План-конспект открытого урока "Работа над фортепианной техникой в младших классах" | Ножкина Елена Сергеевна. Работа №222882
Автор: Ножкина Елена Сергеевна
Статья затрагивает проблемы технического развития учащихся,приводятся примеры работы над этюдами.
Открытый урок
«Техническое развитие ученика в младших классах»
преподаватель Ножкина Елена Сергеевна Фортепианное отделение
28 апреля 2015 г.
К 3 классу обучения главное внимание уделяется систематической работе над разными видами мелкой техники. В первую очередь это различные типы гаммаобразных изложений, затем приемы репетиционной одноголосной игры и игры ломаными интервалами, обеспечивающей пальцевую независимость и гибкость кистевых движений. Таким образом, гаммаобразная техника вырабатывается в комплексном единстве с другими видами мелкой техники, предусматривающими узкий позиционный диапазон. Значительно меньше места занимает работа над арпеджио. На данном этапе оно усваивается преимущественно на коротких трехзвучных и четырехзвучных позиционных группах и лишь изредка на длинных арпеджио в две октавы. Аккордово – интервальная игра ограничивается исполнением узко расположенных трезвучий и их обращений, нешироких двузвучий.
При постепенном овладении различными видами мелкой техники перед учеником ставится ряд задач. В первую очередь следует акцентировать внимание на навыках беглости в сочетании с ритмо – динамической точностью исполнения. Однако, пальцевая подвижность предполагает свободу, пластичность, ритмичность игры, организованность движений всей руки (в плече, локте, кисти), связанных с непосредственными пальцевыми движениями. Так, при естественном положении локтя, большое внимание на развитие пальцевой техники оказывают своего рода комбинированные движения в кисти – сочетание плавных боковых (горизонтальных) с пружинящими эластичными (вертикальными) движениями. Упущение всех этих моментов в работе приводит к явлениям мышечной зажатости, скованности.
Систематическое прохождение этюдов необходимо для успешного развития ученика. Значение этого жанра заключается в том, что этюды позволяют сосредоточиться на разрешении типических исполнительских трудностей и что они сочетают специально технические задачи с задачами музыкальными. Тем самым исполнение этюдов создает предпосылки для плодотворной работы над техникой.
Чтобы извлечь из этюда максимальную пользу, важно обратить внимание не только на чисто технические задачи, но и на возможно более тщательную музыкальную отделку произведения. Надо помнить, что работа над хорошим качеством звучания: над фразировкой даже в самых, казалось бы, элементарных технических фигурах, воспроизведение всех деталей голосоведения – все это в большей степени способствует успешному преодолению технических трудностей. Ученик должен проникнуться мыслью, что достижение нужной беглости в этюде, как и в любой пьесе художественной литературы – не цель, а лишь средство для выразительного красивого исполнения сочинений.
Специальное назначение этюдов вызывает необходимость особо пристального внимания к разрешению имеющихся в них трудностей. Для того, чтобы эта работа велась более осознано, ученику важно составить о них вполне ясное представление. Поэтому при знакомстве с новым этюдом, помимо обычного разбора нотного текста, полезно проделать разбор специально технический - выяснить характерные, с этой точки зрения, особенно его фактуры. В работе над преодолением технических трудностей следует использовать всевозможные приемы: проигрывание в различных темпах, вычленения, ритмические варианты, транспонирование отдельных его построений, специальные украшения. Не нужды, однако, в каждом этюде обязательно использовать все способы. Надо выбрать те, которые наиболее полезны в том или ином случае и всего быстрее ведут к осуществлению намеченной цели.
Ход урока
К. Черни ( Гермер), этюд №28, т.1
(ученик 3 класса Новиков Андрей)
Начальное ознакомление должно сочетаться с музыковедческим и музыкально – теоретическим анализом. Этот анализ заключается в следующем:
1) производится начальный структурный анализ данного произведения, устанавливается основное членение пьесы;
2) производится начальный мелодический и гармонический анализ, т.е. расшифровывается движение голосов, устанавливаются кульминационные моменты, осознается общий модуляционный план.
В ходе проигрывании определяем с ученицей содержание (мелодия и аккомпанемент), основное членение мелодии (секвенционное, движение триолями), вид аккомпанемента (интервально – аккордовый), тональности. Для более легкого прослеживания динамики придумываем образы:
секвенции – «ручейки»
опорные ноты - «камушки»
Определяем, как учить технические формулы:
Секвенции –
От разных нот гаммы
В разных октавах
Н
а легато
Гамма –
Пунктирным ритмом.
Методом вычленения с
ильной доли в триоли
.
Опевание -
Методом «накопления».
Аккомпанемент -
В аккомпанементе присутствует
двухголосье
Проучиваем терции в верхнем голосе
И
спользуем прием пронации.
К.Черни.соч.718.Этюд № 11.
При работе над трудными этюдами, неизбежно приходится длительно работать над отдельными звеньями или так называемыми техническими формулами.
Для того, чтобы эта работа не приедалась, чтобы внимание не притуплялось, а активность воображения и самоконтроль не ослабевали, в педагогической практике с давних пор стали изобретать разные способы варьирования повторений при работе.
Значение таких вариантов в том, что они и подчеркивают и выводят на передний план некоторые отдельные стороны техники и через укрепление этих сторон улучшают технику в целом.
После исполнения этюда использовались следующие варианты работы:
Изменение регистра и тональности.
Изменение окраски.
Изменение метроритмики.
Изменение штрихов.
Способ дублирования.
Способ
арпеджирования
аккордов.
Способ частичного собирания мелодических линий в аккорды.
Расположение партии одной руки между двумя руками.
Выбрасывание некоторых звуков из пассажа для удобного исполнения.
Выучивание от конца к началу.
Беззвучная игра «немым способом».
Характерным для итогового этапа работы над всеми этюдами является сосредоточенное, творчески приподнятое исполнение всех этюдов целиком. Во время исполнения нужно стараться уловить те моменты, где:
имели место
двигательно
– технические неловкости,
где имели место признаки физического утомления,
где были шероховатости звучания или ритмики,
где забылся текст,
где оказались недостаточные (или чрезмерные) кульминации,
где неровен темп и т.д.
Цитаты на конец урока
«Этюды – это пища не только для пальцев, но и для ума».
«Играя на рояле, надо постоянно задавать себе вопрос: «Бить или не бить?».
«Десять пальцев пианиста – это уникальный оркестр, где исполнителей не выбирают, их нельзя выгнать, уволить, их можно только воспитывать».
Используемая литература
1.Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой», М., «Фигаро- центр», 1996.
2.Шмидт – Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков», Л. «Музыка», 1973
3.Щапов А. «Фортепианная педагогика», М., «Советская Россия», 1960.
4.Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано», М., «Музыка», 1971