План – конспект осенней прогулки в старшей группе компенсирующей направленности | Воронцова Людмила Викторовна. Работа №353207
План – конспект осенней прогулки в старшей группе компенсирующей направленности
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.
План – конспект осенней прогулки в старшей группе компенсирующей направленности
Цель:
✓ Обобщить и систематизировать знания детей об осени (закрепить понятия: ранняя, золотая, поздняя);
✓ Продолжить знакомство с рябиной, с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;
✓ Закрепить знания детей о труде взрослых осенью. Развивать знания учебной деятельности: умение логически отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою мысль. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
✓ Приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим. Развивать подвижность.
✓ Развивать ловкость при выполнении движений, быстроту, выносливость;
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя о берёзе и её свойствах.
«Березка – это единственное дерево на Земле с белой корой. Березка считается символом России. На всей территории нашей страны произрастают различные виды березы. Береза лечит людей своими почками, листьями, соком; из веток делают банные веники и метлы; березовые дрова дают много тепла, ими топят печи».
Рассматривание изображений берёзы и гербария осенних листьев.
Ход прогулки
1. Наблюдение.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сегодня чудесный денёк, подойдите ко мне поближе. Я загадаю вам загадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Как такое время года зовётся? (осень)
Воспитатель: Ребята, а какие приметы осени, вы знаете? ( Стало холодно, желтеют и опадают листья, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки, дни становятся короче, ночи длиннее, насекомые и животные готовятся к зиме)
Воспитатель: Да, осень - это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становится холоднее день ото дня, часто идут дожди. К концу осени - заморозки. Перелётные птицы улетают на юг, зимующие - перебираются поближе к людям.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода? (Ясная)
Почему? (Ярко светит солнце, нет дождя)
Дыхательное упражнение
Воспитатель: Посмотрите, какой сегодня день, светит ли нам солнышко, дует ли ветерок? Давайте подышим свежим, осенним воздухом. Вдохнем поглубже свежего воздуха – делаем вдох носом – выдох через рот.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой разноцветный ковёр укрыл землю. Что это за ковёр?
(Осенние опавшие листья)
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберем. (поочередно загибаем пальцы)
Маме осенний
Букет отнесем. (сжимаем пальчик кулачок и вытягиваем вперед ладошки ) Давайте возьмём листочки в руки, какие они на ощупь? (сухие, шершавые, шелестят)
- Как шелестят листочки? (ш-ш-ш-ш-ш)
- Ребята, а кто может ответить, с какого дерева эти листочки? (да, с березы)
- Давайте рассмотрим березку. Интересно, как она выглядит в октябре – в середине осени. Посмотрите, ребята, не ней совсем не осталось листьев. Какого цвета на ней листья были? (Ответы) Где они сейчас? (Ответы) Есть ли листья под деревом, на земле, какого они цвета? (Ответы) Где листьев больше: на дереве или под ним? (Ответы)
— Да, со всех деревьев облетают листья, а на одном дереве остались красивые ягоды:
Осень в сад к нам пришла
Красный факел зажгла,
Здесь дрозды с утра снуют,
И, галдя, ее клюют. (Рябина)
Воспитатель подводит детей к знакомой рябине.
— Какие изменения произошли с рябиной? ( Листья облетели, а кисти ягод остались висеть)
— Ребята, смотрите, что мы видим на земле? Откуда взялись там ягоды? (Их уронили птицы)
— Как вы думаете, какие птицы побывали на нашей рябине?
Рябина любимое лакомство дроздов. Их так и называют «дрозды-рябинники». Видно, что ощипывали дрозды рябину торопливо, много обрывков на кистях оставили. (Если удастся обязательно понаблюдать, как птицы клюют ягоды рябины). Кроме дроздов рябину любят и другие птицы. Например, свиристели. Эту красивую птичку еще называют красава. Для дроздов и свиристелей рябина является кормушкой. А если ягоды остаются до зимы, то прилетают полакомиться рябиной снегири.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Береза – берёзка – берёзонька; Рябина – рябинка – рябинушка; Птица – птичка;
2. Подвижная игра «К дереву беги!».
Воспитатель называет детям дерево. Например, «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три, к березе беги!» Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра. Бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!» Затем педагог называет другое дерево. Игра повторяется 2-3 раза.
После игры воспитателю передают конверт с письмом.
3. Трудовая деятельность.
Воспитатель: Ребята нам пришло письмо. Оно от Природоведа, давайте его прочтём.
«Дорогие ребята! Я, Природовед, помогаю природе подготовиться к зиме. Помогите мне, пожалуйста, собрать осенние листья. Мне одному не справиться. Природовед».
Воспитатель: Ребята поможем Природоведу навести порядок на нашем участке? (Поможем)
Дети вместе с воспитателем собирают опавшие листья в мешки. После выполнения заданий, в беседке неожиданно находят корзинку с яблоками.
Воспитатель: Ребята здесь корзинка с яблоками, интересно от кого она? Да это от Природоведа. Он благодарит нас за помощь и угощает нас осенними яблоками. В группе мы их помоем и съедим.
Воспитатель: Ну что же, ребята, я думаю, мы славно потрудились. Теперь самое время отдохнуть и поиграть в свои любимые игры
4.Индивидуальная работа: «Осень».
Цель: расширить словарный запас; активизировать все компоненты устной речи.
5.Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным оборудованием по интересам.