Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Письмо и его особенности у детей с нарушениями развития: практические рекомендации для учителей | Зотова Мария Анатольевна. Работа №345744

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Данная статья посвящена особенностям письма у детей с нарушениями развития, а также практическим рекомендациям для учителей-дефектологов, работающих в начальной школе. Рассматриваются основные трудности, которые могут возникать у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и других нарушениями развития. Особое внимание уделяется методам и средствам, которые могут помочь в процессе обучения письму, а также важности интеграции физических и психомоторных упражнений в учебный процесс.

Ключевые слова: письмо, нарушения развития, дефектология, начальная школа, практические рекомендации, коррекционная работа, мелкая моторика, интеграция, обучение.

ПИСЬМО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ: ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Зотова Мария Анатольевна, учитель-дефектолог

ГБОУ Школа 1748 "Вертикаль", г.Москва

Аннотация. Данная статья посвящена особенностям письма у детей с нарушениями развития, а также практическим рекомендациям для учителей-дефектологов, работающих в начальной школе. Рассматриваются основные трудности, которые могут возникать у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и других нарушениями развития. Особое внимание уделяется методам и средствам, которые могут помочь в процессе обучения письму, а также важности интеграции физических и психомоторных упражнений в учебный процесс.

Ключевые слова: письмо, нарушения развития, дефектология, начальная школа, практические рекомендации, коррекционная работа, мелкая моторика, интеграция, обучение.

Письмо является одной из ключевых наук в обучении детей в начальной школе. Однако для детей с нарушениями развития процесс овладения этой важной навыком может быть значительно усложнен. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и применять дифференцированный подход в обучении, что позволит создать оптимальные условия для успешной коррекции и становления навыков письма.

Письмо является основным средством общения в школьной среде и служит не только для передачи информации, но и для формирования у детей определенных социальных навыков. У детей с нарушениями развития письму зачастую уделяется недостаточно внимания, что может привести к эмоциональным и социальным трудностям.

Письменная речь позволяет детям выражать свои мысли, чувства и впечатления. Для детей с нарушениями развития письму отвели особую роль в коррекционных программам, поскольку оно помогает развивать когнитивные процессы, такие как память, внимание и мышление.

Успешное письмо включает в себя несколько ключевых компонентов: моторные навыки, зрительно-пространственное восприятие, фонематические навыки и орфографические умения. Для детей с нарушениями развития важно развить все эти компоненты в комплексе.

Дети с нарушениями развития сталкиваются с рядом трудностей, которые могут затруднять процесс освоения письма:

Моторные трудности. Мелкая моторика играют ключевую роль в умении писать. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (например, ДЦП) часто наблюдаются проблемы с координацией движений рук, что затрудняет процесс письма.

Зрительно-пространственные нарушения.

Нарушения зрительно-пространственного восприятия могут привести к тому, что дети не могут правильно располагать буквы на странице, что усложняет процесс письма.

Когнитивные трудности. Дети с нарушениями развития также могут иметь фонематические проблемы, что делает их менее способными к восприятию звуковой структуры языка.

Для эффективного обучения письму детей с нарушениями развития учителям стоит учитывать несколько практик, направленных на преодоление вышеперечисленных трудностей.

Одним из наиболее эффективных способов помочь детям с нарушениями развития освоить письмо является развитие мелкой моторики. Для этого можно использовать различные пособия и инструменты, такие как:

Игры с мелкими предметами (пазлы, мозаики);

Изготовление поделок;

Упражнения на сжатие и разжатие рук.

Важно создавать спокойную и комфортную обстановку во время занятий. Это поможет детям сосредоточиться на занятиях и снизит уровень тревожности. Уголок для письма может быть оформлен ярким и приятным образом, чтобы вызвать интерес к процессу.

Использование специальных тетрадей и ручек может существенно облегчить процесс письма. Например:

Тетради с крупными клетками помогут детям лучше ориентироваться на странице;

Ручки с эргономичной формы снизят напряжение в руках.

Использование планшетов и компьютерных программ может также быть полезным, особенно для детей, которые лучше увлекаются технологией. Различные приложения для тренировки письма и графики могут привлечь внимание детей и сделать процесс обучения веселым и увлекательным.

Регулярные коррекционные занятия, направленные на развитие навыков письма, могут значительно повысить уровень успеваемости детей. Занятия могут включать в себя:

Развивающие упражнения на грамотность;

Игры на развитие внимания и памяти;

Творческие задания, связанные с написанием рассказов или сказок.

Примеры успешных практик.

Существуют примеры успешных практик, которые могут быть полезны учителям:

Проект "Читаем вместе": В этом проекте ученики разных классов работают вместе над созданием книг, что стимулирует их писать и развивать свои навыки.

Кружок "Творческие писатели": Такие кружки могут помочь детям с нарушениями развития выразить свои мысли и чувства через творчество.

Обучение письму детей с нарушениями развития — это сложный и многогранный процесс, требующий внимания, профессионализма и любви к своему делу. Применяя описанные выше методы и стратегии, учитель может значительно улучшить успехи своих учеников в овладении этим важным навыком. Каждому ребенку важно предоставить возможность научиться писать с радостью и интересом, а учитель является ключевой фигурой в этом процессе.

Список литературы

А.В. Криницына Особенности и принципы разработки психолого-педагогических рекомендаций обучающимся с тяжелым недоразвитием речи // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. №6-2 (93). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-printsipy-razrabotki-psihologo-pedagogicheskih-rekomendatsiy-obuchayuschimsya-s-tyazhelym-nedorazvitiem-rechi.

Чумак, Н. В. Коррекция оптической дисграфии у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи / Н. В. Чумак, А. А. Асюченко, Е. И. Груздова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 39-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/475/17726/

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×