план-конспект учебного занятия "Изучение ритмических длительностей" | Санникова Валентина Ивановна. Работа №348833
План-конспект учебного занятия "Изучение ритмических длительностей" адресован в помощь молодым педагогам в работе с начинающими пианистами. Конспект содержит примрный план проведения урока по теме "Длительности нот", занимательные стихи, а так же дополнительный дидактический материал - карточки для кассы с изображением сказочных героев, изображающих определенную длительность нот.
МАУ ДО «детская школа искусств Мотовилихинского р-на г Перми
План-конспект учебного занятия
«Изучение ритмических длительностей»
Выполнила:
педагог дополнительного образования
Санникова В.И.
<Object: word/embeddings/Microsoft_Word_Document1.docx>Открываем кассу с шестью кармашками. В каждом кармашке вставлена карточка с рисунком образа ноты – длительности. Целая – «Солдат-картофелина в мундире», половинная – белый лебедь, четверть – «солдаты» – четвертинки, восьмушки – «мушки», шестнадцатые – птички – стрижи. На обратной стороне каждой карточки нарисована соответствующая длительность.
Достаю карточку с целой нотой и говорю: « Самую длинную ноту музыканты решили назвать «целой». Она круглая, не закрашенная и такая длинная, что можно успеть просчитать до четырех, пока она тянется. Читаю стишок и в это время нажимаю любую клавишу, протягивая ее 4- счета.
«Раз, два, три, четыре, я картошечка в мундире, длинным звуком протянусь, целой нотой назовусь».
Обращаю внимание, что целая нота тянется четыре счета. Ребенок пробует сам на клавиатуре протянуть любую ноту, помогая мне считать и говорить стишок.
Тоже самое делаем с остальными длительностями.
«Раз - два, раз – два, нота половинная. Белый лебедь с шеей длинной равен ноте половинной».
Нажимаем клавишу и протягиваем ее два счета.
«Раз, два, три, четыре. Мы солдаты четвертинки, вдвое меньше половинки. За порядком мы следим, в такте четкий ритм храним»
Четверть тянется один счет. Нажимаем клавишу и протягиваем один счет «раз»
«Быстрые восьмушки летают словно мушки, их мечта быстрей лететь, чтоб шестнадцатыми стать. Раз – и, два – и, раз – и два – и.
Объясняю, что восьмые нотки очень короткие, и в одном счете их умещается целых две. Для удобства музыканты добавляют букву «и» к каждому счету, поэтому мы будем играть на «раз» одну нотку и на «и» вторую нотку. Читаем стишок, считаем и играем любую ноту на клавиатуре.
«Стрижики – шестнадцатые быстро летают, мушек восьмушек легко догоняют. Ра-аз и-и, два-а и-и».
Шестнадцатые нотки очень быстрые, как птички – стрижи. Что бы стрижу догнать мушку и проглотить ее, ему нужно летать быстрее мухи. Шестнадцатые нотки в два раза короче, чем восьмые и играются быстрее. В одном счете их укладывается целых четыре, на « раз» - играем две нотки и на «и» играем две нотки. Для удобства будем нажимать две клавиши, одну правой рукой, другую левой.
Игра: Используем туже кассу с картинками и карточками, на которых изображены ноты длительности. Карточки кладем в кулечек или можно использовать шапку ученика. С закрытыми глазами он достает по одной карточке. Изображенную длительность нужно правильно назвать, сыграть со счетом, и тогда ученик имеет право сложить ее в соответствующий кармашек кассы. Если нота названа не правильно, или просчитана не верно, карточка складывается обратно в шапку. Игра продолжается до тех пор, пока не заканчиваются все карточки с длительностями.
Сказка «Музыкальная семья»
Жила была одна очень дружная, музыкальная семья: папа, мама, дочка, бабушка и собачка жучка. Однажды они прогуливались по парку и решили считать свои шаги. Мама сказала: Я буду шагать четвертями, и считать на каждый шаг: раз, два, три, четыре. (Играем на фортепиано любой повторяющийся звук и считаем четвертями). Дочка решила последовать маминому примеру, но ее ножки не поспевали за ней. Тогда она побежала быстрее в два раза, так, что пришлось добавлять букву «и». Раз, и, два, и, три, и, четыре, и - стучали ее каблучки. (Играем восьмые на клавиатуре и считаем). «Ты бежишь восьмыми»: - сказал папа дочке, а мои шаги большие, пока ты сделаешь восемь маленьких шагов, я шагну два раза половинками. Раз – два, три – четыре. (Играем половинные ноты) Оглянулась девочка, а сзади тихо шла бабушка. Она шла медленно, вздыхая от усталости и считая на каждый шаг: раз- два-три-четыре, раз-два-три-четыре. (Играем целые ноты). Впереди бежала маленькая собачка Жучка. Она так быстро семенила лапками, что девочке очень трудно было сосчитать ее шаги. Тогда папа предложил ей сравнить свои шаги и шаги Жучки. Оказалось, что Жучка бежит в два раза быстрее, чем девочка. На каждый шаг девочки получилось два шага жучки. То есть, на каждый счет, Жучка делает четыре шага. (Играем шестнадцатые ноты на двух клавишах для удобства и считаем, добавляя букву «и» Ра-аз, и-и, два -а, и-и, три-и, и-и, четы-ре, и-и).
А теперь давай мы с тобой погуляем, шагая, как мама и бабушка. (Играем на инструменте одновременно шаги бабушки целыми нотами и шаги мамы четвертями, сопровождая игру счетом.) Затем как мама и дочка т.д. Испробовать различные комбинации.
Заключительная часть
Закрепляем полученные знания на примере песенки «Паровозик» из сборника И. Корольковой «Крохе музыканту». Заранее договариваемся, что будем считать до четырех, добавляя букву «и», т.к. в песенке есть восьмушки. Ребенок знает, сколько тянется каждая длительность, поэтому игра по нотам со счетом не составит труда.
Список используемой литературы:
Королькова И.С. Крохе-музыканту. Нотная азбука для самых маленьких. Часть I Ростов н/Д:изд-во «Феникс», 2004г. – 56 с
www.maam.ru/detskijsad/skazka-p: международный образовательный портал
О. Иванова И. Кузнецова Новый музыкальный букварь для самых маленьких
https://m.youtube.com/watch: Музыкальная азбука для маленьких. Ритм. Длительности нот
Приложение:
Карточки для кассы.