоровода заложен огромный потенциал воспитательной работы, так как, в этой форме фольклора присутствует взаимосвязь природы и человека, передача традиций из поколения в поколение. Игра, песня учат детей определенным нормам поведения, формирует эмоциональный отклик на то или иной жанр игрового фольклора
В образовательной системе нашей страны в настоящее время актуализировались проблемы этнокультурного воспитания и обучения детей. В эпоху всеобщей унификации и глобализации мы, а вместе с нами и наши дети, постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к без духовности, что губительно для нас и нашего Отечества.
Знание народных традиций, составлявших культурное поле наших предков, необходимо как для знания своей национальной культуры, так и для понимания культуры другого народа. Чем раньше мы начнем приобщать ребенка к традиционной национальной культуре, тем большего эффекта мы можем добиться в постижении того, что наработал веками этнос, что дано каждому человеку при рождении, заложено в него, но сейчас теряется, утрачивается, не будучи востребованным.
Немногие дошкольные учреждения опираются в практике своей работы на традиционную народную игру – культурно – педагогический феномен в развитии и воспитании дошкольников. Народная игра – национальное достояние, в ее содержании - история, мифология, труд и быт наших предков. Она содержит в себе, роль памяти народа, осуществляет связь поколений и времен. Народная игра с пением, танцами, движением – часть народного музыкального творчества, песенно-игровой фольклор, использование которого в воспитательном, образовательном процессе способствует не только развитию музыкальности, но и формированию нравственно-эстетических и общечеловеческих ценностей.
Игра является одним из основных факторов народного воспитания. Детский игровой фольклор с давних времен рассматривался народом как важнейший фактор роста, развития и формирования детей. Посредством игр (подвижных и ролевых) ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей – серьезные занятия, готовящие к трудовой деятельности, к взрослой жизни. Игра часто сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда как общее веселье.
В процессе игры дети рано включаются в самовоспитание, которое пока происходит стихийно, без заранее поставленной цели. Цели возникают попутно, в соответствии с результатом и достижениями в игре. По играм можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, установках человека. Игры, по мнению Г.Н. Волкова - первая школа для ребенка. Если рассматривать игры-хороводы, то в хороводном творчестве игра всегда сочетается с пением, а песня украшает, оживляет игру, содействует повышению внимания к игровому процессу.
Народные игры-хороводы, не столько забавляли, потешали и развлекали молодежь, сколько учили уму-разуму.
В детском песенно-игровом фольклоре -и поэзия, и нравственность, и физическое и духовное здоровье, это и система педагогического воздействия и система эстетического воззрения на мир. Наиболее эффективные средства воздействия на личность ребенка выкристаллизовались в результате тысячелетнего опыта народной педагогики. Загадки, пословицы, песни, сказки, игры, праздники дифференцированы народом, связаны с формированием определенных черт личности. Так, загадки призваны содействовать умственному воспитанию, пословицы и песни - нравственному и эстетическому. Сказка, как синтетическое средство, использовалась для совокупного решения задач умственного, нравственного и эстетического воспитания. Празднично-игровая культура являлась педагогикой в действии, где все средства использовались в гармоническом единстве, в слаженной системе, где все элементы взаимосвязаны.