Пескотерапия на занятиях с детьми с ОВЗ" | Колесникова Марина Викторовна. Работа №309884
В статье раскрывается принцип использования пескотерапии для детей. Идея «терапии песком» была предложена еще швейцарским психологом и философом Карл Густав Юнгом, основателем аналитической терапии. Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д. а потом разрушать и снова строить. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Актуальная проблема в наши дни – изучение эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста. «Детство – золотой век эмоционального в нас», –
отмечает В.В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет
эффективным, если его участники не способны видеть и понимать
эмоциональное состояние другого и контролировать свои собственные эмоции.
В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием
ряда факторов: окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками,
средства массовой информации, – у детей могут возникать негативные
эмоциональные переживания. Под влиянием телевидения и общества дети
подражают и перенимают модели поведения не самых лучших образцов, что
вредит детской психике. Становятся забытыми важные нравственные
категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие.
Появляются чёрствые, бедные душой дети, а затем и взрослые.
Песочная терапия благотворно влияет на эмоциональное состояние детей.
На протяжении многих лет психологами, педиатрами, разрабатывалась целая
система песочных игр, которая помогает ребёнку стать полноценной
личностью.
Песочные игры не только доставляют детям большое удовольствие, но и
развивают, знакомят с окружающим миром, благотворно влияют на психику
детей, снимают напряжение, гасят негативные эмоции, помогают легче
адаптироваться к чему-то новому, тренируют терпение. Игры с песком
помогают детям проигрывать реальные ситуации из жизни, выражать свои
чувства в безобидной форме, учатся конструктивному общению.
Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить своё
отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит,
рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий
ребенка. Игры с песком имеют большое значение для поддержания
психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на
становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее
отношение к людям и всему живому. Игра в песке должна завершаться
положительными эмоциями: «Добро всегда побеждает зло».
На занятиях с песком происходит раскрытие творческого потенциала и гармонизации психоэмоционального состояния у детей младшего возраста путём использования игр с песком, обогащение эмоциональной сферы детей положительными эмоциями, формирование познавательных функций (восприятие, мышление, память, внимание), развитие творческих способностей, развитие коммуникативной сферы, развитие мелкой моторики рук, снятие эмоционального напряжения.
На занятиях используются материалы: переносная песочница 50*70*8, песок, миниатюрные фигурки, отражающие окружающий мир: человечки, животные, птицы; песочные наборы, камни, ракушки, бросовый материал, домики, деревья, заборы, веточки, сказочные персонажи, леечка с теплой водой для увлажнения песка, вода для мытья рук.
В следствие происходит улучшение внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, гармонизация эмоционального состояния, сформированность коммуникативных навыков. Реализация задач песочной терапии носит комплексный характер, проявляющийся в пересечении разных направлений и приёмов обучения и развития:
Игровое:
театр на песке — разыгрывание несложных литературных и сказочных сюжетов;
сюжетно-ролевая игра, построенная на творческом самовыражении детей;
дидактическая игра, например, с помощью палочки можно нарисовать буквы, написать цифры, пересыпая песок из ёмкости в ёмкость, познакомиться с понятием объёма.
Эмоционально-психологическое:
стабилизация эмоционального состояния, нейтрализация нервного напряжения, избавление от страхов и агрессии, самоисцеление и проявление чувства защищённости, открытости в общении;
приобретение опыта самостоятельного преодоления конфликтов в процессе игрового взаимодействия, воспитание взаимного уважения и умения слушать друг друга;
формирование элементарного уровня рефлексии, позитивного отношения к себе, окружающему миру и сверстникам.
Сенсомоторное:
знакомство со свойствами песка и воды, другими объектами предметного мира посредством экспериментально-исследовательской деятельности с опорой на тактильное, зрительное, слуховое и звуковое восприятие;
развитие пространственного восприятия, изучение признаков предметов опытным путём (цвет, величина, форма);
формирование мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза;
развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, совершенствование пространственной координации в процессе моделирования и конструирования игровой площадки.
ФЭМП:
формирование начальных математических представлений о форме, множестве предметов, числе, объёме, пространственных и временных понятиях;
овладение первичными навыками счёта и измерения.
Речевое развитие:
обогащение словарного запаса благодаря игровому общению со взрослыми;
развитие навыков самостоятельного связного рассказа и пересказа в процессе игр с песком;
формирование грамотной диалогической и монологической речи посредством театрализованной игры с фигурками на песке;
совершенствование речевой активности: умение поддержать беседу, делиться своими впечатлениями и ощущениями.
Художественно-эстетическое — стимулирование раскрытия внутреннего потенциала ребёнка, развития фантазии и творческого мышления посредством:
рисования на песке;
технического и художественного конструирования из кинетического песка.
Песочная терапия имеет свои основные принципы:
- создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, проявляя творческую активность.
Для этого необходимо подбирать задания, соответствующие возможностям ребенка. Необходимо исключить негативную оценку его
действий и, конечно же, поощрять его фантазию.
- оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и
усилить положительную мотивацию к занятиям.
- реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций
вместе с героями.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии
дает положительные результаты: у детей значительно возрастает
интерес к логопедическим занятиям; они чувствуют себя более
успешными; на занятиях нет места монотонности и скуке. Игры с
песком можно использовать, как в индивидуальной работе, так и в
подгрупповой или на фронтальных занятиях.