Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Певческий голос как акустическое явление" | Князева Наталья Михайловна. Работа №350209

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Человеческий голос,его акустические свойства. механизмы его порождения изучают самые различные науки - физиология, фонетика, логопедия и др. Голосовой феномен - явление не только физиологическое, но и физическое, поэтому он становится предметом изучения такого раздела физики, как акустика. согласно акустике, звуком считается распространение колебаний в упругой среде. Человек говорит и поет в воздушной среде. Звук голоса - это колебание частиц воздуха.

С позиций акустики и физиологии постановка голоса сводится к приобретению какой - то определенной вокальной техники. Типы вокальной техники многообразны. Типы вокальной техники многообразны. Можно спеть с вибрато и без него, с опорой на дыхание и без опоры, также имитировать различные голоса и манеры пения. 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 47 имени М.Ф. Мацулевич»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

«Певческий голос как акустическое явление»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Князева Н.М.,

преподаватель

 

 

 

Новокузнецк, 2024г.

 

 

 

Оглавление

Вв

едение…………………………………………………… 3

Основной текст

……………………………………………4

1. акустические закономерности…………………..4

2. Тоновый диапазон………………………………..5

3. Динамический диапазон…………………………6

4. Сила голоса………………………………………..7

5. Тембр звука………………………………………..8

6. Вибрато…………………………………………9

7. Возвратный импеданс…………………………9

Заключение………………………………………………….10

Список литературы………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человеческий голос, его акустические свойства, механизмы его порождения изучают самые различные науки — физиология, фонетика, фониатрия, логопедия и др. Голосовой феномен — явление не только физиологическое, но и физическое, поэтому он становится предметом изучения такого раздела физики, как акустика. Согласно акустике, звуком считается распространение колебаний в упругой среде. Человек говорит и поет в воздушной среде. Звук голоса — это колебание частиц воздуха

С позиций акустики и физиологии постановка голоса сводится к приобретению какой-то определённой устойчивой вокальной техники. Типы вокальной техники многообразны. Можно спеть с вибрато и без него, с опорой на дыхание и без опоры, также имитировать различные голоса и манеры пения. Совершенствование вокальной техники певца, включает все элементы организации певческого звукообразования, развитие гибкости и подвижности голоса, создаёт базу для постепенного обогащения палитры интонационных красок его звучания. В основе разнообразия интонационных красок голоса певца лежит психологический фактор.

Вокально-техническая работа в процессе обучения производится под постоянным слуховым контролем, как педагога, так и самого певца в своем стремлении к достижению определённых акустических и эстетических норм звучания певческого голоса. Нужный акустический эффект получается вследствие нервной регуляции физиологических процессов во время пения. По мере обучения певца они достигают высокого автоматизма, оставаясь, однако, в ряде случаев доступными контролю сознания.

 

С акустической структурой певческого голоса тесно связан вопрос о качестве его звучания. Качество звучания певческого голоса – это по своей сути его биофизические характеристики, которые меняются в процессе развития певческого голоса. Развивать певческий голос – это значит методами определенных тренировок изменять физиологическое состояние голосового аппарата, в результате чего будут меняться и акустические характеристики его звучания.

Основная часть

Акустические закономерности

Рассмотрим акустические закономерности, сопутствующие изменениям качества звучания певческого голоса, как детей, так и взрослых с позиций физиологии и вокальной педагогики.

Голос обычно рассматривают по основным параметрам, таким, как частота, сила, длительность и тембр, которые, как величины, можно анализировать и по отдельности. В действительности, однако, подобный анализ не представляет собой реального выражения голоса, поскольку эти качества образуют единый неделимый комплекс.

Человеческий голос складывается из совокупности разнообразных по своим характеристикам звуков, образующихся при участии голосового аппарата. Источником голоса является гортань с колеблющимися голосовыми складками. Расстояние между голосовыми складками принято называть «голосовой щелью». При вдохе голосовая щель полностью раскрыта и приобретает форму треугольника с острым углом у щитовидного хряща. В фазе выдоха голосовые складки несколько сближаются, однако при этом не замыкают полностью просвет гортани. В момент фонации, т. е. воспроизведения звука, голосовые складки начинают колебаться, пропуская порции воздуха из легких. При обычном осмотре они кажутся сомкнутыми, так как глаз не улавливает скорости колебательных движений. При продуцировании шепота голосовые складки раскрыты, не колеблются, а выходящий из легких воздух встречает сопротивление органов артикуляции в виде щелей и смычек, что вызывает специфический шум.

Тоновый диапазон

Среди окружающих нас звуков различаются тоновые звуки и шумы. Первые порождаются периодическими колебаниями источника звука с определенной частотой. Периодичность колебаний создает в нашем слуховом органе ощущение высоты звука. Шумы появляются при беспорядочных колебаниях различной физической природы.

В голосовом аппарате человека возникают и тоновые, и шумовые звуки. Все гласные имеют тоновой характер, а глухие согласные — шумовой. Чем чаще совершаются периодические колебания, тем выше воспринимаемый нами звук. Высота звука — это субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. От частоты колебаний голосовых складок в одну секунду зависит качество высоты звука. Сколько смыканий и размыканий голосовые складки осуществляют в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха они пропускают, таковой оказывается и частота рожденного звука, то есть высота тона. Частота основного тона измеряется в герцах. Для характеристики нормального голоса существует такое понятие, как тоновой диапазон — объем голоса — возможность продуцировать звуки в определенных пределах от самого низкого тона до самого высокого. Это свойство для каждого человека индивидуально. Тоновой диапазон разговорного голоса у женщин находится в пределах одной октавы, у мужчин чуть меньше, то есть изменение основного тона при разговоре в зависимости от его эмоциональной окраски колеблется в пределах 100 Гц. Рабочий диапазон певца составляет две октавы. Известны певцы, у которых диапазон достигает четырех и пяти октав: они могут брать звуки от 43 Гц — самые низкие голоса — до 2 300 Гц — высокие голоса.

Изменение высоты основного тона создает выразительность речи. Одной из составляющих интонации является мелодика — относительные изменения высоты основного тона звуков. Речь человека весьма богата сменами мелодического рисунка: повествовательным предложениям свойственно понижение тона в конце; вопросительная интонация достигается повышением основного тона на слове, содержащем вопрос. Основной тон всегда повышается на ударном слоге.

К интонационной характеристике относится: точность, чистота звуковысотного интонирования, ширина звукового диапазона, его высотное расположение на шкале частот.

Динамический диапазон

К динамической характеристике певческого голоса относится ширина динамического диапазона голоса певца — максимальная разница между звуком самым тихим (piano) и самым громким (forte). Большой динамический диапазон (до 30 дБ) — необходимое условие для профессиональных певцов, также важно это и в разговорном голосе, для выразительности речи. Ширина динамического диапазона голоса певца является весьма важной его биофизической характеристикой, так как она определяет границы использования нюансировки при исполнении вокальных произведений. В процессе обучения ширина динамического диапазона может меняться. Характер этих изменений является объективным показателем эффективности той или иной методики, которую использует педагог в своей работе.

 

Сила голоса

Сила голоса, его мощность, зависит от интенсивности амплитуды колебаний голосовых складок и измеряется в децибелахчем больше амплитуда этих колебаний, тем голос сильнее. Однако в большей степени это зависит от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких в момент фонации. Вот почему, если человек собирается громко крикнуть, он предварительно делает вдох. Сила голоса зависит не только от количества воздуха в легких, но и от умения расходовать выдыхаемый воздух, поддерживая постоянное подскладочное давление. При нарушении координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением происходит потеря силы голоса и изменение его тембра.

Обычный разговорный голос, по данным разных авторов, составляет от 40 до 70 дБ. Голос певцов имеет 90—110 дБ, а иногда достигает 120 дБ — силы шума авиационного мотора. Слух человека обладает адаптационными возможностями. Однако и при адаптационных возможностях человеческого слуха сильные звуки небезразличны для организма: при 130 дБ наступает болевой порог, 150 дБ — непереносимость, а сила звука в 180 дБ для человека смертельна.

Тембр звука

Тембр звука - существенная характеристика голоса. По его качеству мы узнаем знакомых людей, известных певцов, даже не видя их. В человеческой речи все звуки сложны. Тембр отражает их акустический состав, т. е. строение. Каждый звук голоса состоит из основного тона, и многочисленных добавочных обертонов более высокой, чем основной тон, частоты. Частота обертонов в два, три, четыре и так далее раз больше, чем частота основного тона. Любой звук можно проанализировать на специальном приборе – звуково спектометре, где звук разлагается на отдельные составляющие его обертоны. Каждый гласный в своем обертоновом составе содержит области усиленных частот, которые характеризуют только этот звук тембр. Эти области называются формантами гласных. У разных людей форманты даже в одних и тех же гласных несколько отличаются по своему частному положению, ширине и интенсивности. В звуке их несколько. Для его различения достаточно двух первых формант. Первая форманта — диапазон частот 150—850 Гц — при артикуляции обеспечивается степенью подъема языка. Вторая форманта — диапазон 500—2 500 Гц — зависит от ряда гласного звука. Звуки обычной разговорной речи располагаются в области 300—400 Гц. От того, в каких частотных областях возникают обертоны, зависят такие качества голоса, как его звонкость, полетность. Индивидуальные особенности формант и придают голосу каждого человека неповторимый, присущий только ему одному тембр.

Изучением тембра голоса занимаются и в нашей стране (В. С. Казанский, 1928; С. Н. Ржевкин, 1956; Е. А. Рудаков, 1864; М. П. Морозов, 1967), и за рубежом (В. Бартоломью, 1934; R. Husson, 1962; Г. Фант, 1964). Тембр формируется благодаря резонансу, возникающему в полостях рта, глотки, гортани, трахеи, бронхов. Резонанс — это резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний. Взаимосвязанная система резонаторов усиливает обертоны и влияет на сам характер колебаний голосовых складок, активизирует их, и вызывает еще большее резонирование. Выделяют два основных резонатора — головной и грудной. Головной резонатор - это полости расположенные в лицевой части головы, выше нёбного свода — носовая полость и ее придаточные пазухи. При использовании верхних резонаторов голос яркий, полетный. У говорящего или поющего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые части черепа. При грудном резонировании происходит вибрация грудной клетки, резонаторами служат трахея и крупные бронхи. Тембр голоса «мягкий». Хороший, полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы.

Вибрато

Еще одно качество голоса - «вибрато». Вибрато - результат периодических изменений высоты и силы голоса. В голосе хорошего певца - вы услышите, что он слегка колеблется с частотой примерно 5...7 пульсаций в секунду. Это и есть вибрато. Это частота вибрато звука наиболее благозвучна: более редкие колебания воспринимаются как качание звука, а более частые - как дрожание («барашек» в голосе). Пульсации вибрато делают голос живым. Если вибрато нет, голос кажется безжизненным и невыразительным, по образному выражению вокалистов «прямым». Детские голоса, за исключением голосов у специально обученных исполнителей, не обладают вибрато.

Возвратный импеданс

Оптимальные условия для функционирования голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях (надставной трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, проходящего сквозь колеблющиеся голосовые складки в момент фонации. Это сопротивление называется возвратным импедансом. При формировании звука «на участке от голосовой щели до ротового отверстия возвратный импеданс проявляет свою защитную функцию, создавая в рефлекторном адаптационном механизме предварительные условия для наиболее благоприятного, быстро повышающегося импеданса». Возвратный импеданс на тысячные доли секунды предваряет фонацию, создавая для нее наиболее благоприятные щадящие условия. При этом голосовые складки работают с малой затратой энергии и хорошим акустическим эффектом. Феномен возвратного импеданса — один из важнейших защитных акустических механизмов в работе голосового аппарата.

 

Заключение

Голос - в своем роде уникальное явление и как акустический феномен, и как анатомо-физиологическое действие, а также в силу своего социального значения. Полноценную информацию можно передавать, обладая здоровым, красивым голосом, который служит и средством общения, и орудием производства для людей огромного числа профессий — педагогов, актеров, политических деятелей и др. Классификация человеческих голосов - чрезвычайно сложный субъективный процесс. Несмотря на быстрое развитие методов научных исследований, все еще не найден способ объективного анализа безграничного числа разновидностей и сочетаний основных свойств голоса. Наиболее совершенным пока еще остается опытное ухо вокального педагога. Поэтому классифицирование речевого и певческого голоса является весьма трудной задачей.

Рассмотренные акустические свойства присущи нормальному, здоровому голосу. У всех людей в результате вокальной практики формируется достаточно четкое представление о голосовой норме детей и взрослых в зависимости от пола и возраста. В логопедии «под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности». Это в полной мере относится и к определению нормы голоса. Здоровый голос должен быть достаточно громким, высота его основного тона соответствующей возрасту и полу человека, соотношение речевого и носового резонирования должно быть адекватным фонетическим закономерностям данного языка.

Необходимость совершенствовать голос, исправлять его врожденные или приобретенные недостатки побуждает разные науки изучать голосовую функцию, ее возможности и особенности. Акустика анализирует звук голоса в качестве физического явления, физиология объясняет механизм порождения звука в голосовом аппарате, фониатрия как раздел медицины рассматривает заболевания, методы лечения и профилактики расстройств голосовой функции.

 

 

Список литературы

1. Бархатова И. Б. Гигиена голоса для певцов, 2014, 112 с.

2. Плужников К.И. Механика пения. Принципы постановки голоса + DVD. 2013 г., 96 с. 

3. Плужников К.И. Вокальное искусство. 2013 г., 112 с. (эл. ресурс) 

4. Морозов Л.Н. Школа классического вокала + DVD. 2013 г.,48 с. (эл. Ресурс

5. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. 2008 г., 592 с. 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×