План-конспект открытого урока "Работа над фразировкой в классе фортепиано" | Эвелина Юрьевна Володина. Работа №350366
Предложенный материал содержит план-конспект отрытого урока "Работа над фразировкой в классе фортепиано". Сформулирована тема, цель и задачи занятия. Даётся пошаговое описание, основные ключевые моменты и краткое изложение работы на уроке. Данный материал рекомендуется педагогам ДШИ и ДМШ для подготовки к открытому уроку.
БОУ ДО «ДШИ № 2 имени А.А.Цыганкова»
План-конспект открытого урока:
«Работа над фразировкой
в классе фортепиано»
Подготовила:
Преподаватель: Володина Эвелина Юрьевна
г.Омск, 2024г.
План-конспект открытого урока
Тема урока: «Работа над фразировкой в классе фортепиано»
Обучающаяся: ученица 4 класса
Образовательная программа: Дополнительная предпрофессиональная программа «Специальность и чтение с листа» (Фортепиано).
Тип урока: традиционный
Форма урока: индивидуальная работа с обучающимся
Продолжительность урока: 40 минут
Методические приемы:
1. Словесные: комментарии, беседа, пояснения практического действия.
2. Практические: практические задания.
3. Познавательные: объяснительно-иллюстративный, сравнительный.
Реализуемые педагогические технологии:
1. Личностно-ориентированные технологии.
2. Технологии развивающего обучения.
3.Технологии творческой деятельности.
4.Здоровьесберегающие технологии
Цель урока: Формирование у обучающейся устойчивого понятия «фразировка» через раскрытие основных принципов её построения.
Задачи урока:
Образовательные:
- -познакомить с основными составляющими фразировки в музыке;
- обучить логике развития музыкальной речи;
- научить осмысленно исполнять отдельные построения, связывая их в единое целое, в законченную мысль.
Развивающие:
- развить умение самостоятельно анализировать музыкальную ткань произведения и делить её на фразы;
- раскрыть новые грани творческой индивидуальности обучающегося.
Воспитательные:
- воспитание осознанного отношения к работе над произведением;
- воспитание художественного и музыкального вкуса.
Оборудование: фортепиано, нотная литература, учебно-методическое пособие, аудиоматериал, наглядное пособие.
Межпредметные связи: специальность, сольфеджио, музыкальная литература.
Структура урока
Организационная часть (
2
мин.)
Обозначение темы, цели и задач урока.
II.Основная часть (теория и практика).
1. Гамма Ре мажор, аккорды и арпеджио (6 мин.).
Работа над движением мелодической линии, над ровностью звукоизвлечения, над динамикой, аппликатурой, игра разными ритмическими рисунками. Работа над аккордами, короткими и длинными арпеджио.
2. К. Черни Этюд соч. 849, № 27 (15 мин.).
С.
Майкапар
«
Тарантелла
»
(15
мин.)
Анализ музыкальной ткани каждого произведения. Нахождение предложений и членение их на фразы и мотивы. Определение средств музыкальной выразительности, с помощью которых достигается желаемый художественный образ.
III. Заключительная часть урока (2 мин.)
Подведение итога, оценка достигнутого результата, домашнее задание.
Ход урока
I.Организационная часть.
Обозначение темы и цели урока.
Фраза – это сочетание слов, выражающее законченную мысль.
Фразировка – это средство музыкальной выразительности, представляющее собой художественно-смысловое выделение музыкальных фраз, с помощью которого выявляется содержание и логика музыкальной мысли произведения. Музыкальная фраза представляет собой небольшой, относительно завершённый музыкальный оборот. Фразы отделяются одна от другой цезурами – дыханием или паузой. Начальным элементом любой фразировки является мотив. Составляющие фразировки: логический акцент или кульминация, динамические оттенки, метрическая пульсация. Самой большой музыкальной фразой называют период, который состоит из 16 тактов, в свою очередь он делится на два предложения по 8 тактов, предложения делятся на фразы по четыре такта, а фразы на мотивы по два такта в каждом.
II.Основная часть (теория и практика).
Гамма Ре мажор, аккорды и арпеджио. Исполнение гаммы с ощущением целостности, ровности и объединённости движения. Представление гаммы, как непрерывающейся линии, которая развивается динамически и, по мере движения вверх или вниз, окрашивается различными тембральными красками. Работа над исполнением гаммы, как самостоятельного произведения со своей мелодической линией, тембральной окраской и динамическим развитием. Исполнение гаммы различным ритмическим рисунком: пунктирный ритм, чередование четырёх быстрых и четырёх медленных звуков. Неустанный слуховой контроль за нежелательными акцентами, которые возникают при игре первым пальцем.
Работа над аккордами также происходит с ощущением непрерывности: один аккорд переходит в другой (отсюда взяли, туда положили), учитывается тембральная окраска и динамика.
При работе над арпеджио играем предельным легато, мыслим по четыре звука, объединяем и чувствуем развитие этих небольших мотивов, учитываем окраску каждого регистра и динамическое развитие.
К. Черни Этюд соч. 849, № 27
Этюд имеет простую трёхчастную форму. Первая и вторая части состоят из двух предложений по восемь тактов, а третья часть из 12 тактов – предложение (8 тактов) плюс фраза (4 такта). Можно определить последние четыре такта, как Коду (конец) произведения. Техническая сложность данного Этюда заключается в том, что в первой и третьей частях мелодия исполняется левой рукой скачками из малой октавы во вторую и третью октавы, а сопровождение, которое играет правая рука, находится, как бы внутри, между голосами нижних и верхних звуков. Работаем над левой рукой отдельно. Сначала исполняем только нижние звуки в малой октаве, чувствуем, как идёт динамическое развитие, куда движется мелодия, находим логический акцент. Затем проигрываем отдельно верхние звуки, находим там смысловые акценты, выстраиваем динамически. После этого, объединяем нижний и верхний голос.
Приступаем к работе над правой рукой, слышим скрытый голос в первом пальце на «ми», подчиняем динамическое развитие аккомпанемента развитию в левой руке. Объединяем обе руки, учитывая всё проделанное выше.
Во второй части мелодия переходит в правую руку и распределяется также между нотами второй и третьей октавы наверху и малой и большой октавами внизу. Сопровождение в левой руке находится между этими голосами. Здесь более чётко определяется мелодическая линия в верхнем голосе, а нижние звуки воспринимаются, как подголоски, как ритмическое наполнение. Нисходящее движение первой фразы в верхних нотах, исполняемых на форте, уходит на диминуэндо. Смысловой акцент приходится на первую ноту «ре бемоль». Также строится и вторая фраза. В левой руке находим скрытый голос в пятом пальце и проигрываем его отдельно. Подчиняем левую руку правой. Соединяем.
Работа над третьей частью происходит по аналогии с работой над первой.
В Коде руки, как бы встают на свои места, в правой в первых двух тактах фразы - стремительные гаммообразные движения вверх и вниз, в левой – аккорды, в двух последних, наоборот в левой альбертиевы басы, а в правой восьмые на стаккато. Прорабатываем отдельно каждую руку. В правой находим смысловой акцент, делаем крещендо шестнадцатыми наверх к «ми бемолю» (sf), затем, прорабатываем восьмые с ощущением перехода одного звука в другой. В левой работаем над акцентируемыми аккордами, переходящими в шестнадцатые, чувствуем фразировку и динамику.
С. Майкапар «Тарантелла»
«Тарантелла» представляет собой простую трёхчастную форму. Первая часть начинается с затакта и состоит из 19 тактов. Вторая часть содержит 16 тактов. Третья - 22 такта. В первой части находим фразы и предложения. Размер 6\8 предполагает стремление к первой доле. В правой руке мелодия, в левой – аккомпанемент. В каждой фразе определяем смысловые акценты, динамическое развитие, законченную мысль. Первая фраза – низходящая, вторая идёт снизу вверх и обратно. Работаем отдельно каждой рукой, чувствуем фразировку. Соединаем.
Во второй части мелодия восьмыми представляет собой волнообразное движение, спады и падения. Находим смысловые акценты и динамическое развитие. Работаем каждой рукой и соединяем.
В третьей части фразировка повторяет строение мелодии в первой части. Продолжаем дальше работать, как и над первыми двумя частями.
III.Заключительная часть урока
1.Рефлексия
Вопросы к обучающейся:
1.Все ли поставленные задачи были решены во время урока?
2.Какие знания, полученные на уроке, будут полезны в дальнейшей работе над произведениями?
3.Как ты оцениваешь результат своей деятельности на уроке?
4. Какое эмоциональное состояние у тебя вызвал сегодняшний урок?
2. Подведения итогов занятия
1. Качественная оценка педагога.
2. Итоги работы самой обучающейся.
3. Задание на дом
Гамма Ре мажор: Продолжать работать над звукоизвлечением, ровностью и звуковедением в гаммах, аккордах и арпеджио. Чувствовать развитие мелодической линии используя динамические оттенки и тембральную окраску.
Этюд: Работать над интонированием, развитием каждой фразы, следить за звукоизвлечением, динамикой и качеством звука.
«Тарантелла»: Цельно охватывать музыкальную ткань, работать над штрихами, динамикой, характером, фразировкой.