Песочная мультипликация-средство коррекционно-развивающего обучения | Наумова Виктория Александровна. Работа №310465
В данной статье представлен опыт работы повышения эффективности коррекционно-развивающего обучения детей с тяжелыми нарушениями речи по средствам создания песочной мультипликации. Данный метод работы помогает решить такие задачи: развитие графо-моторных навыков; нормализация пространственного представления; формирование темпо-ритмической организации речи; совершенствование лексико-грамматических категорий; развитие связной речи. Практика создания песочной мультипликации в ДОО показала, что это средство предоставляет уникальную возможность повысить эффективность коррекционно-развивающего процесса обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
г. Новосибирска «Детский сад № 50 комбинированного вида «Семицветик»
Песочная мультипликация как средство повышения эффективности коррекционно-развивающего обучения
детей c тяжелыми нарушениями речи.
Выполнила:
Учитель-логопед
Наумова Виктория Александровна
Новосибирск, 2023
В настоящее время педагоги отмечают увеличение числа детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях. Основной контингент данных групп составляют дети с тяжелыми нарушениями речи. Дети с ОВЗ имеют особые образовательные потребности, которые необходимо учитывать при организации образовательной деятельности и предметно-развивающей среды в группе. У данной категории дошкольников наблюдается диссоциация между речевым и психическим развитием, выражающаяся в темповой задержке речевого развития, отставании экспрессивной речи, недостаточной речевой активности. Речь аграмматична, малопонятна, недостаточно фонетически оформлена.
Формирование сенсорной, интеллектуальной, эффективно-волевой сферы у детей с ТНР также имеет свои особенности: недостаточная устойчивость внимания, ограничение возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Вышеперечисленные особенности детей с тяжелыми нарушениями речи, безусловно, требуют от педагогов поиска новых, эффективных форм и методов работы, направленных на коррекцию речевой патологии с целью повышения качества учебного процесса, а также интереса детей дошкольного возраста к образовательной деятельности.
Одним из таких методов является включение игр с песком в педагогический процесс. Песок – это загадочный природный материал. Он доступен, пластичен, может быть легким, теплым, обладает способностью принимать любые формы. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
При обыгрывании сюжета или сказки ребенок проявляет интерес к героям, желание с ними общаться, и это побуждает его к речевым высказываниям. При этом он не боится ошибиться или сделать что-то неправильно, песочную картину всегда можно переделать, изменить. Это очень важно для детей с повышенной тревожностью.
Кроме того, к таким занятиям желательно привлекать гиперактивных детей. Рисование песочных узоров очень увлекает и, как следствие, развивает усидчивость и помогает сконцентрировать внимание.
В работу с детьми младшего дошкольного возраста включаются самые простые игры и упражнения с песком с применением элементарных приемов. Ребенок в песке может искать спрятанные игрушки, пересыпать песок из одной ладошки в другую, оставлять отпечатки пальцев, руки или какого либо предмета.
На занятиях с дошкольниками старшего возраста используются игры и упражнения с применением более сложных приемов работы с песком: одновременное использование нескольких пальцев; симметричное рисование двумя руками; рисование по схеме, создание песочной мультипликации, где рисование сочетается с ритмом высказывания.
Лалетина А.Ф. в статье «Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов» говорит следующее: «Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно».
При грамотном педагогическом подходе, интерес детей дошкольного возраста к работе с песком, стремление к созданию собственного песочного мультфильма можно использовать в качестве средства развития познавательной, творческой, речевой активности.
Целью создания песочной мультипликации является повышение эффективности коррекционно-развивающего обучения и познавательной активности детей c тяжелыми нарушениями речи.
Работа с песком помогает решить такие задачи: развитие графо-моторных навыков; нормализация пространственного представления; формирование темпо-ритмической организации речи; развитие фонетико-фонематических процессов; совершенствование лексико-грамматических категорий; развитие связной речи.
Песочная мультипликация не так легка, как может показаться на первый взгляд. Для ее создания детям необходимо ознакомиться с правилами работы и основными приемами рисования песком. В качестве основного инструмента для рисования используются руки, но это не единственный инструмент. В роли дополнительных средств рисования можно использовать деревянные палочки, кисти, резиновые мячики, трафареты, фигурные формочки, предметы, оставляющие интересные отпечатки.
После изучения основных приемов рисования песком дети становятся «сценаристами» и «режиссерами», придумывают чистоговорки и небольшие стихотворения, рисуют героев на песке. Детям необходимо одновременно проговаривать текст и рисовать сюжет на песке. Это очень сложный процесс, особенно для детей с нарушением речи!
Съемочный процесс довольно затратный по времени, работа требует скрупулезности и терпения. Не с первого раза у детей получается в заданном темпе четко, правильно проговорить текст и одновременно нарисовать сюжет на песке. Однако результат, который мы видим на экране, стоит этого!
В процессе создания песочной мультипликации у детей улучшается состояние речи, дети следят за правильным произношением звуков. Повышается уровень познавательной и творческой деятельности, усиливается их самостоятельность, инициативность, активность, уверенность в своих силах. Детям легче заучивать стихи, чистоговорки, составлять рассказы, что в свою очередь положительно влияет на развитие памяти, внимания, логического мышления.
Практика создания песочной мультипликации в ДОО показала, что это средство предоставляет уникальную возможность повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.
Список используемой литературы:
Баряева
Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб
.:
2008.
Грабенко
Т.М.,
Зинкевич-Евстигнеева
Т.Д. Чудеса на песке / Т.М.
Грабенко
, Т.Д.
Зинкевич
- Евстигнеева – СПб
.:
Речь, 2008.- 340с.
Забуга
О. В. Использование элементов песочной и
акватерапии
в работе логопеда при коррекции всех сторон речи у дошкольников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII
Междунар
.
науч
.
конф
. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 189-191.
Лалетина А.Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №8. – С. 82-87.
Новиковская
О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб
.: «
ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
Сапожникова О.Б.,
Гарнова
Е.В.
«Песочная терапия в развитии дошкольников»
. М.: ТЦ Сфера, 2014-64с.
Сакович
Н.А. - Тенденции песочной терапии.
Сакович
Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А.
Сакович
– СПб
. :
Речь,2006.– 176с.