Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников | Соловьёва Наталья Аркадьевна. Работа №346262

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Песочная терапия представляет собой эффективный метод психотерапии, который находит все большее применение в дошкольном образовании. В данной статье рассматривается влияние песочной терапии на эмоционально-волевую сферу детей дошкольного возраста. Описываются основные принципы работы с песком, а также приводятся примеры занятий и их значимость для развития детей. Специальное внимание уделяется особенностям восприятия и выражения эмоций через песочную терапию, что делает этот метод особенно актуальным для работы педагогов-психологов в детских садах.

Ключевые слова: песочная терапия, эмоционально-волевая сфера, дошкольники, психология, коррекция, развитие, игра.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Соловьева Наталья Аркадьевна, педагог-психолог
ГБДОУ детский сад №45 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
Аннотация: Песочная терапия представляет собой эффективный метод психотерапии, который находит все большее применение в дошкольном образовании. В данной статье рассматривается влияние песочной терапии на эмоционально-волевую сферу детей дошкольного возраста. Описываются основные принципы работы с песком, а также приводятся примеры занятий и их значимость для развития детей. Специальное внимание уделяется особенностям восприятия и выражения эмоций через песочную терапию, что делает этот метод особенно актуальным для работы педагогов-психологов в детских садах.
Ключевые слова: песочная терапия, эмоционально-волевая сфера, дошкольники, психология, коррекция, развитие, игра.
Песочная терапия — это метод, основанный на использовании песка как средства для самовыражения и терапии. Он стал популярен благодаря своей универсальности и эффективности в работе с детьми, особенно дошкольниками. В этот период жизни дети часто испытывают затруднения в понимании и выражении своих эмоций, а песочная терапия предоставляет им возможность сделать это в безопасной и непринужденной обстановке. Песок, будучи натуральным и тактильным материалом, становится катализатором эмоционального самовыражения, позволяя детям создавать свои собственные миры и сюжеты.
Эмоционально-волевая сфера дошкольников является важным аспектом их развития. В этом возрасте дети начинают осознавать свои эмоции, учатся регулировать их и взаимодействовать с окружающим миром. Песочная терапия помогает им не только в этом процессе, но и в развитии таких навыков, как самоконтроль, устойчивость и способность к сотрудничеству. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, обсуждая свои творения, делясь впечатлениями и совместно решая возникшие проблемы. Этот процесс способствует формированию положительных эмоциональных связей, что крайне важно для их дальнейшего социального и эмоционального развития.
Песок имеет особую притягательность для детей. Он вызывает положительные эмоции, ассоциируется с игрой и творчеством. Во время работы с песком дети могут не только строить различные формы и конструкции, но и создавать целые истории. Каждый персонаж, каждая деталь в песочнице может иметь свое значение, отражая внутренний мир ребенка. Педагог-психолог, наблюдая за процессом игры, может увидеть, какие эмоции и переживания преобладают у ребенка, и использовать эти наблюдения для более глубокой коррекции эмоционально-волевой сферы.
Например, если ребенок создает замок, это может свидетельствовать о его стремлении к защите и безопасности. Если же он лепит животных или людей, это может отражать его социальные связи и желание взаимодействовать с другими. Во время песочной терапии у детей появляется возможность свободно выражать свои эмоции, не опасаясь осуждения или непонимания. Это создает атмосферу доверия и открытости, что является важным условием для эффективной коррекции.
Один из примеров занятия с песочной терапией может выглядеть следующим образом: педагог предлагает детям создать песочную композицию, в которой они будут отражать свои эмоции. Для начала педагог может предложить детям поиграть в вопрос-ответ: каждый ребенок по очереди задает вопрос о том, что он чувствует в данный момент, а остальные могут ответить, создавая песочные изображения, соответствующие их эмоциям. Это занятие помогает детям не только осознать свои чувства, но и понять, что у них есть право на разные эмоции, что способствует формированию эмоциональной грамотности.
Важно отметить, что песочная терапия не требует от детей каких-либо специальных навыков или знаний. Она основана на интуитивном понимании и естественном желании играть. Педагоги могут использовать различные техники, например, предлагать детям создавать совместные истории, в которых они будут выступать как главные герои. Это не только развивает их творческие способности, но и способствует формированию навыков общения и сотрудничества.
Еще одним важным аспектом песочной терапии является возможность работы с символами. Дети могут использовать песок для создания образов, которые представляют их эмоции и переживания. Например, лепя фигурку, которая символизирует страх, ребенок может обсудить свои переживания и найти способы преодоления этого страха. Работа с символами помогает детям лучше понимать свои эмоции и учит их говорить о том, что они чувствуют, что является важным шагом в коррекции эмоционально-волевой сферы.
Существует множество примеров успешного применения песочной терапии в практике дошкольных учреждений. В одном из детских садов педагог-психолог организовал группу по песочной терапии для детей, испытывающих трудности в общении. В ходе занятий дети научились выражать свои эмоции, создавать совместные истории и обсуждать свои переживания. В результате, уровень взаимодействия между детьми значительно повысился, а также улучшились их навыки саморегуляции и управления эмоциями.
Также стоит упомянуть, что песочная терапия может быть использована для работы с детьми, которые пережили стрессовые ситуации или травмы. Работа с песком позволяет детям выразить свои чувства и переживания, которые они не могут или не хотят обсуждать словами. Педагог-психолог, наблюдая за процессом, может предложить ребенку обсудить его переживания и найти пути их преодоления, что является важным элементом коррекции.
Песочная терапия вносит значительный вклад в развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников, помогая им справляться с негативными эмоциями, развивать социальные навыки и учиться взаимодействовать с окружающим миром. Это метод, который сочетает в себе игру и терапию, предоставляя детям уникальную возможность для самовыражения и понимания своих эмоций. Педагоги-психологи, использующие песочную терапию, становятся не только специалистами, помогающими детям, но и проводниками в мир их эмоций и чувств, что делает процесс обучения и развития более осмысленным и глубинным.
В заключение, можно сказать, что песочная терапия — это мощный инструмент в коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников. Она помогает детям научиться понимать и выражать свои эмоции, развивает навыки общения и сотрудничества, а также способствует формированию устойчивости к стрессу и негативным переживаниям. Этот метод, будучи доступным и понятным для детей, может стать основой для их успешного эмоционального и социального развития. Педагогам-психологам важно продолжать исследовать и внедрять песочную терапию в свою практику, чтобы создавать для детей безопасное и поддерживающее пространство для их роста и развития.
Список литературы
Морозова Т.Н., Толкова Н.М. Использование песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-pesochnoy-terapii-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta
Старостина Л.Д., Филиппова М.А. Песочная терапия как метод коррекции эмоциональных нарушений у дошкольников // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pesochnaya-terapiya-kak-metod-korrektsii-emotsionalnyh-narusheniy-u-doshkolnikov
Чикова И.В. Проблема эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста и её практико-инструментальное решение // БГЖ. 2017. №1 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-emotsionalnogo-neblagopoluchiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-i-eyo-praktiko-instrumentalnoe-reshenie
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×