Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

План-конспект открытого урока "Работа над фортепианной техникой в младших классах" | Ножкина Елена Сергеевна. Работа №222882

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ножкина Елена Сергеевна
Статья затрагивает проблемы технического развития учащихся,приводятся примеры работы над этюдами.


                        Открытый урок

«Техническое развитие ученика в младших классах»

преподаватель Ножкина Елена Сергеевна Фортепианное отделение

                                                               28 апреля 2015 г.

         

К 3 классу обучения   главное внимание уделяется систематической работе над разными видами мелкой техники. В первую очередь это различные типы гаммаобразных изложений, затем приемы репетиционной одноголосной игры и игры ломаными интервалами, обеспечивающей пальцевую независимость и гибкость кистевых движений. Таким образом, гаммаобразная техника вырабатывается в комплексном единстве с другими видами мелкой техники, предусматривающими узкий позиционный диапазон. Значительно меньше места занимает работа над арпеджио. На данном этапе оно усваивается преимущественно на коротких трехзвучных и четырехзвучных позиционных группах и лишь изредка на длинных арпеджио в две октавы. Аккордово – интервальная игра ограничивается исполнением узко расположенных трезвучий и их обращений, нешироких двузвучий.

          При постепенном овладении различными видами мелкой техники перед учеником ставится ряд задач. В первую очередь следует акцентировать внимание на навыках беглости в сочетании с ритмо – динамической точностью исполнения. Однако, пальцевая подвижность предполагает свободу, пластичность, ритмичность игры, организованность движений всей руки (в плече, локте, кисти), связанных с непосредственными пальцевыми движениями. Так, при естественном положении локтя, большое внимание на развитие пальцевой техники оказывают своего рода комбинированные движения в кисти – сочетание плавных боковых (горизонтальных) с пружинящими эластичными (вертикальными) движениями. Упущение всех этих моментов в работе приводит к явлениям мышечной зажатости, скованности.

          Систематическое прохождение этюдов необходимо для успешного развития ученика. Значение этого жанра заключается в том, что этюды позволяют сосредоточиться на разрешении типических исполнительских трудностей и что они сочетают специально технические задачи с задачами музыкальными. Тем самым исполнение этюдов создает предпосылки для плодотворной работы над техникой.

         Чтобы извлечь из этюда максимальную пользу, важно обратить внимание не только на чисто технические задачи, но и на возможно более тщательную музыкальную отделку произведения. Надо помнить, что работа над хорошим качеством звучания: над фразировкой даже в самых, казалось бы, элементарных технических фигурах, воспроизведение всех деталей голосоведения – все это в большей степени способствует успешному преодолению технических трудностей. Ученик должен проникнуться мыслью, что достижение нужной беглости в этюде, как и в любой пьесе художественной литературы – не цель, а лишь средство для выразительного красивого исполнения сочинений.

          Специальное назначение этюдов вызывает необходимость особо пристального внимания к разрешению имеющихся в них трудностей. Для того, чтобы эта работа велась более осознано, ученику важно составить о них вполне ясное представление. Поэтому при знакомстве с новым этюдом, помимо обычного разбора нотного текста, полезно проделать разбор специально технический  - выяснить характерные, с этой точки зрения, особенно его фактуры. В работе  над преодолением технических трудностей следует использовать всевозможные приемы: проигрывание в различных темпах, вычленения, ритмические варианты, транспонирование отдельных его построений, специальные украшения. Не нужды, однако, в каждом этюде обязательно использовать все способы. Надо выбрать те, которые наиболее полезны в том или ином случае и всего быстрее ведут к осуществлению намеченной цели.

                                        Ход урока

             

                                    К. Черни ( Гермер), этюд №28, т.1

                         (ученик 3 класса Новиков Андрей)

          Начальное ознакомление должно сочетаться с музыковедческим и музыкально – теоретическим анализом. Этот анализ заключается в следующем:

1) производится начальный структурный анализ данного произведения, устанавливается основное членение пьесы;

2) производится начальный мелодический и гармонический анализ, т.е. расшифровывается движение голосов, устанавливаются кульминационные моменты, осознается общий модуляционный план.

          В ходе проигрывании определяем с ученицей содержание (мелодия и аккомпанемент), основное членение мелодии (секвенционное,  движение триолями), вид аккомпанемента (интервально – аккордовый), тональности. Для более легкого прослеживания динамики  придумываем образы:

секвенции – «ручейки»

опорные ноты - «камушки»

 

 

         Определяем, как учить технические формулы:

Секвенции –

От разных нот гаммы

В разных октавах

Н

а легато

 

Гамма –

 

Пунктирным ритмом.

Методом вычленения с

ильной доли в триоли

.

 

Опевание -

Методом «накопления».

Аккомпанемент  -

В аккомпанементе присутствует

двухголосье

Проучиваем терции в верхнем голосе

И

спользуем прием пронации.

                     К.Черниоч.718.Этюд № 11.

        

          При работе над трудными этюдами, неизбежно приходится длительно работать над отдельными звеньями или так называемыми техническими формулами.

          Для того, чтобы эта работа не приедалась, чтобы внимание не притуплялось, а активность воображения и самоконтроль не ослабевали, в педагогической практике с давних пор стали изобретать разные способы варьирования повторений при работе.

          Значение таких вариантов в том, что они и подчеркивают и выводят на передний план некоторые отдельные стороны техники и через укрепление этих сторон улучшают технику в целом.

          После исполнения этюда использовались следующие варианты работы:

Изменение регистра и тональности.

Изменение окраски.

Изменение метроритмики.

Изменение штрихов.

Способ дублирования.

Способ

арпеджирования

аккордов.

Способ частичного собирания мелодических линий в аккорды.

Расположение партии одной руки между двумя руками.

Выбрасывание некоторых звуков из пассажа для удобного исполнения.

 Выучивание от конца к началу.

Беззвучная игра «немым способом».

                           

          Характерным для итогового этапа работы над всеми этюдами является сосредоточенное, творчески приподнятое исполнение всех этюдов целиком. Во время исполнения нужно стараться уловить те моменты, где:

имели место

двигательно

– технические неловкости,

где имели место признаки физического утомления,

 где были шероховатости звучания или ритмики,

где забылся текст,

где оказались недостаточные (или чрезмерные) кульминации,

где неровен темп и т.д.

 

                                    Цитаты на конец урока

«Этюды – это пища не только для пальцев, но и для ума».

«Играя на рояле, надо постоянно задавать себе вопрос: «Бить или не бить?».

«Десять пальцев пианиста – это уникальный оркестр, где исполнителей не выбирают, их нельзя выгнать, уволить, их можно только воспитывать».

                                       Используемая литература

1.Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой», М., «Фигаро- центр», 1996.

2.Шмидт – Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков», Л. «Музыка», 1973

3.Щапов А. «Фортепианная педагогика», М., «Советская Россия», 1960.

4.Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано», М., «Музыка», 1971

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×