Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

План-конспект урока "Картина – пейзаж". | Мой кабинет. Работа №352051. Номер работы: №352051

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Цель: познакомить учащихся с жанром изобразительного искусства «пейзаж»; выполнить творческую работу «пейзаж».

Задачи:

- Формировать навыки работы художественными материалами в выполнение пейзажа;

- Развивать творческую активность, воображение, память, пространственное мышление;

- Воспитывать интерес и уважение к произведениям искусства; прививать любовь и бережное отношение к природе.

Тема: Картина – пейзаж.

Тип урока: изучение новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с жанром изобразительного искусства «пейзаж»; выполнить творческую работу «пейзаж».

Задачи:

- Формировать навыки работы художественными материалами в выполнение пейзажа;

- Развивать творческую активность, воображение, память, пространственное мышление;

- Воспитывать интерес и уважение к произведениям искусства; прививать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления; строить логически обоснованные рассуждения. Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; аргументировано оценивают свои работы и работы одноклассников.

Универсально учебные действия:

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоциональноценностное отношение

к Родине, природе. Формируют способность к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство». Связывают свои наблюдения за природой родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства.

 

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художников-пейзажистов. Умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

 

Регулятивныепринимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Оценивают свою работу, эмоциональное настроение на уроке и в процессе работы.

Задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка. Составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.

Методы и формы обучения: рассказ, объяснительно- иллюстративный, практический, выставка; индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование: репродукции с картин И.И.Шишкина, презентация « Картина-пейзаж », музыка А.Вивальди «Весна», бумага, краски, кисти.

Ход урока 1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку

- Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

-  Клад - это богатство, деньги, золото.

-  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Итак, в путь!

2. Актуализация знаний.

- Как называется человек, который рисует картины? (Художник)

- Что может быть изображено на картинах художников?

- Послушайте стихотворение – загадку и отгадайте её. В конце стихотворения скажите все вместе хором, что нарисовал художник.

Взял ты кисти и тетрадь,

Начинаешь рисовать.

Лес, березу, подорожник.

Море, луг и виноград,

И фруктовый школьный сад.

Или маму за столом,

Или свой родимый дом,

Или в сказке Буратино.

И получится … (картина).

На картинах могут быть нарисованы самые разные изображения. На одних картинах нарисованы деревья и речка, на других – красавица и полководец, а на третьих - вообще ваза с ананасами. Такие картины и называются по -разному. Все картины в зависимости, что на них изображено, подразделяются на особые направления – жанры. Жанр – это тема картины, на которую она создана, её сюжет.

- Сегодня мы познакомимся с одним из жанров изобразительного искусства. А с каким жанром вы узнаете, отгадав кроссворд.

3. Сообщение темы урока. Дети отгадывают кроссворд.

- Какова тема нашего урока. (Картина – пейзаж)

- Какие цели и задачи поставим перед собою на этом уроке? ( Узнать, что такое пейзаж как жанр изобразительного искусства, нарисовать пейзаж)

Что же такое пейзаж? Ответить на мой вопрос поможет стихотворение.

В очаровании русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас неочарованных людей…


- Как вы, ребята, думаете, в каком значении употребляется слово “пейзаж” или какой смысл имеет это слово в стихотворении?

(В стихотворении говорится о лесах, полях.)

- Здесь слово “пейзаж” употребляется и рассматривается, как природа, потому что если в первой строчке заменить слово “Пейзаж” на слово “Природу”, то получится тоже хорошо, смысл не теряется.

“В очаровании русской природы
Есть подлинная радость… и т.д.”


Все значения, которые вы мне дали, я запишу на доске.

Пейзаж – природа: лес, поле.

- Ребята, послушаем стихи о природе. В своем воображении нарисуйте иллюстрацию к стихотворению С.А. Есенина “Береза”.

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

Какое замечательное стихотворение. Кто желает высказать свое отношение к услышанному стихотворению.

– Иллюстрацией к этому стихотворению может быть дом с заснеженной березой.

-- Все высказывания верны и я допишу смысл слова “пейзаж”.

ПЕЙЗАЖ – природа, местность.

 

Стихотворение Ираиды Мордовиной

 

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути.

Озерный плен твои леса венчает,
Каскад хребтов в горах мечты таит,
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,

К сокровищам твоим нам путь лежит.

Как мало о тебе еще мы знаем!
Как много изучить нам предстоит.

- О чем говорится в этом стихотворении?

Что ещё допишем в определение пейзаж?

- Представьте, что вы попали в галерею, в которой находятся пейзажи. После просмотра картин, я попрошу Вас рассказать о чувствах и настроении, которое передают эти картины.

Презентация с настроением пейзажа.

- Настоящий художник умеет почувствовать и понять настроение природы. Она видится ему живой - радостной или грустной, ликующей, спокойной или тревожной.

 

- От чего зависит настроение пейзажа.

- Что ещё можно дописать в определение слова пейзаж?

 

ПЕЙЗАЖ – природа, Родина, местность, отношение человека к природе (его чувства).


А сейчас я попрошу вас, ребята, открыть словарь и прочитать значение слова пейзаж.

Ученик зачитывает из толкового словаря русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

Пейзаж – общий вид, какой – нибудь местности. Рисунок, картина изображающая виды природы, а так же описания природы в литературном произведении.

Ребята, опираясь на наши выводы, лирику поэтов, словари, постарайтесь дать определение пейзажа.

( Предполагаемый ответ ученика. Как произведение искусства – это образ природы, в котором выражено отношение к ней человека, его настроения, чувства. Пейзаж – это вид местности, страны.)


4. Знакомство с творчеством выдающегося художника И.И. Шишкина.

Красота природы, смена времен года, а каждое из них осень, зима, весна, лето – неповторимое, особенное, всегда были источником для поэтов, музыкантов, художников. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы.

О каком художнике пойдёт речь.

«Шишкин – художник народный. Всю свою жизнь он изучал русский преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный»


Сообщение о жизни и творчестве готовил ученик.

И.И. Шишкин родился в 1832 году в Елабуге – маленьком городке, расположенном на берегу реки Камы, в краю суровом и величественном. Впечатлительный и любознательный, одаренный мальчик нашел незаменимого друга в своем отце. Он был небогатым купцом, человеком разносторонних знаний. Его увлекала техникой, занимался археологией, историей. Интерес к старине, природе, чтению книг он прививал к сыну, поощряя любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано. В Московском Училище живописи сразу определилось влечение художника к пейзажу. Окончив училище, поступил в художественную академию в Петербурге. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.

Иван Иванович Шишкин - русский художник, автор замечательных пейзажей. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

Картины И.И. Шишкина хранятся в Третьяковской галерее в городе Москве.

Если вы придёте в музей, и вам захочется, как можно больше узнать о картинах, то лучше не просто ходить, а прислушаться к тому, что говорят экскурсоводы.

- Кто такие экскурсоводы?

Экскурсоводы и – работники музея, которые помогают посетителям лучше узнать экспонаты, проводя по выставке специальный обзор – экскурсию.

Экскурсоводы должны много знать о творчестве художника, о картинах которого они говорят, о его жизни, в каких жанрах рисовал свои полотна. О картине он должен рассказать так, чтобы у посетителя галереи появился интерес к живописи, и творчеству этого художника.

- В роле экскурсоводов сегодня выступят ребята нашего класса.

М/л стр. 178

1. Рожь.

Само название выражает сущность изображенного на картине, где все так мудро просто, и в то же время значительно. Спелая рожь, наполняющая картину золотым отливом, с шумящими, колышущимися от ветра колосьями, бесконечным морем разлилась вокруг. Будто бы из-под ног зрителя убегает вперед полевая тропа. Мотив дороги приобретает у художника радостное звучание. Это светлая, “гостеприимная” дорога, зовущая и манящая вдаль.

Все рожь кругом, как “степь” живая,
Ни замков, ни морей, ни гор.
Спасибо, сторона родная,
За твой чарующий простор.

(Отрывок из стихотворения Некрасова “Тишина”)

2. Наиболее широкой известностью пользуется картина “Утро в сосновом бору”

Художник хорошо передавал тишину леса, туман, в котором тонут стволы деревьев, предутренний сумрак, отступающий перед лучами солнца и, конечно же, медведи. Именно медведи придали живучесть, радость лесу.


3. На одном из пейзажей художник изобразил сосну, занесенную снегом. Могучее дерево возвышается на краю крутого утеса. Художник не просто назвал ее “Сосна”, а на “Севере диком”, первой строчкой стихотворения М.Ю. Лермонтова.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Именно лермонтовскую поэтическую сосну, овеянную мыслями о “далеком крае, где солнца восход” и изобразил на своем полотне художник.


- К 1880-м годам И.И.Шишкин стал просто великим мастером пейзажа. На его полотнах появились такие картины как: “Ручей в березовом лесу”, “Лесные дали”, “Дубовая роща”, “Сосны, освещенные солнцем”.

 

- Картина “Корабельная роща” написана в последний год жизни. Эта картина свидетельствует о великом искусстве художника.

Умер художник в 1898 году, оставив нам прекрасные пейзажи.

М/л стр. 178

- Как вы думаете, почему художнику так нравилось писать пейзажи, что его вдохновляло.

Отношение И.И. Шишкина к родной земле передать словами К. Паустовского. Родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни. Её мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа.

5. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер роняет росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем-

Крылья сложим назад

6. Продолжение по теме урока.

- В нашем учебнике есть репродукции пейзажей известный художников. (Стр. 115- 117) Это шедевры, оригиналы которых находятся в Третьяковской галерее. Рассмотрите их, прочитайте текс.

Исаак Ильич Левитан

Алексей Кондратьевич Саврасов

Жан Батист Камиль Боро

Василий Николаевич Башкеев

7. Практическая работа.

Дети также очень любят рисовать пейзажи. Вот посмотрите, как у них это получается.Как называют художника рисующего природу?

Выяснив, что такое пейзаж, переходим к практическому выполнению работы.

- Как называют художников, рисующих природу?

– Определить линию горизонта, так как пейзаж – это небо и земля,

– Передний, дальний планы,

– Зависимость цвета от расстояния.

Совместно с учителем дети рисуют пейзаж.

8. Выставка работ учащихся.

Работы вывешиваются на доске.

Чей пейзаж готов уж к сроку?
Приносите, не ленитесь,
Красотою подивитесь.
Мастеров здесь целый класс
Полюбуемся на вас.

Рефлексия.

Продолжите предложения:


Сегодня на уроке я узнал…

Мне понравилось …

Главным для меня было...

Сегодня я хочу похвалить за работу на уроке….

Подведение итогов.

- Что такое «пейзаж»?

- Как называют художников, рисующих природу?

- Назовите известных вам художников-пейзажистов.

- Как мы должны относиться к природе?

– Как вы хорошо потрудились! На столах у вас лежат маленькие квадратики бумаги. Передайте на них свое настроение с помощью красок.

– Поднимите свои квадратики!

10. Домашнее задание:

Стр. 119 (Придумай и изобрази пейзаж)

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×